Конспект урока истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории

1. Ф.И.О. учителя: Захарова Е.В.

2. Класс: 6АБ

Дата: 11.02.16, 12.02.16 и 15.02.16

Предмет: история (3 часа)

3. Тема урока: Древнерусская культура

Цель: охарактеризовать развитие культуры Древней Руси X - начала XII в.; определить факторы, повлиявшие на ее развитие.

Предметные УУД: Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси.

Регулятивные УУД: Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникативные УУД: Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером. учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие.

Познавательные УУД: Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

Личностные УУД: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности. Осознают социально - нравственный опыт предшествующих поколений. Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок с применением ИКТ.

План уроков

1. Двоеверие.

2. Христианство и славянская письменность.

3. Изобразительное искусство Древней Руси.

4. Древнерусское зодчество.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент.

Мотивация

Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь. Отчет дежурных

Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих

К, Л

Проверка домашнего задания

1.Ответы на вопросы:

1. Схема устройства древнерусского города.

2. Какую роль играли города в хозяйственной, политической и международной жизни Древней Руси?

3. Как была устроена жизнь сельской общины? Чем

жизнь сельчан отличалась от жизни горожан?

4. Схему управления княжеским двором

2.Работа с определениями:

Блиц-опрос

Город, смерд, вервь, вотчина, челядь, холоп, село, закуп, рядовичи, лествичная система наследования, династическое правление

3.Работа с датами:

988, 1015, 1054, 1113, 1097

4.Карточки 1 и 2

5.Тест

Отвечают на вопросы, дают пояснения определения и события,

П

К,П

Актуализация опорных знаний

Тема урока: Древнерусская культура

-Как вы понимаете значение этого слова? Слайд1

Культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Многие исследователи пришли к пониманию культуры как сложного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. По существу, в понятие «культура» включают все, содаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литературу; религиозные или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей. По мнению В. И. Даля, как бы мы не определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование - умственное и нравственное.

-Каковы особенности Культуры Древней Руси?

Говоря об особенностях культуры Древней Руси необходимо отметить культурные взаимодействия Русского государства с зарубежными странами, которые складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были культурные связи

с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.

-Вспомните каково было культурное наследие восточных славян?

представления о богах, ремесла,

устное народное творчество, а также определить влияние

христианства на развитие культуры

Учитель отмечает, что на развитие культуры начального периода Древнерусского государства оказали влияние сам процесс становления государства (формирование структуры власти, социальное расслоение общества на знать, свободное и зависимое население), принятие христианства и расширение международных связей, в первую очередь с Византией. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм (определение понятия учащиеся записывают в тетрадь).

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Существовали и такие формы фольклора, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.

- Какие цели поставим?

Вывод:

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства - традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси - достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства - патриотический мотив народных сил.

Записывают тему урока

Отвечают на вопрос

Изучение нового материала

Чтение эпиграфа и ответы на вопросы с.85

Прочитайте главный вопрос урока. Как вы сможете ответить на него сейчас? Как ответите после изучения темы?

Работа в группах

  1. группа. Прочитайте текст на стр. 80-81 и ответьте на вопрос:

А)какое влияние на духовную культуру оказало христианство?

Б) какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?

В)как христианская церковь относилась к язычеству?

2 группа. Прочитайте текст на стр. 81-83 и ответьте на вопросы:

А)Какое значение для развития оказала принятие письменности на Руси?

В)как оформлялись книги в древности?

Г) Что такое миниатюры, инициалы, летописи? Какие произведения стали известными? Кто внес большой вклад при распространении письменности?

Д)Кому была доступна книжная грамотность?

3 группа. Работа с документом. Из берестяных грамот

4 группа Работа с документом на стр. 86-87. Слова о Законе и Благодати

Вопросы: 1. Как оценивает Иларион правление Владимира? О каких заслугах Владимира он говорит особо?

2. При жизни у Владимира с Ярославом были разногласия.

