Урок на тему: Микены и Троя

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Микены и Троя.

Учитель истории и обществознания Бородин М.А.

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Цель урока:

  • Познакомиться с микенской культурой Древней Греции

  • Выявить причины Троянской войны

.

Задачи:

  • формирование познавательных общеучебных компетенций (поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

  • формирование познавательных логических компетенций (построение логической цепи рассуждений, доказательство);

  • формирование регулятивных компетенций (планирование, оценка того, что уже усвоено и что подлежит усвоению);

  • формирование коммуникативных компетенций. Коммуникация как общение (интеграция, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет, вопрос).

Основные понятия: Троянская война, Львиные ворота, Яблоко раздора.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский.

Технология: развивающего обучения

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вводно-мотивационный этап.

  1. Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте ответим на вопросы:

(Работа у доски)

1) Миф о Тесее и Минотавре

-Что помогало царям Крита властвовать на всем Эгейском море?

2) На древнем Крите

-Какую дань, согласно мифам, цари Крита требовали с жителей Афин?

3)Гибель Критского царства?

- Найдите Эгейское море и вспомните, как греки объясняли его название?

(Работа на месте)

  1. На ваших столах лежат карточки с определениями понятий.

царь Крита

чудовище, жившее в лабиринте


царь Афин

знаменитый афинский мастер, живший на о. Крит





большое здание со множеством запутанных ходов и помещений


дочь критского царя

сын мастера, утонувший в море


сын царя Афин





2) Тестирование

  1. Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

  1. Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

А. Кипр;

Б. Крит;

В. Фера.

  1. Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

Б.Тесей;

В. Минос.

  1. Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

  1. Кто создал лабиринт для Минотавра?

А. Дедал;

Б. Персей;

В. Икар.

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

А. Фера;

Б. Кипр;

В. Родос.

(проверяют друг у друга)



  1. Введение в новую тему:

Ребята! Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?

(После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.)

И так, ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте с вами посмотрим отрывок художественного фильма. (Включаем фильм «Троя»)

1) Как вы думаете, о чем идет речь в фильме?

2) Между какими странами произошел конфликт?

Запишите тему урока: «Микены и Троя».

2.Операционно-содержательный этап.

  1. Постановка учебных задач:

Ребята, когда мы начинаем изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам предстоит провести?

(Познакомиться с микенской культурой Древней Греции, и выявить причины Троянской войны)

План урока:

  1. Микены.

  2. Троянская война.

  3. Миф о начале Троянской войны.

Учитель записывает на доске:

1200 год до.н.э.- Троянская война.

3. Принятие и решение учебных задач.

Учитель: При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями - списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Ответы:

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.



  1. Работа с историческим документом.

Исторический документ.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

  1. Беседа по вопросам к документу.

Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

(В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.).


  1. Рассказ ученика о Генрихе Шлимане.

Генрих Шлиман (1822-1890)


Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг - о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

Физкультминутка

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.


1 группа (Ученые-Историки).Прочитать п.2 на стр.122 «Троянская война»

  1. Какая причина послужила началом Троянской войны?

  2. В каком годы произошла война?

  3. Чем закончилась война?

2 группа (Ученые-Мифологи) Прочитать п.3 на с. 122-124 «Миф о начале Троянской войны».

1)Какая причина начала Троянской войны указана в мифе?

2) Как возникло крылатое выражение «яблоко раздора»?

3) Правитель какого города Греции начал заговор против Трои?

4. Практическое применение приобретенных знаний.

Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны? (Стремление греков укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения).

5.Закрепление материала.

1) Что представляли собой Микены?

2) Что нового мы узнали о жизни Древней Греции?

6. Подведение итогов урока.

- Каковы итоги Троянской войны?

Итог записывают в тетрадь.

  1. победа греков в войне;

  2. разграбление и гибель Трои.

Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.

- Давайте вспомним,какие цели мы с вами ставили на сегодняшний урок?

  • Познакомиться с микенской культурой Древней Греции

  • Выявить причины Троянской войны

В ходе урока цели достигнуты?

7. Рефлексия.

Рефлексия - продолжите фразу:
Я сегодня на уроке узнал …
Я сегодня на уроке научился …
Хочу узнать больше …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…

8. Домашнее задание: выставление оценок в журнал.

Прочитать параграф 25 Выполнить задания стр. 124.

© 2010-2022