• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по истории Казахстана на тему Великие казахские ученые и просветители (5 класс)

Методическая разработка урока по истории Казахстана на тему Великие казахские ученые и просветители (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ « Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»





Методическая разработка урока

по истории Казахстана

5 класс

Тема: Великие казахские ученые и просветители.





Выполнил: учитель истории СШ №16 Бойко Вера Николаевна







Костанай 2016 г.

Тема: Великие казахские ученые и просветители.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: образовательная

- знать казахских ханов и биев, основные даты присоединения Казахстана к России;

- изучить казахских ученых и просветителей 19 века;

- выделить вклад ученых в историю Казахстана;

- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.

развивающая

- развивать память, мышление на основе воссоздания образа жизни ученых 19 века;

- умение выделять главное, сравнивать;

- умение высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

- умение работать с картой

- давать самооценку и взаимооценку

воспитательная

- воспитывать у учащихся настойчивость в преодолении затруднений;

- содействовать становлению духовных и интеллектуальных качеств

личности;

- прививать навыки творческого подхода к работе.

Оборудование и оснащение: учебник, мультимедийный комплекс, электронная презентация темы.

Методы: репродуктивный, комментированное чтение, объяснение, рассказ, частично - поисковый, интерактивный

Ход урока

1. Организационный момент

- подготовить детей к восприятию знаний. Сегодня на уроке каждый учащийся получит в конце урока оценку. Критерии оценок у вас лежат на партах, где вы сами сможете оценить свою работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания по теме: Казахские ханы и бии, присоединение Казахстана к России. Приложение №1 Взаимопроверка и выставление себе оценки.

3. Актуализация знаний учащихся

На предыдущем уроке мы с Вами рассмотрели казахских ханов, биев и батыров, а сегодня на уроке приступим к изучению ученых и просветителей Казахстана в 19 веке.

Запишите тему урока «Казахские ученые и просветители».

Цель урока: - изучить казахских ученых и просветителей 19 века;

- выделить какой вклад внесли ученые в историю Казахстана;

- рассмотреть биографии Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина.

При этом вы должны уметь - работать индивидуально, в парах

- уметь работать с учебником, выделять главное, делать выводы,

сравнивать и сопоставлять

- давать самооценку и взаимооценку

4. Изучение нового материала.

Прежде чем мы преступим к теме, давайте с вами определимся, а кто такие ученые и просветители?

Просветитель- тот кто распространяет знания и просвещает

Учёный - специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку.

В 19 веке на территории Казахстана знаменитыми учеными-просветителями были Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И Алтынсарин.

- Что вы знаете об этих ученых?

Первый ученый, которого мы с вами рассмотрим - это Чокан (Шокан) Валиханов. По мере моего рассказа составляем кластер и отмечаем важные события в жизни этого ученого.

(рассказ учителя) «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер российской армии Чокан Чингисович Валиханов» - Н.И. Веселовский. Он прожил всего 30 лет с 1835-1865 гг. Родился в крепости Кушмурун Кокшетауской области. Имя данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. С самого раннего детства Чокан проявлял сильную тягу к знаниям. Очень любил свою бабушку Айганым и ее рассказы, именно бабушка прозвала его Шоканом. В стенах начальной аульной школы овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персидского, чагатайского. Он рано научился азам рисования. В 1847 по 1853 гг Чокан учился в Сибирском кадетском корпусе- одно из лучших военных учебных заведений Западной Сибири. Здесь он с огромным интересом изучает военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую историю и литературу, знал английский, немецкий, французский языки. Начал службу в Сибирском казачьем войске, затем он был назначен адъютантом генерал- губернатора Западной Сибири. У него всегда было много друзей -представители передовой русской интеллигенции: П.П.Семенов-Тян- Шанский; большая дружба связывала его с русским писателем Ф.М.Достоевским. Молодой ученый начинает участвовать в различных научных экспедициях по родному краю, Средней Азии и даже Китая, что принесло Чокану много открытий. Он записал и сохранил огромное сочинение киргизской народной литературы - эпос «Манас». За свою научную деятельность он был принят в члены Русского географического общества. В 1858-1859-ом годах Чокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. В 1860-ом году в Санкт- Петербурге Чокана Валиханова награждают Орденом Святого Владимира и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр 2. В 1861 г из-за болезни легких возвращается в родной край и 1865 году скоропостижно умирает.

