Рабочая программа История 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

В 9 КЛАССЕ

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы ; История России 5-9 классы: рабочие программы: предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение, 2014; Всеобщая история.5-9 классы: рабочие программы.-М:Просвещение, 2016.

Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории - ХХ век и начало XXI столетия - «Новейшая история».

Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Рабочая программа для 9 класса ориентирована на ис­пользование следующих учебников:

- А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2013;

- О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2016

Цели изучения курса «Новейшая история»:

  • усвоение знаний о важнейших событиях, процессах все­общей истории в их взаимосвязи и хронологической преем­ственности с российской историей;

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и тради­циям нашей Родины, к правам и свободам человека, демокра­тическим" принципам общественной жизни.

Общие задачи изучения предмета «Новейшая история» в 9 классе следующие:

  • формирование у девятиклассников морально-ценност­ных ориентиров для гражданской, национальной, социаль­ной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономи­ческих и политических процессах, происходивших в XX - на­чале XXI в.;

  • овладение знаниями об особенностях завершения эпо­хи индустриального общества и развития постиндустриаль­ного; сравнение и соотнесение различных явлений и процес­сов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с ак­центированием места и роли России во всемирно-историче­ском процессе и значения/этого периода для неё; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные си­стемы образования, язык и культуру; '

  • воспитание у учащихся патриотических чувств, гордо­сти и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвое­ния ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;

  • воспитание ценности демократии, толерантности, ува­жения и стремления к взаимопониманию, интеграции с дру­гими народами во имя процветания нации и Отечества, сохра­нения мира;

  • развитие способностей работать с различными источни­ками исторической информации, выявлять главное и второ­степенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, вза­имосвязи и взаимообусловленности;

формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в по­вседневном общении с представителями различных социаль­ных групп и общностей в отношении направлений современ­ной культуры, науки, моделей политического и экономическо­го развития

Задачи изучения истории России в 9 классе:

- завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися основными знаниями по истории России XX - начала XXI в., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения ю тории России XX в. и гордости за героические свершения , предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX - начала XXI в. (с учётом особенностей данных источников);

- формирование у школьников умения применять знания по истории России XX - начала XXI в. для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Общая характеристика курса

Историческое образование - мировоззренческий инстру­мент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к ми­ровым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основыва­ется на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на со­циализацию учащихся, которая осуществляется в процессе ре­ализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традици­онного процесса обучения в деятельностный, личностно зна­чимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

  • познавательная, развивающая функция, обеспечиваю­щая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

  • практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политическо­го курса, предостерегает от субъективизма;

  • мировоззренческая функция, обеспечивающая форми­рование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообра­зие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духов­ного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образо­вательному стандарту и принципам развития системы россий­ского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование си­стематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движе­ния. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия че­ловек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5-9 классов рассматри­вается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно­-хронологического принципа, что позволяет уделить необходи­мое внимание и наиболее важным сквозным проблемам раз­вития человеческого общества, и особенностям развития от­дельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включа­ет изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, одна­ко основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и. аналогии, акцен­тируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5-9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса ци­вилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической сре­дой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в кур­се всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различ­ных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на форми­рование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над- предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное за­дание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне, активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный под­ход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимо­связи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в их ис­тинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, мно­гогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотре­ние исторических Процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипоте­тическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позво­ляет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, со­держание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотива­ции, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания исто­рии обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных, возможностей учащихся 6-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

- компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);

- системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное вникание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

- многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассмат­риваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы; "

- деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

- государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям ; при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

- экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;

- социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

-- политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;

- история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов

- социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение й творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей личных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира. Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.

Место предмета в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе2 (3) ч в неделю (дополнительный час в учебном плане дан для изучения региональной составляющей учебной программы). Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов «История России» и «Всеобщая история», которые изучаются интегрировано по единой рабочей программе и календарно-тематическому планированию

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важ­нейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис­точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со­бытия и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личност­ного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-позна­вательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собствен­ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори­ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из раз­нообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-позна­вательных задач

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная), информационно­-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её. с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами.

Основное содержание курса


НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Тема 1. Новейшая история. Первая половина ХХ в. -

Индустриальное общество в начале ХХ в. Политическое развитие в начале ХХ в. «Новый империализм». Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система.

Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. США: «новый курс» Ф.Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. Культура и искусство первой половины XX в. Международные отношения в 1930-е гг. Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг.

