Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» г. Перми


Согласовано: Утверждаю: _____________

Научно-методическим советом директор МАОУ «Лицей №10» г.Перми

МАОУ «Лицей №10» г.Перми А.В. Ивенских

Протокол № _____

От «___» _________________ 20___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО истории

(модифицированная)

для учащихся 5-х классов (основное общее образование)

сроки реализации: 2016 - 2017учебный год









Примерная авторская программа,

на основе которой разработана данная рабочая программа:

Ф.А. Михайловский Все-

общая история. История Древнего мира. 5 класс.

М.: ООО «Русское слово - учебник».


Составитель: учитель Никитина Ирина Александровна






Пермь 2016




Пояснительная записка

(концептуальная часть)

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях и авторской программы Ф.А. Михайловского (М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013). Данная программа ориентирована на использование учебника Ф.А. Михайловского под редакцией Г.М. Бонгард-Левина (М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. (ФГОС. Инновационная школа).)

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе. К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.

Каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте и представлены в данной рабочей программе в виде линий развития личности средствами предмета.

1. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Цель изучения курса «История Древнего мира:

  • освоение исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов,

  • приобщение учащихся к мировым культурным традициям.

Задачи курса «История Древнего мира»:

  • Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально- экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

  • Формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

  • Формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;

  • Развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями , аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

  • Воспитание интереса и уважения к историко - культурному наследию, религиям различных народов;

  • Формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу истории Древнего мира.

Данная рабочая программа направлена на реализацию системно-деятельностного подхода. В рамках уроков реализуются следующие дидактические принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Для этого необходим отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность. В связи с чем в начале курса и каждого урока формулируется ключевая проблема, которую учащиеся должны решить, сделать выводы учитывая почти полное отсутствие авторских выводов и полное отсутствие авторских оценок событий. Выводы мы позволяем себе только в том случае, если считаем, что уровень большинства учеников еще не позволяет им самим произвести теоретическое обобщение материала. Во всех остальных случаях ученики должны делать выводы сами, выполняя задания к тексту, осмысливая приведенные в нем факты. Для курса «История Древнего мира» главная проблема звучит так: «Какое наследство оставили нам древние?».

Кроме этого принцип деятельности предполагает следующие формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:

1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

3. Составление биографических справок - характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

• Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

• Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Задача учителя - создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

• вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,

• создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,

• помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,

• совершенствовать интеллектуальные способности учащихся

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). В данной рабочей программе данный принцип реализуется через выделение основных понятий в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью школьники учатся осмысливать ход истории. Система понятий представлена в тексте параграфов учебника. Каждое понятие, описывает общество в целом как набор четырех групп признаков - отличительных черт в экономике, социальных отношениях, политике, культуре. В 5 классе основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях - как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Чтобы сделать эти понятия доступными ученикам, заменяем в определениях непонятные ученикам соответствующего возраста иностранные научные термины на эквиваленты с русской корневой основой.

4) Принцип минимакса - уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Данный дидактический принцип реализуется через то, что учащийся на уроках всегда находится в роли субъекта процесса обучения. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип вариативности реализуется благодаря тому, что учащиеся сами пытаются формулировать проблему урока и выбирают пути ее решения.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. Для этого применяются интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

• Дискуссии

• Дебаты

• Различные виды групповых работ

• Турниры знатоков

• Игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

• Игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

• Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть". Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".

• Практическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

• Участие в проектах.

Мотивирование к учебной деятельности является значимым моментом в процессе обучения. Очень важно включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

· актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");

· создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");

· устанавливаются тематические рамки ("могу").

Очень важным мотивирующим моментом является и то, что учащиеся сами формулируют проблемы, основные вопросы урока и предлагают пути решения.

Для мотивации учащихся применяются такие приемы как:

1.учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;

2.учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

3.девиз, эпиграф ("С малой удачи начинается большой успех" и др.)

Данная рабочая программа реализует принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода в обучении. То, что обучение, так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Данная программа позволяет учителю реализовать дифференцированное обучение и индивидуальный подход.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями

Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Проведение диагностики.

2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.

3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

5. Диагностический контроль за результатами.

Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:

1группа - Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений;

2 группа - Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений;

3 группа - Ученики с высоким уровнем усвоения знаний и умений.

Для данных групп используются разные организационные формы работы, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся и дифференцированные задания. Они могут быть как для индивидуального выполнения, так и для работ в парах и группах. Дифференцированные задания предлагаются учащимся как на уроках изучения нового материала, так и на контрольных. Принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода в обучении необходим для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В рамках реализации программы осуществляется отслеживание, соблюдение принципов Академической честности. Развитие личностных УУД является основой формирования академической честности, что является одним из приоритетов обучения обучающихся МАОУ «Лицей №10».

