Конспект урока: Рыцарский турнир

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 8 г. Моздока РСО-Алания













Рыцарский турнир





















Исторический конкурс

по истории средних веков

для учащихся 6 класса

Учитель Петреченко И.И.










«Рыцарский турнир».

Конкурс знатоков истории средних веков.

6 класс

Цели:

- Способствовать расширению знаний учащихся по истории средних веков, общей эрудиции;

-развитию интереса к предмету;

-способствовать развитию умений оперировать историческими знаниями и применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления и речи учащихся;

-в ходе игры воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, прививать учащимся уважительное отношение к командам-соперницам, развивать чувство коллективизма, сопереживания.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Учитель: Добрый день! Ребята, у нас не совсем обычный урок, мы проведем рыцарский турнир. Мы заканчиваем с Вами изучение курса истории средних веков и сегодня вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

3 команды скрестят свои шпаги в рыцарском турнире. К сожалению, такие понятия как рыцарь, рыцарство, рыцарский поступок исчезают из нашей жизни, но так хочется, чтобы в наших мальчиках были черты героев таких романов, как «Айвенго», «Дон Кихот», «Три мушкетера». Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка, которые Вы нам и постараетесь продемонстрировать.

Наши гости станут членами жюри. Жюри учитывает правильность ответов, активность членов команд, дисциплинированность. Оно имеет право добавить баллы за волю к победе, за проявление рыцарских черт (самоотверженность, благородство, знание средневековой истории).

Сражение сейчас начнется непростое:
Стремясь завоевать победу,
Вы копья будете ломать
В интеллектуальном поединке.
Роль зрителей - смотреть и слушать со вниманьем.
А чтоб турнир не превратился в драку,
А рыцари - в разбойников с большой дороги,
У нас есть строгий суд, который может
В мгновенье ока первенство отнять
И передать достойному. Ну что же,
Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,
И пусть сегодня победит сильнейший.

Итак, мы начинаем первый конкурс.

Конкурс 1. Выставка щитов. Представление команд.

Ведущий: За неделю до турнира команды получили задание придумать название команды, девиз и нарисовать свой герб, ведь какие же рыцари без рыцарского герба? За 2-3 минуты представьтесь, объясните, что символизирует ваш герб. Максимальное число баллов за конкурс - 5.

Команды объявляют свое название и девиз, демонстрируют герб и объясняют, что он символизирует.

Конкурс 2 «Арбалетчиков».

- В этом конкурсе вам как рыцарям средневековья нужно продемонстрировать свою меткость и знания.

В сегодняшнем турнире оружием станет эрудиция. Я задаю вопросы поочереди каждой команде, правильный ответ оценивается в 1 балл.

I команда

  1. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)

  2. Что необходимо рыцарю для турнира? (Лошадь)

  3. Кроме лошади, что должен иметь рыцарь, явившись на турнир? (Доспехи)

  4. Оружие, которым посвящали в рыцари? (Меч)

  5. Крупный собственник земли в средние века? (Сеньор. феодал)

  6. Как называлось жилище крупного феодала в средние века? (замок)

  7. Вассал герцога или графа и сеньор рыцарей? (Барон)

  8. Отличительный знак рыцарского рода? (герб)

  9. Главная башня замка? (донжон)

  10. Рубаха, сплетенная из железных колец? (кольчуга)

  11. Название восточной церкви после раскола? (православная)

  12. Грамота о прощение грехов? (индульгенция)

  13. Служители церкви? (духовенство)

II команда

  1. Металлическая пластинка с прорезями для глаз на шлеме рыцаря? (забрало)

  2. Что было главным событием в жизни рыцаря? (посвящение в рыцари)

  3. Народная героиня Франции? (Жанна д'Арк)

  4. Изделие для продажи? (товар)

  5. Состязание рыцарей? (турнир)

  6. Правитель Франкского государства в период расцвета? (Карл Великий)

  7. Союз купцов? (гильдия)

  8. Какой титул получил Карл Великий? (император)

  9. Название западной церкви после раскола? (католическая)

  10. Церковный суд? (инквизиция)

  11. Как называли вассалы своего господина? (сеньор)

  12. Образец изделия, который подмастерья готовил на экзамен? (шедевр)

  13. Все работы крестьян на барина? (барщина)

