- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Точилкин Е.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено МО учителей истории, обществознания и права.
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак РБ
Протокол №______
От ______________ 2014 г. Руководитель МО
________ Н.Н.Кондратьева
Согласовано
Зам. директора
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак
_______ Г.Н.Петрова
«___»_________2014 г.
Утверждаю
Директор
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак РБ
_________ Е.Н.Маркелова
Приказ № ______
от «____»________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
5 класс
на 2014-2015 учебный год
Составитель
Точилкин Егор Александрович
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Примерная программа основного общего образования образовательной системы «Школа 2100» по предмету «История» (основная школа, старшая школа) Москва, «Баласс» 2010;
-Авторская программа Д.Д. Данилова, М.Е. Турчина по предмету «История»;
-Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» на 2012-2017 годы;
- Учебный план МАОУ «СОШ№ 12 с УИОП» на 2014-2015 учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Д.Д. Данилов «Всеобщая история 5 класс; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Цели обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История»
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Задачи обучения:
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
География, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.
Окружающий мир, 3-4 классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.
Обществознание, 5 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения предмета «История» в 5классе из расчёта 2 часа в неделю.
Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.
В данной рабочей программе при изучении модулей используется следующие тематический контроль по модулям в форме тестирования и исторические диктанта имеющие целью проверку досконального знания модуля.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс История Древнего мира должен:
-
Сформировать историческое мышление.
-
Дать характеристику древнему , средневековому , новому и современному обществу.
-
Показать отличия Древнего мира, Средневековья, Нового времени от мира современного.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
-
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
-
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Результаты ( УУД)
Реализация УУД
РЕГУЛЯТИВНЫеЕ универсальные учебные .действия
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты
реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2)
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2)
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1)
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
8) смысловое чтение;
Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции
В результате изучения курса История Древнего мира учащийся должен:
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы истории древнего мира;
-
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Древнем мире и развивающиеся до сих пор.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
-
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Клеопатра, Юлий Цезарь, Нерон.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Древнего мира.
Содержание рабочей программы
Модуль 1. Первая историческая эпоха 10 часов
Вводная тема (2 ч.)
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей - «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока 18 часов
Тема 2. Древний Египет (7 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (11 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 3. Первая цивилизация Запада 14 часов
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (6 ч.)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 4. Империи эллинов и римлян. 26 часов
Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (4 ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (14 ч.)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Календарно-тематическое планирование
5 Б класс
№
Тема урока
Тип урока кол. часов
Основное содержание
УУД компетенции
Домашнее задание
Планируемая дата
Фактическая дата
Примечание
Модуль 1. Первая историческая эпоха 10 часов
Вводная тема 2 часа
1
Что изучает история?
Урок изучения новой темы.
1 ч.
что изучает история, из чего складываются исторические знания. Всемирная история. Всеобщая история. Отечественная история. Общество, хозяйство, власть, культура, цивилизация.
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
Коммуникативные: высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Изучить Стр. 4-7
01.
2
Источники знаний о прошлом. Счет лет в истории.
Урок изучения новой темы
1ч.
Исторические источники. Счёт лет в истории. Исторические факты
Изучить Стр. 8-17.
Тема 1. Первобытный мир 8 часов
3
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека
Урок изучения новой темы
1 ч.
Появление вида «человек умелый» и его развитие к современному виду людей.
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
Коммуникативные: высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Изучить § 1
4
Расселение древнейшего человека
Урок изучения новой темы
1 ч.
Расселение древнейшего человека. Родоплеменные отношения. Взаимосвязь людей и управление внутри родовой общины и в племени. Карта как источник исторических сведений.
Изучить § 2
5
Религиозные верования
Урок изучения новой темы 1 ч.
Религиозные верования. Искусство первобытных людей. Душа. Мифы. Магия.
Изучить § 3
6
Развитие орудий труда и занятий первобытного человека
Урок изучения новой темы
1 ч.
Развитие орудий труда и занятий первобытного человека. Появление земледельцев и скотоводов. Племена.
Изучить § 4
7
Родоплеменные отношения
Урок изучения новой темы
1 ч.
Образование соседских общин, зарождение ремесла и торговли.
Изучить §5
8
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации
Урок изучения новой темы
1 ч.
Переход от первобытности на ступень цивилизации. Города. Государства, письменность
Изучить §6
9
Первобытный мир
Повторитель -обобщающий урок
1 ч.