Тема 2. Новейшая история. Вторая половина XX - начало XXI в. -

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества. 1945 - 1970 гг. Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного общества. Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол и объединение. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-2007г. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI в. Страны Азии и Африки в современном мире. Международные отношения. Культура второй половины XX - начала XXI в. Глобализация в конце XX - начале XXI в.

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(XX-НАЧАЛО XXI в)

Российская империя в начале ХХ в.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Экономическое развитие страны. Российское общество в начале XX в. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX вв. Общественное движение в России в начале ХХ в. Первая российская революция (1905-1907 гг). Правительственная программа П.А. Столыпина. Политическая и общественная жизнь в России в 1907-1914 гг. Культура России в начале ХХ в. Россия в Первой мировой войне.

Россия в 1917-1921 гг

Революционные события 1917 гг.: от Февраля к Октябрю. Становление советской власти. Гражданская война в России. Экономическая политика красных и белых.

СССР в 1922-1941 гг

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическая жизнь в 1920-е гг. Новая экономическая политика. Достижения и противоречия нэпа. Советская модель модернизации. Культурная и духовная жизнь в 1920-1930-е гг. Особенности и основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е гг. СССР накануне войны.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом 1942 г. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны.

СССР в 1945 - 1964 гг

СССР в 1945-1953 гг. Восстановление хозяйства. Послевоенное общество. Противоречия социально-политического развития. Идеология и культура. Внешняя политика. Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. Духовная жизнь. Внешняя политика.

СССР в середине 1964- 1991 гг.

Политическое развитие. Экономическое развитие. Советская культура в середине 1960-х-середине 1980-х гг. СССР в системе международных отношений.

Реформа политической системы. Экономические реформы 1985 - 1991 гг. Общественная жизнь. Внешняя политика. Нарастание социально-экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР.

Россия в конце XX - начале XXI в

Вступление России в новый этап истории. Политическая жизнь. Российская экономика на пути к рынку. Национальная политика и межнациональные отношения. Духовная жизнь. Геополитическое положение и внешняя политика России. Президентские выборы 2008 г. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в.

Основные понятия курса

I. Россия и мир на рубеже XIX - XX веков. протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм? Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига Наций

II. Великая российская революция.

альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир,

национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный

коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация,

III. СССР и мир в 1920-1930гг.

НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты»

федерализм, автономия, саботаж, Коминтерн, Генуэзская конференция, Рапалльский договор,

«мирное сосуществование» ,Номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности,

оппозиция, Мировой экономический кризис, Коллективизация, индустриализация

система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика умиротворения,

анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм, «культурная революция», геополитические интересы

IV.Вторая мировая война. Великая Отечественная война. пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун»

демилитаризация, «Багратион», Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт,

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия

репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм,

Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий«холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО

VI. СССР в 1965-1991 гг.

коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент

пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение

«новое мышление», биполярная система международных отношений

VII. Мир во второй половине 20 в.

Солдатский билль о правах, законы Вагнера и Тафта-Хартли, шпиономания импичмент, СОИ,

«английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди»

ФРГ, бундестаг и бундесрат, федеральный канцлер, СДПГ, « обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, национал-реформизм, военная хунта, политика «к югу от Рио-Гранде», ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм, ИНК, ЮВА, ЮА, КНР, «прагматики», хунвейбины,

VIII. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.

приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор,

конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат,

судебная инстанция, сепаратизм, терроризм

Календарно - тематическое планирование


Тематическое планирование

Дата проведения урока

(план/факт)

Д/З

"История России. XX век"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина


Д\З

О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история .Новейшая история"

1-2

2

Мир в начале XX века.

§1-4

3

1

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века

§1-3

4

1

Внешняя поли­тика. Русско-японская война

Повторить даты, события, понятия курса истории XIX века

5

1

Входная контрольная работа за курс новой истории XIX век. (8кл.)

§4

6-7

2

Первая российская революция. Столыпинская

аграрная

реформа

§5-6

8-9

2

Р.К.Симбирская губерния в годы Первой российской революции

10

1

Политическая жизнь России

в 1907-1914 гг.

§7


11

1

Серебряный век русской культуры

§8


12

1

Первая мировая война.

§5

13

1

Россия в Первой мировой войне

§9

14

2

Р.К. Влияние Первой мировой войны на жизнь губернии

15

1

Версальско-Вашингктонская система.