Однако Иларион утверждает, что Ярослав продолжатель

дела Владимира. Согласны ли вы с утверждением Илариона? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение?

3.Какие уроки можно извлечь для себя из «Повести временных лет»?

4.Почему Илларион называют князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?

5 группа. Прочитайте текст на стр. 83-84 и ответьте на вопросы:

1.Что такое икона, фреска, мозаика?

2. Каким требованиям должен следовать художник - иконописец?

3.Почему иконописцы не ставили своих имен под созданной работой?

6 группа. Прочитайте текст на стр. 84- 85 и ответьте на вопросы:

  1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

  2. Где русские князья брали средства на строительство храмов?

6 группа. Рассмотрите иллюстрации на стр. 86-87 и ответьте на вопросы учебника с. 87-88 вопрос 1-2.

Читает учитель:

Б. А. Рыбаков так писал об особенностях русского зодчества:

«Первые деревянные христианские храмы в Киеве и Новгороде строились в честь новых богов старыми «древоделами»,

привыкшими «сограждать» божницы и храмы старых богов.

И тринадцать верхов деревянной Софии, и роспись по дереву

Ярославова храма - все это наследие тех грандиозных языческих святилищ, которые были щедро украшены резьбой, росписью (может быть, по побеленной глине), золотом и костью, в

которых варягов-чужеземцев приносили в жертву Перуну, в которых клялись оружием соблюдать договоры с императорами

Византии и буйно пировали на обрядовых братчинах, слушая

гусельный звон сладкозвучного Баяна».

Вопрос: в чем историк видит отличие древнерусского

зодчества от византийского?

П

Р П К

Закрепление нового материала

Закрепление материала

1. Какое влияние на развитие древнерусской культуры оказало принятие христианства?

2. Можно ли говорить о том, что славяне копировали культуру Византии? Подтвердите свое мнение.

3. Какие идеи общественной жизни XI в. Проявились в древнерусском зодчестве?

4. Прокомментируйте мнение Илариона о Киевском Софийском соборе: «Церковь дивна и славна всем окружным странам яко же ина не обрящется во всем полунощи и земном от востока до запада». Можно прокомментиро-

вать и высказывание известного путешественника Павла Алеппского после посещения Киевской Софии: «Ум человеческий не в силах ее обнять».

П

К РЛ

Домашнее задание

П. 11-12, пересказ, сочинение вопрос 2, вопрос 3 письменно

  1. Жилище. 2Одежда

Сообщение «Устное народное творчество в древней Руси?

подготовить виртуальную экскурсию по храму Святой Софии в Киеве.

П

К Р Л

Рефлексия

Я узнал.

Я понял

П

К Л П







3 группа. Работа с документом. Из берестяных грамот.

Из берестяных грамот XI-XV вв.

«1. Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался.Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал: «И кланяюсь тебе, братец мой!» Ты бы хотя бы сказал: «Ты - мой,а я - твой!»

2. Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой.

3. Oт Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу,а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.

4. Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».

Вопрос: какую информацию о повседневной жизни новгородцев несут берестяные грамоты?





Восточные славяне. Образование древнерусского государства. 6 класс.

1. Основное занятие восточных славян:

а) охота б) торговля в) земледелие г) ремесло

2. Название общины на Руси:

а) вервь б) сход в) вече г) мир

3. Два государственных центра восточных славян:

а)Чернигов,Полоцк в)Любечь,Чернигов

б)Новгород,Киев г)Смоленск,Псков

4. Объезд киевским князям с дружиной своих земель для сбора дани:

а) колонизация в ) повинности

б) полюдие г) налог

5.Большую роль в жизни восточных славян играло бортничество, то есть:

а) производство глиняной посуды

б) выделка шкурок пушного зверя

в) сбор дикого меда

г) ловля сетями и неводом рыбы

6. Древнерусское государство сложилось в:

а)VII в. в) конце VIII в.

