- Преподавателю
- История
- План-конспект урока по истории в 5 классе Демократия в Афинах
План-конспект урока по истории в 5 классе Демократия в Афинах
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновальцева Т.В. |
Дата | 06.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Демократия в Афинах».
Цель урока:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися сущности реформы Солона. Раскрыть особенности демократии в Афинах.
Ход урока
1.Урок начинается с небольшой разминки, с проверки терминов. Проверка происходит в виде игры «Заморочки из бочки». Учитель готовит самодельную бочку и насыпает в неё колечки с написанными на них терминами. Предлагаются следующие термины: полис, тиран, тирания, ареопаг, архонт, демос, аристократия, реформа.
2. На доске ученик должен схематично изобразить управление Афинским полисом до реформы Солона. Схема должна выглядеть следующим образом:
Ареопаг
Архонты
Народное собрание
3. Ещё один ученик работает с кроссвордом:
1. а) Правитель, осуществивший в Афинах реформы суда и земельную реформу
_ _ _ _ _. (Солон)
б) Совет знатных людей: _ _ _ _ _ _ _. (Ареопаг)
в) Девять правителей, выбранных из числа знатных людей _ _ _ _ _ _ _. (архонты)
г) Камень, на котором были написаны долги земледельцев: _ _ _ _ _ _ _ _. (долговой)
д) Жестокий властитель : _ _ _ _ _. ( тиран)
е) Власть, основанная на жестокости, страхе, принуждении: _ _ _ _ _ _ _. (тирания)
4. следующему ученику предлагается составить рассказ о судебной реформе Солона, используя опорные слова: Драконт, драконовские законы, народный суд, клятва судей, состязательный процесс, открытый суд, вынесение приговора.
5. Пока учащиеся готовятся, предлагается устный опрос: почему именно Солон осуществил эти реформы?
Изучение нового материала.
Учитель: Обратите внимание на то, каким было управление в Афинах. К чему это могла привести?
- к войне между демосом и аристократией.
Учитель: Мудрый Солон понял это и осуществил реформу управления. На сегодняшнем уроке мы посмотрим, что же изменил Солон в управлении государства.
По ходу рассказа составляется таблица для сравнения. Учитель всё время опирается на знания учеников при составлении таблицы.После реформы все стали просто граждане. Граждане - люди, имеющие определённые права и обязанности.
Права- это то, что можно делать ( например, участвовать в народном собрании)
Обязанности- это т о, что нужно делать (например, служить в войске).
-
Вся власть в Афинах принадлежала ареопагу - совету знати.
-
Все основные вопросы в Афинах теперь решались на родном собрании. В нём принимали участие граждане - мужчины. Оно проходило четыре раза в месяц. На собрании перед гражданами мог выступать любой оратор. Оратор- человек, умеющий красиво говорить. Все вопросы решались голосованием по числу поднятых рук. Собрание решало все важные дела: ведало казной, вопросами войны и мира, избирало стратега. Стратег- главное лицо в Афинах, правитель Афин.
-
Ареопаг избирал из числа знатных лиц девять правителей - архонтов.
-
На собрании выбирали так же должностных лиц. Должностные лица - люди, занимающие должность по управлению государством. Здесь были и должности судей, сборщика пошлин и др. Занять эту должность мог любой гражданин, пользующийся уважением у сограждан. Но за эту работу не платили денег. И поэтому бедняки не могли занимать должности. На народном собрании был поднят вопрос о том, чтобы за все должности платили деньги. Такой закон был принят, и теперь Афинами могли управлять не только богатые граждане , но и бедные.
-
Власть в Афинах принадлежала аристократии - знатным людям.
-
Афинами управлял весь народ. Такая форма правления получила название демократия. Демократия - власть народа.
Учитель: Особенно бурного развития достигла демократия при Перикле. Ученикам предлагается прочитать учебник и доказать, что при Перикле демократия достигла пика развития. Ученики должны привести пример о том, когда Периклу было предъявлено обвинение в большой трате денег из казны, и когда его заподозрили в краже золота со статуи богини Афины.
В конце урока на доске или в презентации для сравнения рисуется новая схема управления Афинами.
Ареопаг Народное собрание
Архонты Стратег
Народное собрание Должностные лица
Вопрос: докажите, что власть действительно принадлежала народу?
Рефлексия: Для закрепления материала предлагается карточка из раздаточного иллюстративного материала, на которой изображены две формы правления: египетская и Афинская . Естественно можно использовать презентацию. Ученик должен ответить на вопрос: какая форма правления вам больше нравится и почему?
Ответ должен быть примерно такого содержания: при демократии простой народ мог принимать участие в управлении государством, решать важные дела и даже правители должны были прислушиваться к мнению народ и подчиняться ему.
Д\З - §30, 40. Ответьте дома на вопрос : можно ли считать Афинское государство образцом? Этот вопрос можно обсудить с учащимися при опросе домашнего параграфа.