Определение основных этапов развития человеческого общества. Изменение знаний, умений, навыков на протяжении развития первобытной истории
Подготовка к контрольной работе
10
Урок - контроль по 1 модулю
Урок про верки зна ний и уме ний 1 ч.
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока 18 часов
Тема 2. Древний Египет 7 часов
11
Образование Древнеегипетского государства
Урок изучения новой темы
1 ч.
Переход на ступень цивилизации жителей древнего Египта. Царская власть. Письменность. Образование государства.
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
Коммуникативные: высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Изучить § 7
12
Особенности древней религии Египта
Урок изучения новой темы
1 ч.
Особенности древней религии Египта. Жрецы.
Изучить § 8
13
Культурное наследие Древнего Египта
Урок изучения новой темы
1 ч.
Божественное происхождение власти фараона. Культурное наследие древнего Египта - пирамида Хеопса.
Изучить § 9
14
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта
Урок изучения новой темы
1 ч.
Оросительная система. Слои древнеегипетского общества.
Изучить § 10
15
Расцвет Египетского царства.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Достижения бронзового века в Египте. Египетская армия, походы фараонов.
Изучить § 11
16
Древний Египет
Урок проверки знаний и умений
1 ч.
Древний Египет: общие сведения
Развивающие: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать.
Повторить раздел Древний Египет
17
Практикум по теме Древний Египет»
Урок проверки знаний и умений
1 ч.
Тема 3. Древние цивилизации Азии 11 часов
18
Цивилизация в Междуречье.
Урок изучения новой темы
1 ч
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего междуречья.
Коммуникативные: высказывать суждения о достоверности теорий, иметь и аргументировано высказывать собственную точку зрения на проблемные вопросы, составлять логические схемы.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива.
Коммуникативные: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, ярко и образно описывать исторические события, высказывать собственные суждения о достоверности тех или иных источников.
Развивающие: умение сопоставлять и классифицировать исторические документы, высказывать суждения об их достоверности, сравнивать однородные исторические явления, правильно оперировать основными понятиями темы, вести дискуссию, умение аргументировано высказывать собственные суждения: о причинах, целях, последствиях деятельности исторических личностей.
Изучить § 12
19
Законы Хаммурапи.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Правление царя Хаммурапи. Западная Азия. Свободные граждане. Рабы.
Изучить § 13
20
Ассирийская держава. Завоевание Ассирии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Начало железного века в Западной Азии около Х века до н.э. великая Ассирийская держава. Завоевания Ассирии.
Изучить § 14
21
Библия и религия древних евреев
Урок изучения новой темы
1 ч.
Образование царства древних евреев. Библия и религия древних евреев.
Изучить § 15
22
Персидская мировая держава.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Мир Западной Азии. Значение Персидской державы. Управление при Дарии 1. Зороастризм.
Изучить § 16.
23
Переход на ступень цивилизации Древней Индии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Древняя Индия. Занятия жителей. Возникновение государства. Будда и буддизм.
Изучить § 17.
24
Культурное наследие древней Индии
Изучение новой темы
1 ч.
Изучить § 17.
25
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая
Урок изучения новой темы
1 ч.
Переход на ступень цивилизации жителей Китая. Зарождение государства. Культурное наследие. Конфуций и конфуцианство.
Изучить § 18
26
Конфуций и конфуцианство
Урок изучения новой темы
1 ч.
Изучить § 18
27
Общий взгляд на Древний Восток.
Повторительно -обобщающий урок
1 ч.
Цивилизация как ступень развития, как общность людей. Древний Восток. Древний Египет. Междуречье. Древняя Индия. Древний Китай.
Готовиться к проверочной работе.
28
Урок - контроль по модулю № 2.
Урок проверки знаний и умений
1 ч.
Модуль 3. Первая цивилизация Запада 14 часов
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции 8 часов
29
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции
Урок изучения новой темы
1 ч.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции. Крит. Микены
Коммуникативные: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, ярко и образно описывать исторические события, высказывать собственные суждения о достоверности тех или иных источников.
Развивающие: умение сопоставлять и классифицировать исторические документы, высказывать суждения об их достоверности, сравнивать однородные исторические явления, правильно оперировать основными понятиями темы, вести дискуссию, умение аргументировано высказывать собственные суждения: о причинах, целях, последствиях деятельности исторических личностей.