Вы составили себе кластер в тетради, а я вам предлагаю проверить как хорошо и внимательно вы меня слушали. Перед вами лежать утверждения, с которыми вы должны согласится или опровергнуть.

события

Да

Нет

  1. Его настоящее имя Шокан


+

  1. Он был потомком хана Абылая и офицером русской армии

+


  1. Он проучился 6 лет в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск

+


  1. Самая знаменитая его поездка-путешествие в Среднюю Азию к кыргызам, за которую получил Орден Святого Владимира.


+

  1. Он первым записал кыргызский эпос «Манас»

+


Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте

2. Абай Кунанбаев - казахский акын, основатель казахской письменной литературы.

Чтобы познакомиться с этим ученым я вам составила небольшой рассказ об А. Кунанбаеве, но компьютер мой сломался, и в тексте пропущены слова. Я вам предлагаю познакомиться самостоятельно с биографией А. Кунанбаева по учебнику стр. 80-81, а затем исправить мой рассказ об этом деятеле 19 века.

«Абай Кунанбаев - акын, философ, основатель казахской …………… литературы. Он родился в …….. году, в Восточно-Казахстанской области. Настоящее имя ………………. . Его воспитанием занимались мать Улжан и бабушка ………. В 10 лет отдали учится в Семипалатинское медресе имени А. Ризы. Одноко, …………, не дал ему закончить учебу т. к. хотел, чтобы Абай научился править народом и людьми. Он рано начал сочинять стихи, но серьезно к этому отнесся в 40 лет. Его произведения призывали молодежь …………....., описывал………. ……………….казахского народа. Абай прославился еще и как ……………. русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.

(письменной, 1845г, Ибрагим, Зере, отец, знаниям, тяжелую жизнь, переводчик)

Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте

3. И последний ученый, с которым мы знакомимся сегодня на уроке - это Ибрай Алтынсарин - просветитель, педагог, писатель, ученый, основатель казахской детской литературы. Чтобы изучить этого ученого я вам предлагаю поработать в парах. Для этого вам необходимо прочитать биографию И. Алтынсарина и выделить 5 важных дел (достижений), благодаря которым прославился И Алтынсарин и записать в тетрадь.

1. 1864 г. школа в Торгае, где И. Алтынсарин работал учителем

2. открыл школу на свои деньги

3. писал учебники, детские книги

4. 1879 г инспектор Тургайских школ

5. 1887 г в Иргизе открыл школу для девочек

Оцените свою работу, согласно критериям, которые лежат у вас на парте

4. Закрепление изученного материала: на доске портреты ученых-просветителей - и факты из их жизни, необходимо соотнести картинку с фактом.

1. первый казахский ученый

2. основатель казахской письменной литературы

3. открывал школы на свои деньги

4. написал первую детскую книгу на казахском языке

5. совершил поездку в Кашгар

6. был переводчиком, акыном и композитором

7. записал эпос «Манас»

8. в 1887 г в Иргизе открыл школу для девочек

9. написал слова-назидания

5. Подведение итогов работы на уроке.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам особенно понравилось на уроке?