III команда

  1. Военный слуга феодала? (вассал)

  2. Повинность в пользу церкви? (десятина)

  3. Земельное владение, получаемое за военную службу? (феод)

  4. Главный работник в мастерской? (мастер)

  5. По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной)

  6. Собрание представителей сословий во Франции? ( Ген. Штаты)

  7. Конный воин в доспехах? (рыцарь)

  8. Здание городского совета? (ратуша)

  9. Союз ремесленников? (цех)

  10. Жилище феодала? (замок)

  11. Глава городского совета? (мэр)

  12. Собрание представителей сословий в Англии? (парламент)

  13. Когда в истории воевали цветы? ( В Англии война Алой и Белой розы).

Конкурс 3 «Воспитание рыцаря»

Третьего конкурса настал черед:
О воспитании рыцарском здесь речь у нас пойдет.

(каждая команда получает текст с пропущенными словами, заполняет его в течение 5 минут, команда, первой справившаяся с заданием, зачитывает текст и получает наивысший балл - 5, остальные сдают задание жюри, а оно решает насколько правильно выполнено задание и каким баллом его оценить)

Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного…..
Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……
(Слова: феодал, рыцарь, паж, замок, синьор, лошади, оруженосец, оружие, доспехи, 7 лет)

Обычно с 7 лет мальчик покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала.
Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. После длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.


Чтобы Вы немного отдохнули, поиграем в игру: «Что хотите говорите»(после каждой сказанной учителем фразы участникам нужно хором сказать «да» или «нет», в зависимости от того , считают ли они сказанное им верным или неверным):

-А у франков короли

Войн ни разу не вели. (нет)

- А крестьянин должен в срок

Феодалу сдать оброк. (да)

-А вассал сеньору мог

Дать приказ или урок. (нет)

-Каждый рыцарь герб имел,

Шлем, доспехи и надел. (да)

-Феодалы в те века

Часто били мужика. (да)

Конкурс 4 «Рыцарь и прекрасная дама»

Приглашаются по 1 мальчику из команд

Много мифов, легенд было сложено о цветах. Нет языка красочнее, чем язык цветов. Он широко использовался влюбленными и выручал, когда нельзя было встретиться и поговорить. Итак, если средневековой рыцарь просил руки своей возлюбленной, он посылал ей розы. Я задам рыцарям вопросы об умении дарить цветы и других правилах этикета.

1. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное количество, можно один)

2. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите - в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться)

3. Допустим, молодой человек, придя в гости к любимой девушке, приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? ( Букеты должны быть разными).

4. По правилам этикета кому должны быть вручены цветы в первую очередь любимой девушке или ее матери? (Сначала цветы вручаются матери, затем девушке)

5. Откуда пошел обычай снимать шляпу при входе в помещение, при встрече со знакомыми? (Чтобы показать, что под шляпой нет оружия и человек пришел с миром и добром)

6. Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться? (Показать, что руки чисты как помыслы и нет оружия)

Конкурс 5. « Блицтурнир»

В блицтурнире команды по очереди должны ответить на вопросы. Если у команды нет ответа, вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

1. Лирическая героиня средневековой поэзии, возлюбленная рыцаря. (Прекрасная Дама).
2. Какой город стремились освободить крестоносцы? (Иерусалим)

3. Кого в средние века называли рыцарями? (Представителей военного сословия, имевших землю и занимавшихся государственными делами).
4. Кто призывал рыцарей к крестовым походам? (церковь)

5. Как называлась церковная грамота об отпущении грехов? (Индульгенция).
6.Сколько всего было крестовых походов? (8 походов)
7. Как называли организацию монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения? (Орден).
8. Какой христианский город захватили крестоносцы во время 4 крестового похода? (Константинополь)

9. Участником какого крестового похода был Фридрих Барбаросса? Что с ним случилось во время похода? (3 утонул)

Конкурс 6 Конкурс капитанов.

Кто быстрее составит феодальную лестницу (на доске заполнить уже нарисованную лестницу)

Конкурс 7 « Значение крестовых походов»

Учитель из коробки достает лимон, вилку, зеркальце, гречневую крупу, рис, тростниковый сахар. Объясните, как содержимое коробки связано с крестовыми походами?

Пользоваться этими предметами и выращивать эти культуры европейцы научились у жителей Востока во время крестовых походов.