Коммуникативные: умение извлекать информацию и локализовать исторические события на карте, устанавливать причинно - следственные связи, ярко и образно описывать исторические события, высказывать собственные суждения о достоверности тех или иных источников.
Изучить § 19
30
Культурное наследие Древней Греции
Урок изучения новой темы
1 ч.
Культурное наследие Древней Греции. Поэмы Гомера.
Изучить § 20
31
Города-государства Эллады
Урок изучения новой темы
1 ч.
Возникновения полисов. Особенности общественного устройства и управления. Слои населения
Изучить § 21
32
Особенности древнегреческой религии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Особенности древнегреческой религии.
Изучить § 22
33
Возникновение полисов - городов - государств
Урок изучения новой темы
1 ч.
Афинская демократия. Спартанский полис.
Развивающие: умение сопоставлять и классифицировать исторические документы, высказывать суждения об их достоверности, сравнивать однородные исторические явления, правильно оперировать основными понятиями темы, вести дискуссию, умение аргументировано высказывать собственные суждения: о причинах, целях, последствиях деятельности исторических личностей
Изучить § 23
34
Формирование народа греков - эллинов -
Урок изучения новой темы
1 ч.
Олимпийские игры
Изучить § 24
35
Великая греческая колонизация
Урок изучения новой темы
1 ч.
Греческие колонии.
Изучить § 25
36
Греческие колонии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Изучить § 25
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации 6 часов
37
Греко - персидские войны
Урок изучения новой темы
1 ч.
Греко-персидские войны. Причины, основные события, итоги войн
Развивающие: умение сопоставлять и классифицировать исторические документы, высказывать суждения об их достоверности, сравнивать однородные исторические явления, правильно оперировать основными понятиями темы.
Изучить § 26
38
Расцвет афинской демократии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Принципиальное отличие свободных и рабов в жизни Греции. Расцвет афинской демократии.
Изучить § 27
39
Особенности древнегреческого искусства
Урок изучения новой темы
1 ч.
Особенности древнегреческого искусства, возникновение театра и его роль в афинском обществе.
Изучить § 28
40
Мудрецы Древней Греции.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Философия. Идеи Сократа. Платона. Аристотеля.
Изучить § 29
41
Общий взгляд на Древнюю Грецию.
Повторительно -обоб щающий урок
1 ч.
Отличия Древней Греции от цивилизаций Востока.
Готовиться к проверочной работе
42
Урок - контроль по 3 модулю.
Урок проверки знаний и умений
1 ч.
Коммуникативные: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Модуль 4. Империя эллинов и римлян 26 часов
Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока 4 часа
43
Подчинение Греции Македонии
Урок изучения новой темы
1 ч.
Подчинение Греции Македонии
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Коммуникативные: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей
Изучить § 30
44
Завоевания Александра Македонского
Урок изучения новой темы
1 ч.
Личность Александра македонского. Завоевательные походы. Причины побед.
Изучить § 31
45
Распад империи А. Македонского
Урок изучения новой темы
1 ч.
Распад империи Александра. Создание эллинистической цивилизации.
Изучить § 32
46
Эллиническая цивилизация
Урок изуче ния новой темы1 ч.
Изучить § 32
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима 8 часов
47
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима
Урок изучения новой темы
1 ч.
Древний Рим. Патриции. Плебеи. Республика. Латинский алфавит.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Коммуникативные: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Коммуникативные: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Изучить § 33
48
Римские завоевания
Урок изучения новой темы
1 ч.
Римские завоевания
Изучить § 34
49
Господство Рима над Западным Средиземноморьем
Урок изучения новой темы
1 ч.
Завоевания Рима. Пунические войны. Господство Рима.
Изучить § 35
50
Господство Рима над Восточным Средиземноморьем
Урок изучения новой темы
1 ч.
Господство Рима на всём средиземноморье.
Изучить § 36
51
Культурное наследие Древнего Рима. Перемена римских нравов.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Заимствование Римом греческой культуры.
Коммуникативные: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.Использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллективаУмение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Изучить § 37
52
Кризис римской республики
Урок изучения новой темы
1 ч.
Кризис римской республики. Восстание Спартака. Гражданские войны.
Изучить § 38
53
Гражданские войны
Урок изучения новой темы
1 ч.
Кризис римской республики
Изучить § 38
54
Личность и диктатура Ю. Цезаря
Урок изучения новой темы
1 ч.
Личность и диктатура Г.-Ю. Цезаря. Падение республики.