  1. Домашнее задание: параграф 16 пересказ







Критерии оценок Ф.И., класс

Задания на уроке

баллы «3»

баллы «2»

баллы «1»

баллы «0»

баллы

1.Домашнее задание

Правильных ответов 10,9

Правильных ответов 8,7

Правильных ответов 6,5,4

Правильных ответов 3,2,1,0


2.Ч. Валиханов

(да-нет)

Все события отмечены верно (5 пунктов)

Отмечено правильно 4-3 пунктов

Отмечено правильно 2-1 пункта

Отмечено правильно 0


3.Абай Кунанбаев

(слова)

Все слова отмечены верно (8-7 слов)

Отмечено правильно 6-4 слова

Отмечено правильно 3-1 слова

Отмечено правильно 0 слов


4. Ибрай Алтынсарин

выделено 5 важных дел (достижений)

выделено 4-3 важных дел (достижений)

выделено 2-1 важных дел (достижений)

Не справились с заданием


Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» - количество набранных баллов 12,11 Оценка «4» - количество набранных баллов 10,9,8

Оценка «3» - количество набранных баллов 7, 6,5,4 Оценка «2» - количество набранных баллов 3,2,1,0

Критерии оценок Ф.И., класс

Задания на уроке

баллы «3»

баллы «2»

баллы «1»

баллы «0»

баллы

1.Домашнее задание

Правильных ответов 10,9

Правильных ответов 8,7

Правильных ответов 6,5,4

Правильных ответов 3,2,1,0


2.Ч. Валиханов

(да-нет)

Все события отмечены верно (5 пунктов)

Отмечено правильно 4-3 пунктов

Отмечено правильно 2-1 пункта

Отмечено правильно 0


3.Абай Кунанбаев

(слова)

Все слова отмечены верно (8-7 слов)

Отмечено правильно 6-4 слова

Отмечено правильно 3-1 слова

Отмечено правильно 0 слов


4. Ибрай Алтынсарин

выделено 5 важных дел (достижений)

выделено 4-3 важных дел (достижений)

выделено 2-1 важных дел (достижений)

Не справились с заданием


Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» - количество набранных баллов 12,11 Оценка «4» - количество набранных баллов 10,9,8

Оценка «3» - количество набранных баллов 7, 6,5,4 Оценка «2» - количество набранных баллов 3,2,1,0

Критерии оценок Ф.И., класс

Задания на уроке

баллы «3»

баллы «2»

баллы «1»

баллы «0»

баллы

1.Домашнее задание

Правильных ответов 10,9

Правильных ответов 8,7

Правильных ответов 6,5,4

Правильных ответов 3,2,1,0


2.Ч. Валиханов

(да-нет)

Все события отмечены верно (5 пунктов)

Отмечено правильно 4-3 пунктов

Отмечено правильно 2-1 пункта

Отмечено правильно 0


3.Абай Кунанбаев

(слова)

Все слова отмечены верно (8-7 слов)

Отмечено правильно 6-4 слова

Отмечено правильно 3-1 слова

Отмечено правильно 0 слов


4. Ибрай Алтынсарин

выделено 5 важных дел (достижений)

выделено 4-3 важных дел (достижений)

выделено 2-1 важных дел (достижений)

Не справились с заданием


Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» - количество набранных баллов 12,11 Оценка «4» - количество набранных баллов 10,9,8

Оценка «3» - количество набранных баллов 7, 6,5,4 Оценка «2» - количество набранных баллов 3,2,1,0

Критерии оценок Ф.И., класс

Задания на уроке

баллы «3»

баллы «2»

баллы «1»

баллы «0»

баллы

1.Домашнее задание

Правильных ответов 10,9

Правильных ответов 8,7

Правильных ответов 6,5,4

Правильных ответов 3,2,1,0


2.Ч. Валиханов

(да-нет)

Все события отмечены верно (5 пунктов)

Отмечено правильно 4-3 пунктов

Отмечено правильно 2-1 пункта

Отмечено правильно 0


3.Абай Кунанбаев

(слова)

Все слова отмечены верно (8-7 слов)

Отмечено правильно 6-4 слова

Отмечено правильно 3-1 слова

Отмечено правильно 0 слов


4. Ибрай Алтынсарин

выделено 5 важных дел (достижений)

выделено 4-3 важных дел (достижений)

выделено 2-1 важных дел (достижений)

Не справились с заданием


Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» - количество набранных баллов 12,11 Оценка «4» - количество набранных баллов 10,9,8

Оценка «3» - количество набранных баллов 7, 6,5,4 Оценка «2» - количество набранных баллов 3,2,1,0

Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 1 вариант

1. Легендарный предок казахского народа- это… А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Время образования Казахского ханства: А) 18 в., В) 14 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

3.Число поданных Касым -хана определялось современниками в

А) 1,5 млн человек В) 2 млн человек С) пол миллиона человек D) 1 млн человек Е) 300 тысяч

4. В годы правления хана Тауке, при активном участии Толе-би, Казыбек-би, Айтекеби был разработан А) «Касым ханнын каска жолы» В) Законы Тауке С) «Есим ханнын ески жолы» D) «Положение»1891 г. Е) Реформы экономики и культуры края

5. Время его правления названо «Золотым веком» А) Жошы В) Алаша С) Тауке D)Абылай Е) Абулхаир

6. Казахский хан, который получил прозвище «Салкам» в войне с джунгарами

А) Жошы В) Жангир С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. Когда была уничтожена ханская власть в Казахстане А) 18 в., В) 19 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

8. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи

А) Касым В) Абылай С) Хакназар D) Абулхаир Е) Тауке

9. В каком году родился Абылай хан А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

10. Кто подписал грамоту о вхождении младшего жуза в состав России?

A) Тевкелев B) Абулхаир C) Анна Иоановна D) Павел 1 Е) Абылай

Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 1 вариант

1. Легендарный предок казахского народа- это… А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Время образования Казахского ханства: А) 18 в., В) 14 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

3.Число поданных Касым -хана определялось современниками в

А) 1,5 млн человек В) 2 млн человек С) пол миллиона человек D) 1 млн человек Е) 300 тысяч

4. В годы правления хана Тауке, при активном участии Толе-би, Казыбек-би, Айтекеби был разработан А) «Касым ханнын каска жолы» В) Законы Тауке С) «Есим ханнын ески жолы» D) «Положение»1891 г. Е) Реформы экономики и культуры края

5. Время его правления названо «Золотым веком» А) Жошы В) Алаша С) Тауке D)Абылай Е) Абулхаир

6. Казахский хан, который получил прозвище «Салкам» в войне с джунгарами

А) Жошы В) Жангир С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. Когда была уничтожена ханская власть в Казахстане А) 18 в., В) 19 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

8. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи

А) Касым В) Абылай С) Хакназар D) Абулхаир Е) Тауке

9. В каком году родился Абылай хан А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

10. Кто подписал грамоту о вхождении младшего жуза в состав России?

A) Тевкелев B) Абулхаир C) Анна Иоановна D) Павел 1 Е) Абылай

Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 1 вариант

1. Легендарный предок казахского народа- это… А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Время образования Казахского ханства: А) 18 в., В) 14 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

3.Число поданных Касым -хана определялось современниками в

А) 1,5 млн человек В) 2 млн человек С) пол миллиона человек D) 1 млн человек Е) 300 тысяч

4. В годы правления хана Тауке, при активном участии Толе-би, Казыбек-би, Айтекеби был разработан А) «Касым ханнын каска жолы» В) Законы Тауке С) «Есим ханнын ески жолы» D) «Положение»1891 г. Е) Реформы экономики и культуры края

5. Время его правления названо «Золотым веком» А) Жошы В) Алаша С) Тауке D)Абылай Е) Абулхаир

6. Казахский хан, который получил прозвище «Салкам» в войне с джунгарами

А) Жошы В) Жангир С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. Когда была уничтожена ханская власть в Казахстане А) 18 в., В) 19 в., С) 17 в., D) 16 в., Е) 15в.

8. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи

А) Касым В) Абылай С) Хакназар D) Абулхаир Е) Тауке

9. В каком году родился Абылай хан А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

10. Кто подписал грамоту о вхождении младшего жуза в состав России?