Академическая честность относится к нравственным качествам, с учетом которых обучающийся принимает решения, сталкиваясь с возможностью поступить нечестно, списать или представить чью-то чужую работу как свою собственную. Понятие Академической честности подразумевает, что обучающиеся выполняют учебные задания самостоятельно, осмысливая и перерабатывая, но не копируя чужие мысли и идеи. Соблюдение принципов академической честности осуществляется с помощью:

• проверки на плагиат,

• визуального контроля за обучающимися во время выполнения контрольных работ,

• создания проверочных работ для контроля выполнения качества письменных домашних заданий в печатной рабочей тетради,

• изменения текущих и итоговых тестов при наличии ключей ответов в интернете,

• создание нескольких вариантов заданий.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».





Содержательная часть программы

Основное содержание

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис -

город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с

Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


Учебно-тематический план

В 5 классе учащиеся знакомятся с первыми цивилизациями, признаками которых считаются возникновение городов, появление имущественного неравенства, создание государств, изобретение письменности. В связи с этим, целесообразно рассматривать все цивилизации с опорой на основные сферы жизни общества: политическую, социальную, экономическую и духовную ).

Содержательные разделы

Количество часов

1

Введение

1 ч.

2

Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей
Тема 1. Собиратели и охотники каменного века


3ч.

3

Раздел II. У истоков цивилизации

Тема 2. Возникновение земледелия, скотоводства, развитие ремесел, открытие металлов.

Тема 3. Что такое цивилизация.

2

4

Раздел III. Цивилизации Древнего Востока
Тема 4. Древний Египет

4.1 Географическое положение и природно - климатические особенности Древнего Египта

4.2 Система правления, социальная структура общества и экономическое развитие Древнего Египта

4.3 Культура Древнего Египта

Тема 5. Страна двух рек ( Географическое положение и природно - климатические особенности, система правления, социальная структура, экономическое развитие и культурные достижения Междуречье)

Тема 6 Западная Азия ( Географическое положение и природно - климатические особенности, система правления, социальная структура, экономическое развитие и культурные достижения Финикии, Палестины, Ассирии)

Тема 7. Великие державы Древнего Востока: Индия и Китай ( Географическое положение и природно - климатические особенности, система правления, социальная структура, экономическое развитие и культурные достижения Индии и Китая)

Тема 6 -7. Общий взгляд на цивилизации Древнего Востока

8ч.

5

Раздел III. Древняя Греция
Тема 8. Политическое устройство Древней Греции .

8.1 Греческие полисы и Великая греческая колонизация

8.2 Афинский полис

8.3 Древняя Спарта

8.4 Расцвет демократии в Афинах

Тема 9. Социальное неравенство в Древней Греции

Тема 10. Хозяйственное развитие Древней Греции

Тема 11- 12. Древнегреческая культура

Тема 13-14. Общий взгляд на Древнюю Грецию

10ч.

6

Раздел IV. Древний Рим

Тема 10. Политическое устройство Древнего Рима

10.1 Начало римской истории

10.2 Особенности политической структуры Древнего Рима в период республики, Народные трибуны.

10.3 Сулла - первый военный диктатор

10.4 Цезарь - повелитель Рима. Особенности политической структуры Древнего Рима в период империи

Тема 11. Социальное неравенство в Древнем Риме

11.1 Положение разных слоев общества в Древнем Риме в период республики.

11.2 Восстание Спартака

Тема 12. Хозяйственное развитие Древнего Рима

Тема 13. Древнеримская культура

Тема 14-15. Общий взгляд на цивилизацию Древнего Рима.

10ч.

7

Общий взгляд на цивилизации Древнего мира

1ч.



Результаты освоения программы

Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:Формулировки

личностных результатов

Реализация в программе

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений.

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему историко-обществоведческих понятий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира

4 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовностьи способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формулировки

метапредметных результатов

Реализация в программе


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции


Учитывая личные и метапредметные результаты изучения курса «История» предполагается, что в результате изучения истории Древнего мира учащиеся должны овладеть следующими предметными знаниями, представлениями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

1.указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

2.соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторически событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

1.характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

2.группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

1.читать историческую карту с опорой на легенду;

2.проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

3.сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

1.рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

2.характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи,

3.на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

1.различать факт (событие) и его описание;

2.соотносить единичные исторические факты и общие явления;

3.называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

4.раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

6.излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.


6. Работа с версиями, оценками:

1.приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.



© 2010-2022