План-конспект по теме: Образование СССР (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Образование СССР» 9 класс дата: 13.12.16

Цель: выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

Задачи: продолжить формирование умений и навыков работать в группах, с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи. На примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма.

Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация.

Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему?

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Групповая работа с документами.

  4. Деловая игра «Желтая шляпа»

  5. Рефлексия

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

2. Учитель: Национальный вопрос был одним из важнейших в истории России XX века. И сегодня нам надо выяснить, как был решен национальный вопрос в Советском государстве.

(Объявляется тема, цели и задачи урока)

Вопросы классу: 1. Каким было положение народов России в начале XX века?

2. Каким образом пытались решить национальный вопрос царское правительство и Временное?

3. Как решало национальный вопрос советское правительство?

4. Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?

Учитель: Классовый подход проявился и в толковании большевиками причин создания Союза республик. Ленин, как и многие руководители партии большевиков, считал, что существуют объективные предпосылки для образования Союза Советских республик.

Вопрос классу: Предположите, какие могли быть предпосылки для образования СССР?

Предполагаемый ответ:

  1. Восстановление народного хозяйства, после интервенции и гражданской войны.

  2. Исторические корни.

  3. Проведение единой внешней политики, необходимой для борьбы против экономической блокады и дипломатической изоляции, а также для защиты от нападения из вне.

  4. Мировая революция.

  5. Противостояние капиталистическому миру.

Учитель: В истории существует два основных способа управления большой территорией:

  1. С большой ролью местного самоуправления, выбранного населением, отчасти контролируемым центром (вариант США). Томас Джефферсон указывал: « Наша страна слишком велика для того, чтобы всеми ее делами ведало одно правительство».

  2. «Централизаторский», - при котором управление идет исключительно из центра, а на местах управление номинально или минимально.

Вопрос классу: Какая из двух тенденций являлась более приемлемой для России? Почему?

Учитель: В августе 1922 года на Политбюро была создана комиссия под председательством И.В.Сталина для разработки условий объединения республик. Сталин предложил объединиться на условиях автономии (энциклопедическая справка ученика). Но против этого плана выступил В.И.Ленин, он был убежден, что в данном случае, лучше подойдут условия федерации (справка ученика).

3. Работа в группах с документами:

  1. Определить основные положения проекта Сталина.

  2. Определить основные положения проекта Ленина.

  3. Обозначить, в чем проявилось расхождение во взглядах Сталина и Ленина. Почему победил план Ленина?

  4. Могла ли Ленинская модель федерации избежать диктата центра? Предположите дальнейшие метаморфозы такого федеративного государства.

30 декабря 1922 год.- Образование СССР.

Работа с атласами

  1. Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?

  2. Какие этапы можно выделить в складывании единого государства?

Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.

  1. желтая - оптимисты - выявить все положительные моменты в образовании СССР.

  2. черная - пессимисты - выявить все отрицательные моменты.

  3. красная - эмоционалисты - весь спектр эмоций.

  4. белая - реалисты - что получилось на самом деле.

  5. синяя - философы - подведение итогов.

5. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

6. Домашнее задание: Записать в тетради причины и значение образования СССР.

2

© 2010-2022