A) Тевкелев B) Абулхаир C) Анна Иоановна D) Павел 1 Е) Абылай



Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 2 вариант

1. Династия казахских ханов происходит от легендарного А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Средневековый историк М.Хайдар в книге «Тарих -и -Рашиди» относит время образования Казахского ханства к: А) 1465-1466 гг. В) 1435-1439 гг. С) 1445-1446 гг. D) 1565-1566 гг

3. При данном хане численность казахов достигла 1 млн человек

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

4. Великие казахские бии, участвовали в подготовке свода законов:

А) Писание Торе В) «Жеты Жаргы» С) «Касым ханы каска жолы» D)Конституция Е) «Жаргы»

5. Казахский хан, который дольше всех правил А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

6. Какой хан остался в народной памяти как мудрый и справедливый правитель

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. В каком году русская царица Анна Иоановна подмисала грамоту о принятии Младшего жуза в состав российского подданства А) 1718 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1726 г. Е) 1741 г.

8. В каком году Абылай хан был возведен в ханы? А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

9. Основание Казахского ханства связано с именами султанов: А) Жанибека и Керея, В) Бурундука и Касыма, С) Абулхаира и Есен-буги, D) Жошы и Чагатая, Е) Тимура и Шайбани.

10. Казахский хан, который получил прозвище «Сабалак» , настоящее имя Абильмансур

А) Жошы В) Жангир С) Абылай D) Абулхаир Е) Тауке

Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 2 вариант

1. Династия казахских ханов происходит от легендарного А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Средневековый историк М.Хайдар в книге «Тарих -и -Рашиди» относит время образования Казахского ханства к: А) 1465-1466 гг. В) 1435-1439 гг. С) 1445-1446 гг. D) 1565-1566 гг

3. При данном хане численность казахов достигла 1 млн человек

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

4. Великие казахские бии, участвовали в подготовке свода законов:

А) Писание Торе В) «Жеты Жаргы» С) «Касым ханы каска жолы» D)Конституция Е) «Жаргы»

5. Казахский хан, который дольше всех правил А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

6. Какой хан остался в народной памяти как мудрый и справедливый правитель

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. В каком году русская царица Анна Иоановна подмисала грамоту о принятии Младшего жуза в состав российского подданства А) 1718 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1726 г. Е) 1741 г.

8. В каком году Абылай хан был возведен в ханы? А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

9. Основание Казахского ханства связано с именами султанов: А) Жанибека и Керея, В) Бурундука и Касыма, С) Абулхаира и Есен-буги, D) Жошы и Чагатая, Е) Тимура и Шайбани.

10. Казахский хан, который получил прозвище «Сабалак» , настоящее имя Абильмансур

А) Жошы В) Жангир С) Абылай D) Абулхаир Е) Тауке

Казахские ханы и присоединение Казахстана к России 2 вариант

1. Династия казахских ханов происходит от легендарного А) Жошы В) Алаша С) Тараз D) Йасы Е) Керей

2. Средневековый историк М.Хайдар в книге «Тарих -и -Рашиди» относит время образования Казахского ханства к: А) 1465-1466 гг. В) 1435-1439 гг. С) 1445-1446 гг. D) 1565-1566 гг

3. При данном хане численность казахов достигла 1 млн человек

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

4. Великие казахские бии, участвовали в подготовке свода законов:

А) Писание Торе В) «Жеты Жаргы» С) «Касым ханы каска жолы» D)Конституция Е) «Жаргы»

5. Казахский хан, который дольше всех правил А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

6. Какой хан остался в народной памяти как мудрый и справедливый правитель

А) Касым В) Есим С) Хакназар D) Тауекель Е) Тауке

7. В каком году русская царица Анна Иоановна подмисала грамоту о принятии Младшего жуза в состав российского подданства А) 1718 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1726 г. Е) 1741 г.

8. В каком году Абылай хан был возведен в ханы? А) 1781 г В) 1731 г С) 1715 г D) 1711 г. Е) 1771 г.

9. Основание Казахского ханства связано с именами султанов: А) Жанибека и Керея, В) Бурундука и Касыма, С) Абулхаира и Есен-буги, D) Жошы и Чагатая, Е) Тимура и Шайбани.

10. Казахский хан, который получил прозвище «Сабалак» , настоящее имя Абильмансур

А) Жошы В) Жангир С) Абылай D) Абулхаир Е) Тауке


© 2010-2022