Конкурс 8. Имена (каждая команда получает текст с описанием исторического деятели эпохи средневековья и должна догадаться о ком идет речь, правильный ответ - 5 баллов; 3 минуты)


1. Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о нем сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями. (Карл Великий, с 768 по 814 г правил королевством).

2. Умный, энергичный, хорошо образованный, он умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и обходительностью в обращении с людьми скрывался беспощадный, двуличный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не показывая гнева, «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Крайне завистливый и подозрительный, он боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу (император Византии Юстиниан 527-565)

3. Основатель этой религии житель Мекки принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой: о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке. После женитьбы оставил торговлю. Его посещали «видения» - он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 г. он выступил с проповедью новой религии.

(Мухаммед (в Европе Магомет) - основатель ислама)

Конкурс 9* (дополнительный, правильный ответ - 5 баллов, 5 минут на подготовку ответа).

« Рыцарское поведение и обычаи».

Команды получают по отрывку из разных средневековых поэм. Нужно прочесть их и ответить на вопросы. Максимальное число баллов в этом конкурсе - 5.

Задание первой команде:

В немецкой эпической поэме "Песнь о Нибелунгах" описывается праздник в земле правителя:

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.

Здесь отмечена характерная черта рыцарского поведения и обычаев. Какая? Чем вы можете объяснить такое поведение и обычаи? (Щедрость. Богатство. Рыцари стремились тратить в присутствии многих людей, чтобы укрепить авторитет среди людей своего круга).

Задание второй команде:

В немецкой эпической поэме "Кудруна" (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, "Рыцарь без страха и упрека":

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой? Как вы думаете, чему он был обучен? Что входило в понятие рыцарской чести? (Герой поэмы храбр, отважен, щедр, бескорыстен, он защищает слабых. Его обучали верховой езде, владению оружием, куртуазности. В понятие рыцарской чести в средние века входили: верность сеньору, подвиги во имя Прекрасной Дамы, борьба с неверными).

Задание третьей команде:

В рыцарском романе Кретьена де Труа "Эрек и Энида" (XII век) рассказывается о турнире:

Вот кони всех мастей, гнедые
И серые, и вороные,
Летят друг к другу с двух сторон.
На поле схватки грохот, звон.
Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты червленые друг другу.
Дырявят прочную кольчугу,
Чтоб сбить со взмыленных коней
Своих противников скорей.
К упавшему под шум и гром
Несутся с поднятым мечом
Одни - в полон забрать,
Другие - поживей поднять.

В чем вы видите сходство турнира и битвы, а в чем - отличия? Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не боевое сражение? (Сходство турнира и битвы в вооружении рыцарей и методах ведения боя, отличие - в целях. Цель битвы - убить противника, цель турнирного поединка - сбить его с коня. Можно догадаться, что в отрывке описан именно турнир, так как рыцари - участники сражения остались живы).

Учитель: «Пока жюри подводит итоги, давайте ответим на следующие вопросы».

  1. Что означает в переводе с немецкого слово «рыцарь»? (конный воин)

  2. Кто такой вассал? (военный слуга)

  3. Кто был вассалом рыцаря? (никто)

  4. Зачем рыцарю нужен оруженосец?

  5. Сколько весили доспехи рыцаря? (около 50 кг)

  6. Что было основным занятием рыцаря? (война)

  7. Любимые развлечения рыцаря? (турниры, охота, пиры)

  8. Причины крестовых походов?

  9. Кто отправился первым освобождать Иерусалим? (крестьяне)

  10. Участвовали ли дети в крестовых походах? Почему?

  11. Как связана поговорка: «Лежачего не бьют» с рыцарями?

  12. Что такое герб?

  13. Что такое девиз?

  14. Почему рыцари часто попадали в плен?

Оценочная таблица для жюри.

конкурсы

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Представление-5 б.

Арболетчики-1б. за пр. отв.

Воспитание рыцаря - 5б.

Прекрасная дама- 1б за пр. отв.

Блицтурнир- 1б. за пр. отв.

Конкурс капитанов -5 б.

Значение крестовых походов- 5б.

Имена - 5б.

Рыцарское поведение*-5б.



Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя: « Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в знаниях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, воспитывают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию. Спасибо за урок участникам турнира и членам жюри!».

8


© 2010-2022