План-конспект урока по истории в 5 классе Демократия в Афинах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Демократия в Афинах».

Цель урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися сущности реформы Солона. Раскрыть особенности демократии в Афинах.

Ход урока

1.Урок начинается с небольшой разминки, с проверки терминов. Проверка происходит в виде игры «Заморочки из бочки». Учитель готовит самодельную бочку и насыпает в неё колечки с написанными на них терминами. Предлагаются следующие термины: полис, тиран, тирания, ареопаг, архонт, демос, аристократия, реформа.

2. На доске ученик должен схематично изобразить управление Афинским полисом до реформы Солона. Схема должна выглядеть следующим образом:

Ареопаг

Архонты

Народное собрание

3. Ещё один ученик работает с кроссвордом:

1. а) Правитель, осуществивший в Афинах реформы суда и земельную реформу

_ _ _ _ _. (Солон)

б) Совет знатных людей: _ _ _ _ _ _ _. (Ареопаг)

в) Девять правителей, выбранных из числа знатных людей _ _ _ _ _ _ _. (архонты)

г) Камень, на котором были написаны долги земледельцев: _ _ _ _ _ _ _ _. (долговой)

д) Жестокий властитель : _ _ _ _ _. ( тиран)

е) Власть, основанная на жестокости, страхе, принуждении: _ _ _ _ _ _ _. (тирания)

4. следующему ученику предлагается составить рассказ о судебной реформе Солона, используя опорные слова: Драконт, драконовские законы, народный суд, клятва судей, состязательный процесс, открытый суд, вынесение приговора.

5. Пока учащиеся готовятся, предлагается устный опрос: почему именно Солон осуществил эти реформы?

Изучение нового материала.

Учитель: Обратите внимание на то, каким было управление в Афинах. К чему это могла привести?

- к войне между демосом и аристократией.

Учитель: Мудрый Солон понял это и осуществил реформу управления. На сегодняшнем уроке мы посмотрим, что же изменил Солон в управлении государства.

По ходу рассказа составляется таблица для сравнения. Учитель всё время опирается на знания учеников при составлении таблицы.После реформы все стали просто граждане. Граждане - люди, имеющие определённые права и обязанности.

Права- это то, что можно делать ( например, участвовать в народном собрании)

Обязанности- это т о, что нужно делать (например, служить в войске).

  1. Вся власть в Афинах принадлежала ареопагу - совету знати.

  1. Все основные вопросы в Афинах теперь решались на родном собрании. В нём принимали участие граждане - мужчины. Оно проходило четыре раза в месяц. На собрании перед гражданами мог выступать любой оратор. Оратор- человек, умеющий красиво говорить. Все вопросы решались голосованием по числу поднятых рук. Собрание решало все важные дела: ведало казной, вопросами войны и мира, избирало стратега. Стратег- главное лицо в Афинах, правитель Афин.

  1. Ареопаг избирал из числа знатных лиц девять правителей - архонтов.

  1. На собрании выбирали так же должностных лиц. Должностные лица - люди, занимающие должность по управлению государством. Здесь были и должности судей, сборщика пошлин и др. Занять эту должность мог любой гражданин, пользующийся уважением у сограждан. Но за эту работу не платили денег. И поэтому бедняки не могли занимать должности. На народном собрании был поднят вопрос о том, чтобы за все должности платили деньги. Такой закон был принят, и теперь Афинами могли управлять не только богатые граждане , но и бедные.

  1. Власть в Афинах принадлежала аристократии - знатным людям.

  1. Афинами управлял весь народ. Такая форма правления получила название демократия. Демократия - власть народа.

Учитель: Особенно бурного развития достигла демократия при Перикле. Ученикам предлагается прочитать учебник и доказать, что при Перикле демократия достигла пика развития. Ученики должны привести пример о том, когда Периклу было предъявлено обвинение в большой трате денег из казны, и когда его заподозрили в краже золота со статуи богини Афины.

В конце урока на доске или в презентации для сравнения рисуется новая схема управления Афинами.

Ареопаг Народное собрание

Архонты Стратег

Народное собрание Должностные лица

Вопрос: докажите, что власть действительно принадлежала народу?

Рефлексия: Для закрепления материала предлагается карточка из раздаточного иллюстративного материала, на которой изображены две формы правления: египетская и Афинская . Естественно можно использовать презентацию. Ученик должен ответить на вопрос: какая форма правления вам больше нравится и почему?

Ответ должен быть примерно такого содержания: при демократии простой народ мог принимать участие в управлении государством, решать важные дела и даже правители должны были прислушиваться к мнению народ и подчиняться ему.

Д\З - §30, 40. Ответьте дома на вопрос : можно ли считать Афинское государство образцом? Этот вопрос можно обсудить с учащимися при опросе домашнего параграфа.

© 2010-2022