§6-7

16

1

Страны Европы и США в 20-е годы.

§8-9

17

1

Повторение и контроль по теме

«Россия и мир на рубеже 19-20вв»



А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век"

РАЗДЕЛ 2 . Великая российская революция. 1917-1921

18-19

2

Свержение монархии и кризис власти.

§10-

11

20

1

Октябрьская революция. Приход к власти большевиков

21

1

Становление Советской власти

§12-13

22-23

2

Установление советской власти в Симбирской губернии

24-26

3

Гражданская война

§14-17

27-28

2

Р.К. Губерния в годы гражданской войны

29

1

17. Обобщение по теме « Россия в 1917-20-х г.г.»

Творческие задания: презентация, сообщение, понятийный кроссворд

30-31

2

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Новая экономическая политика

§18

32

1

Образование СССР, его внешняя политика.

§19-20

33

1

СССР в системе международных отношений в 1920-е годы

34-35

2

Политическая система СССР в 20-30-е гг.

§21,

25

36

1

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г.

§10

37

1

Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.

§11-12

38-39

2

Экономическая политика СССР В 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация

§23-24

40

1

Р.К. Индустриализация и коллективизация Симбирского края

41

1

Духовная жизнь: достижения и потери

§22,26

42

1

.Внешняя политика СССР в 30-е годы.

§27

43

1

Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.

§13-14

44

1

Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.

§15,

§16,

§17

45

1

Международные отношения в 30-е годы.

§19

46-47

2

Вторая мировая война.

§20-21

48

1

Проверочная работа по итогам I полугодия



А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век"

РАЗДЕЛ 4. Великая Отечественная война. 1941-1945

49

1

СССР накануне Великой Отечественной войны

50

1

Начало Великой Отечественной войны

§28-29

52

1

Предпосылки коренного перелома.

§30-31

53

1

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

54-55

2

Коренной перелом в ходе войны.

§32-33

56-57

2

Заключительный этап войны.

§34

58-59

1

.Родной край в Великой Отечественной войне. Ульяновцы в боях за Родину.

60

1

Обобщение по теме « Великая Отечественная война». Проверочная работа.

Сообщения, презентации, проекты о героях ВОВ, о героях-кантемировцах, о памятных местах посёлка

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. XX век"

РАЗДЕЛ 5 . СССР в 1945-1953


61

1

Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие

§35-36

62-63

2

Идеология и культура в послевоенное время

§37

64

1

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»

§22-23

65

1

Внешняя политика СССР в послевоенные годы

§38

66

1

Послевоенное экономическое развитие.

67

1

Послевоенное политическое развитие.

68

1

Внутренняя политика СССР в 1954-х -1964-х годах. Изменения политической системы

§39

69

1

Экономика СССР в 1953-1964 г.

§40-41

70

1

«Оттепель» в духовной жизни

§42

71

1

.Политика мирного сосуществования

§24-25

72-73

2

Р.К. Ульяновская область в 1953-1964

§26-27

74

1

Повторение и контроль по теме: «СССР в 1945-1964»

75

1

Консервация политического режима. Застой.

§43-44

76

1

Экономика «развитого социализма».

§45

77

1

Общественная жизнь в середине 1960-х- середине 1980-х гг.

78

1

Политика разрядки: надежды и результаты.

§46

79-80

2

Ульяновская область в середине 1960-х- середине 1980-х гг.


81

1

. Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».

§47,49

82

1

Реформа экономики 1985-1991 гг. и ее итоги

§ 48

83

1

Политика гласности: достижения и издержки

84

1

Диалектика нового мышления. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

§50

85

2

Ульяновская область в1985-1991 гг.

86

1

Повторение и контроль по теме «СССР в 1964-1991 гг.»

87

1

США во второй половине 20-го в.

§28

88

1

Великобритания и Франция во второй половине 20-го в.

§29-30

89

1

Италия и Германия во второй половине 20-го в.

§31-32

90

1

Страны Восточной Европы во второй половине 20-го в.

§33

91

1

Латинская Америка и Африка во второй половине 20-го в.

§34-35

92

1

Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире.

§36

93

1

Российская экономика на пути к рынку.

§51

94

1

Политическая жизнь РФ в 1992-1999 гг.

§52-53

95

1

Духовная жизнь российского общества

§18

§38

96

1

Строительство обновлённой Российской Федерации

§54

97

1

Геополитическое положение и внешняя политика России

§55

98

1

Россия начале 21 в.