Изучить § 39
Тема 8. Античная греко- римская цивилизация 14 часов
55
Римская империя
Урок изучения новой темы
1 ч.
Римская империя. Октавиан Август
Развивающие: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Изучить § 40
56
Расцвет античной культуры
Урок изучения новой темы
1 ч.
Культурное наследие античной цивилизации
Изучить § 41
57
Золотой век Римской империи.
Урок изучения новой темы
1 ч.
Расцвет античной цивилизации. Установление римской империи
Изучить § 42
58
Возникновение христианства
Урок изучения новой темы
1 ч.
Возникновение христианства. Особенности христианства.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллективаУмение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Развивающие: использовать полученные знания для решения проблемных и познавательных задач. Владеть умениями совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива
Коммуникативная: умение объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей.
Изучить § 43
59
Распространение христианства
Урок изучения новой темы
1 ч.
Распространение христианства. Император Константин. Оформление христианской церкви. Новый Завет.
Изучить § 44
60
Оформление христианской церкви
Урок изучения новой темы
1 ч.
Изучить § 44
61
Раздел Римской империи на Западную и Восточную
Урок изучения новой темы
1 ч.
Разделение империи на Западную и Восточную. Падение западной римской империи.
Изучить § 45
62
Падение Западной Римской империи
Урок изучения новой темы
1 ч.
Изучить § 45
63
Общий взгляд на империи эллинов и римлян.
Повторитель - обобщающий урок
1 ч.
Подготовка к контрольной работе.
Готовиться к контрольной работе.
64
Урок - контроль по 4 модулю
Урок проверки знаний и умений
1 ч.
65
Общий взгляд на Древнюю историю
Повторител-обобщающий урок
1 ч.
Повторить последние страницы раздела
66
Практикум по теме «Империя эллинов и римлян»
Урок проверки знаний
1 ч.
67
История Древнего мира
Обобщающий урок
1 ч.
68
История Древнего мира
Обобщающий урок
1 ч.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
1. Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 классс.- М.: «Баллас», 2013
2.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович уроки истории 5 класс. История древнего мира: Москва. 2006 г.
3. Методическое пособие по истории Древнего Мира: «Просвещение», 1988г.
4. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение», 2008 г.
5. Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 класс; «Баллас»,2013 г.,
6. История древнего мира - методическое пособие 5 класс; «Дрофа», 2002 г.,
7. Г. И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: 5 класс.: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 2006 г.
8. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель», 2007 г.
9. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя: «Первое сентября» 2000г.
10 .Тематический контроль по истории. Древний мир: «Интеллект - центр», 2008г.
11. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Литература для учащихся:
-
Ботвинник, М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян.: пособие для учащихся / М.Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2010
-
Д.Д. Данилов Всеобщая история 5 классс.- М.: «Баллас», 2013
-
Ионина, Н.А. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / Н.А.Ионина. - М.: Вече,2010
-
История мировой культуры : справочник школьника. - М.,2010
-
Капица, Ф.С. Всеобщая история : новейший справочник школьника / Ф.С. Капица. - М.: АСТ,2010
Энциклопедия для детей. Всеобщая история . - М: Аванта+,2012
Материалы на электронных носителях
1.Мультимедийный комплекс «1С. Образовательная коллекция»: история древнего мира 5 класс, 2008г.
2. История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга + диск): «Планета», 2012 г.к
3. Видеосерия: в кругу великих людей: 2008 г.
4.Мультимедийный комплекс: карты по истории древнего мира 5 класс (ФГОС) 2013 г.
Интернет-ресурсы
ancient.ru/
История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии...
ancientreme.ru/
История Древнего Рима
ellada.spl.ru/
История Древней Греции
novgorod.fio.ru/projects/Project118/index.htm
Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников.
Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке
oba.wallst.ru/scientif/history/foreign/antient.htm
На сайте представлена электронная карта Греции
tmn.fio.ru/works/17x/305/01/kartagrezii.htm
Семь чудес света.
chudo-7.narod.ru/index.htm
Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света.
7wonders.worldstreasure.com/
Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова "Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима". Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника.
historiwars.narod.ru/Index/Drev/Drev2.htm
Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей: 1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ
Технические средства обучения
Ноутбук
Экспозиционный экран
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
Учительский стол с тумбой
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий
Настенная доска
Стенды : лента времени, сегодня на уроке, вехи истории . техника безопасности