Конспект урока-обобщения по теме Нашествие с Востока

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Нашествие с Востока»


Цели урока:

Углубить и обобщить знания учащихся по теме «Нашествие с Востока»

Задачи:

Образовательная: Обобщить знания учащихся о нашествии монголо-татар, о причинах поражения русских княжеств в борьбе с монголами; продолжить формирование умения самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы, формирование умения работать в группах

Развивающая: совершенствовать навыки работы с картой, историческими документами, сравнительного анализа, самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к истории Родины, чувство гражданского долга, толерантности и уважения одноклассникам, формирование умения работать в коллективе

Тип урока: закрепление изученного материала, комбинированный

Технологии: групповые, личностно-ориентированные, икт, игровые, проектная.

Формы работы: фронтальная, групповая, проектно-исследовательская, самостоятельная, игра, ИКТ.

Планируемый результат: в ходе повторения более глубокое усвоение темы, выводы-могла ли Русь противостоять монголо-татарам?

Литература: Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.: «Просвещение», 2014г, Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в., рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.» - 6 класс.

Оформление: проектор, ЭОР, карта, учебник, раздаточный материал, лепестки цветка.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация предшествующих знаний/Усвоение новых знаний

3. Закрепление изученного материала

4. Постановка ДЗ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап урока (3 мин)

Цель этапа: психологический настрой на урок

Приветствует учеников. Постановка целей и задач на урок

Концентрация внимания учащихся посредством беседы, проверка подготовка учеников к уроку (учебник, рабочая тетрадь)

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке.

Я произнесу сейчас русскую народную пословицу, а вы попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. «Повторение - мать учения».

- С какой целью?

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока. Осмысление целей и задач. Подготовка к работе.

Быстрое включение в деловой ритм

Актуализация полученных знаний/Усвоение новых знаний (28 мин)

Цель этапа: Обобщение полученных знаний.

Мотивировать учащихся на поиск ответов на проблемные вопросы.

Контроль за исполнением заданий

- Есть такой прекрасный обычай дарить цветы героям. Давайте и мы на уроке создадим цветок в честь памяти героев защищавших нашу Родину от нашествия монголо-татар.

Мы будем отвечать на вопросы на лепестках цветка, а из этих лепестков создадим наш цветок.

Игра «Ромашка» (Приложение №1)

1 лепесток - Были равны силы у монгольского войска и русских дружинников? Назовите монгольских полководцев.

- Почему монголо-татары решили все же завоевать Русь?

- Для кого эта война была справедливой?

Определение проблемного вопроса урока.

- В конце урока мы попробуем ответить на вопрос: «Почему монголо-татары смогли завоевать Русь, но не смогли подчинить ее?»

2 лепесток - Покажите на карте, где состоялось это сражение и расскажите о нем?

- Учитель: Почему Чингиз-хан не стал завоевывать Русь?

3 лепесток - Кто возглавил эти походы. Расскажите о них?

- Почему Монголо-татары смогли завоевать Русь?

4 лепесток - ролик о Евпатие Коловрате , сообщение

5 лепесток

Отвечают на вопросы игры «Ромашка», определяют проблемный вопрос урока: «Почему монголо-татары смогли завоевать Русь, но не смогли подчинить ее?», работают с картой, выполняют исследовательские задания, работают в группах с документом, представляют исследовательский проект.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной
речи.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; владеют умением смыслового восприятия текста.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами, слушают и понимают речь других

Закрепление изученного материала (10 мин)

Цель этапа: закрепление полученных на уроке знаний

Вот мы и завершили создание цветка в память героям, сражавшимся за независимость от монголо-татар.

Закрепление продолжится по вопросам (ЭОР) fcior.edu.ru/card/890/mongolo-tatarskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html

Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока: «Почему монголо-татары смогли завоевать Русь, но не смогли подчинить ее?»

Закрепляют материал, отвечая на вопросы, отвечают на проблемный вопрос урока.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению

Рефлексия

Эмоционально выразите свою оценку к уроку. Улыбка - отлично, грустное лицо - не понравилось.

Выставление отметок

Выражают свое отношение к уроку. Выставляют отметки в дневник.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Постановка ДЗ

(2 мин)

Подведение итогов уроков и постановка домашнего задания.

§12, выполнение заданий в рабочей тетрадки.

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные: принимают учебную задачу

1. Ответьте на вопросы к документам.



Приложение №1

2. Южнорусские князья на совете в Киеве решили встретить татар на чужой земле и в апреле выступили в поход. На Днепре соединились ополчения: киевское, черниговское, смоленское, курское, трубчевское, путивльское, а также волынцы и галичане - последние прибыли на ладьях. - о каких событиях идет речь.





3. Чингиз хан завещал внукам завоевать весь мир до моря Франков на западе. Расскажите об этих походах.





4. О каком народном герое этот ролик.





5. Выполнили ли монголы завещание Чингиз-хана? Почему?





Приложение №2

1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Какова организация войска монголов, их вооружение?

2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.

3. Какова тактика монголов в бою?

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука - для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.


Конспект урока-обобщения по теме Нашествие с Востока

2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Расскажите о быте.

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.



Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше - на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.

Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием - и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Конспект урока-обобщения по теме Нашествие с Востока

3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте вооружение Древнерусского война

В XII-XIII в. на полях сражений появились отряды-полки, сражавшиеся в организованном боевом порядке, по определенным тактическим правилам. В оснащении пехотинцев, также часто подразделявшихся на лучников и копейщиков, особенно популярным был топор.
В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. С X века на первый план выдвигается конница, в дальнейшем она разделилась на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.
В XII - первой половине XIII века убыстряется темп развития боевой техники. С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляется шлем с полумаской и круговой бармицей, полностью закрывавшими лицо, массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитной одежды свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.
Собственно боевая одежда, по древнерусским понятиям, именно она - без шлема - и называлась доспехом; позднее этим термином стало называться все защитное снаряжение воина. Среди боевых прикрытий тела кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась с X по XVII век.
В XIII веке распространяется ряд таких, усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные зерцальные бляхи, наручи.
В 1237-1241 годах на Русь обрушились полчища хана Батыя. Завоевание затормозило развитие страны, но не подавило самостоятельности русского военного дела и, более того, способствовало его ускоренному прогрессу. Военные перемены того времени характеризуются усилением значения пехоты, растущим применением средств дальнего боя - луков, самострелов, камнеметов, ускоренным преобразованием кольчатой защитной одежды в пластинчатую.

Конспект урока-обобщения по теме Нашествие с Востока

© 2010-2022