§56

99

1

Международные отношения. Глобализация.

§37

§39

100

1

Ульяновская область в 1990-х гг. - н. 21 в.

101

1

Обобщение по теме «Россия и Мир в XX -начале XXІв.»

Повторить события, даты, имена за курс истории XX века

102

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. 20-н.21 в.»





Планируемые результаты изучения курса

9 класс

Обучающийся научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ - начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ - начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;

• анализировать информацию из текстов, материальных и художественных памятниковисторических источников новейшей эпохи;

• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ - начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ - начале XXI в.;

• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ - начала XXI в.

Обучающийся получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ - начале XXI в.;

• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;

• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ - начале XXI в.

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по историиКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Методы и приемы контроля.



По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные;

- письменные;

- графические (заполнение карты);

- практические работы;

- тесты.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Критерии оценки знаний учеников:

«5» ( отлично):

- называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий;

- называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий;

- читает историческую карту с опорой на легенду;

- рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия, образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе;

- соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями;

- называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

- объясняет смысл и значение исторических понятий;

- излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории;

- определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий.

«4» (хорошо):

- называет даты важнейших событий;

- называет место, обстоятельства, участников важнейших событий;

- читает историческую карту с опорой на легенду;

- рассказывает устно об исторических событиях;

- соотносит единичные исторические факты и общие явления;

- объясняет смысл важнейших исторических понятий;

- излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

«3» ( удовлетворительно):

- называет даты важнейших событий;

- называет место, обстоятельства важнейших событий;

- читает историческую карту с опорой на легенду;

- рассказывает устно об исторических событиях;

- объясняет смысл важнейших понятий;

«2» ( неудовлетворительно):

- не может назвать ни одной важной даты;

- не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях;

- не может читать историческую карту;

- не может объяснить смысл важнейших понятий.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса курса истории (5-9 класс)



  1. Литература:

1) Общая:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М. : Просвещение, 2013.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М. : Просвещение, 2012.

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2012.

4. Борзова Л. Н. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [А.А. Вигасина, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2014.

6. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М. Н. Чернова. - М. : Эксмо, 2006.

Новейшая история Зарубежных стран XX - начало XXI в.

1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебно-методические материалы (тесты, таблицы, темы рефератов, контрольные вопросы). 9-11 классы. - М.: Русское слово, 2001.

2. Парецко С.В., Варакина И.И. Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы. - М. : Просвещение, 2010.

3. Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX - начало XXI века. 9 класс. - М.:ВАКО, 2006.

4. Кимы : Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс, сост. К.В.Волкова. - М. : ВАКО, 2012. - 112.

2. Наглядные пособия.

  1. Исторические карты:

9 класс

  1. Российская империя в Первой мировой войне. (август 1914 - февраль 1917 гг.).

  2. Февральская революция. Начало гражданской войны.

  3. Гражданская война 1918 - 1923 гг.

  4. Внешняя политика СССР 1939-1941 гг.

  5. Великая Отечественная война (июнь 1941 - декабрь 1943 гг.)

  6. Российская Федерация. Конец XX - начало XXI в.

Интернет-ресурсы

1. school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

2. еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

3. fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

4. ndce.ru- портал учебного книгоиздания

5. vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

6. school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7. prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

8. lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

9. standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

10. idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

11. 76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

12. gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

13. historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

14. historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

15. historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документо

Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

shpl.ru

history.ru

hist.msu.ru

lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

his.1september.ru/index.php

predania.ru/

bibliotekar.ru/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

humanities.edu.ru/db/sect/44/6

sovr.ru/

исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

humanities.edu.ru/db/sect/219/6

карты

ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

электронное приложение к учебникам

online.prosv.ru

Справочные и дополнительные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

rusarchives.ru

1

Комплекты таблиц демонстрационных по истории

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

2

Карты историко-географические

Служат для развития пространственного мышления учащихся, формирования и развития специфических умений, связанных с анализом картографических материалов как особой знаковой системы передачи информации, пространственно-хронологической систематизации изучаемой исторической информации, обеспечения наглядности учебного материала, характеризующего динамику исторических процессов

3

Портреты историков

Используются для постоянной экспозиции кабинета


  1. Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Персональный компьютер.

  3. Экран проекционный.





© 2010-2022