Урок по истории на тему: Война с Ганнибалом (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 5 классе.

Тема урока: Война с Ганнибалом.


Цель урока: Изучить причины, характер и ход пунических войн. Показать их захватнический характер, как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена, продолжить изучение карты Древнего Средиземноморья.

Задачи урока:

Познавательные:

1. Выявить причины войны с Ганнибалом;

2. Проследить ход военных действий между войсками Рима и Карфагена;

3. Показать захватнический характер военных действий;

4. Определить причины поражения Карфагена в войне;

5. Познакомить с особенностями имен древних римлян;

6. Формулировать выводы по теме.

Регулятивные:

1. Продолжать развивать умения работы с картой;

2. Способствовать дальнейшему развитию умения решать хронологические задачи;

3. Способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы.

4. Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные:

1. Анализировать ответы одноклассников.

2. Воспитывать уважение друг к другу во время ответа;

Личностные:

1. Воспитывать интерес и уважение к истории других стран;

2. Воспитывать патриотизм на основе примеров патриотизма граждан Рима; 3. Характеризовать цели и поступки Ганнибала.

4. Формировать осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, атласы, рабочая тетрадь, учебник по истории Древнего мира.

Форма урока: нетрадиционный урок

Тип урока: комбинированный урок

Ход урокаII.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Как иначе называется эта война? Почему?

Узнать насколько хорошо вы изучили завоевательные походы римлян нам поможет кроссворд.

(Слайд 1)

За правильные ответы дети получают смайлики.

Первая Пуническая война

( 264-241 гг. до н.э.)

Причина?


Итог?




- О войне Карфагена и Рима за Сицилию.)

- Пуническая

Римляне называли жителей Карфагена пунами поэтому войны Рима и Карфагена называют Пуническими.

- Ребята отвечают на вопросы кроссворда по одному и зарабатывают смайлики.


- желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию

- 1) Карфаген проиграл войну

2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии.

III. Задание на урок.

Что бы определить тему нашего урока, послушайте высказывание.

С детских лет он готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет. Отец его, отправляясь в поход, спросил: « Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию? Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гамилькар подвёл сына к жертвеннику. « Протяни руку над жертвенником, - сказал его отец,- и повторяй за мной.» И мальчик произнес вслед за ним: « Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу.

Тема: Война с Ганнибалом.

Цели урока: (Слайд 2)

В ходе изучения новой темы дети заполняют таблицу «Пунические войны», где указывают дату, причины, итог.

- Это Ганнибал.

Дети формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

IV. Изучение нового материала

1. Вторжение в Италию.

Учитель рассказывает о начале войны и походе Ганнибала в Италию. Показывает на карте маршрут карфагенян и Траземенское озеро, где произошло крупное сражение.

Можно зачитать, что собой представляла армия Ганнибала до и после перехода через Альпы.

Почему Ганнибал пошел через Альпы, а не перевез свою армию морем? (Слайд 3 карта)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.


- Потому что после первой пунической войны флот римлян господствовал на море.

2. Диктатор Фабий по прозвищу медлитель.

Вопрос изучается методом беседы с классом и комментированием учебника. (стр. 223-224).

Как Ганнибал оценивал действия Фабия? Считал ли он их опасными для себя?

Имя Гай Теренций Варрон записывается на доске.

- Дети читают материал учебника и отвечают на вопросы.

- Ответы детей.

Физкультминутка

3. Битва при Каннах.

По ходу рассказа учитель цветными мелками рисует на доске две схемы - построение войск в начале сражения и в конце него.

Как вы думаете, почему битва при Каннах стала знаменитой битвой древности? Какие последствия она имела?

Дети слушают и рисуют схему в тетрадях.

- Сражение вошло в историю как образец полководческого искусства и пример разгрома превосходящего по численности противника путем окружения.

4. Окончание войны.

Учитель рассказывает о сражении возле г. Замы в 202 г. до н.э. В. 201 г.до н.э. Карфаген сдался и подписал тяжелый для него мирный договор.

-он лишился всех владений

- не имел армии и флота

- выплачивал огромную сумму денег.

Вторая пуническая война закончилась.

V. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Проверяем как дети заполнили таблицу.

Представление своего проекта.

Что для вас показалось трудным на уроке?

Класс делится на три группы по рядам. Каждый ряд выполняет свой проект.

VI. Домашнее задание.

П. 42, устно ответить на вопросы после параграфа.

В заключении урока можно рассказать об особенности имен древних римлян.

Выступление с докладом.







5

© 2010-2022