б) начале IX в. Г )конце IX в.

7. Древнерусское государство было образованно в А)862г., Б) 882г., В) 907г., Г) 879 г.

8. Образование Древнерусского государства связано с именем князя:

А) Игоря Б) Рюрика В) Ольги Г) Олега

9..От восточных славян происхождение ведут три народа(национальности). Выберите три правильных ответа.

1) русские 2) болгары 3) поляки 4) украинцы 5) белорусы 6) словаки

Восточные славяне. Образование древнерусского государства. 6 класс.

1. Основное занятие восточных славян:

а) охота б) торговля в) земледелие г) ремесло

2. Название общины на Руси:

а) вервь б) сход в) вече г) мир

3. Два государственных центра восточных славян:

а)Чернигов,Полоцк в)Любечь,Чернигов

б)Новгород,Киев г)Смоленск,Псков

4. Объезд киевским князям с дружиной своих земель для сбора дани:

а) колонизация в ) повинности

б) полюдие г) налог

5.Большую роль в жизни восточных славян играло бортничество, то есть:

а) производство глиняной посуды

б) выделка шкурок пушного зверя

в) сбор дикого меда

г) ловля сетями и неводом рыбы

6. Древнерусское государство сложилось в:

а)VII в. в) конце VIII в.

б) начале IX в. Г )конце IX в.

7. Древнерусское государство было образованно в А)862г., Б) 882г., В) 907г., Г) 879 г.

8.. Образование Древнерусского государства связано с именем князя:

А) Игоря Б) Рюрика В) Ольги Г) Олега

9.От восточных славян происхождение ведут три народа(национальности). Выберите три правильных ответа.

1) русские 2) болгары 3) поляки 4) украинцы 5) белорусы 6) словаки


Карточка 1. Вставьте место пропусков:

1.Торговый путь у восточных славян назывался________________, его начало - море Варяжское, сейчас называется _________, соединялся с морем Русским, известным в наше время как ______. Конечным пунктом этого водного пути был город ________.

2. Вставьте место пропусков:

Восточные славяне поклонялись многим богам, то есть были_________, главным богом у них был______________

Карточка 1. Вставьте место пропусков:

1.Торговый путь у восточных славян назывался________________, его начало - море Варяжское, сейчас называется _________, соединялся с морем Русским, известным в наше время как ______. Конечным пунктом этого водного пути был город ________.

2. Вставьте место пропусков:

Восточные славяне поклонялись многим богам, то есть были_________, главным богом у них был______________

Карточка 1. Вставьте место пропусков:

1.Торговый путь у восточных славян назывался________________, его начало - море Варяжское, сейчас называется _________, соединялся с морем Русским, известным в наше время как ______. Конечным пунктом этого водного пути был город ________.

2. Вставьте место пропусков:

Восточные славяне поклонялись многим богам, то есть были_________, главным богом у них был______________

Город, смерд, вервь, вотчина, челядь, холоп, село, закуп, рядовичи,

лествичная система наследования, династическое правление

988, 1015, 1054, 1113, 1097

Курточка 2

О ком из князей идёт речь:

А) Он основателем правящей династии древнерусских князей, начал княжить в Новгороде.

Б) Он победил греков, а потом прибил на ворота Царьграда свой щит, показуя победу и подписал с ними договор.

В) Когда вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти".

В год 6473 (965). Пошел на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел хазар и столицу их и -Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

Г) И, когда стало смеркаться, приказала своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети ,где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань . И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород, ибо был Вышгород городом… И пошла с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов; и сохранились места ее стоянок и охот до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном своим.

Д) Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем Малом:"если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьет его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит

Е). И послал к нему царь, говоря: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь", ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря:" Возьмет-де за убитого род его". Взял же даров много и возвратился в Переславль со славою великою...

Ж) Установила уроки, погосты и повозы. Первая из русских князей приняла Христианство





© 2010-2022