- Преподавателю
- История
- Рабочая программа 11 класс история
Рабочая программа 11 класс история
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сатункина Л.А. |
Дата | 13.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
-
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
-
Информация о количестве учебных часов
-
Описание структуры КТП
-
Пояснительная записка
-
Место учебного предмета
-
Специфика предмета
-
Цель
-
Задачи
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-
Связь с другими предметами цикла
-
Формы работы
-
-
Содержание программы с указанием разделов, часов и краткого содержания тем
-
Конечные требования к уровню подготовки учащихся и требования к уровню подготовки учащихся
-
Планируемые результаты освоения программы
-
Материально-техническая база, оснащение, литература
-
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.
-
Базисного учебного плана МБОУ "Репинская СОШ"
-
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
-
Информация о количестве учебных часов
Базисный учебный план по программе- 2 час в неделю, 68 часов в год. Курс истории ориентирован на учебник
Для 11 класса 2011, Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История отечества. ХХ- нач. ХХI века (базовый уровень)» - М., «Русское слово», 2006г.; Загладин Н.В. «Всемирная история. ХХ век (базовый уровень)» - М., «Русское слово», 2006г.
-
Описание структуры КТП
Календарно - тематическое планирование включает в себя тему урока и основное его содержание, вид урока и основные виды деятельности учителя и учащихся, требования к уровню подготовки учащихся, вид контроля.
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
• Основной образовательной программой МБОУ «Репинская СОШ»
Данная программа предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре правового образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
-
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год на изучение обществознания отводится 2 час в неделю, 68 часов в год.
-
Специфика предмета
Программа построена с учетом дифференцированного подхода - предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями.
-
Цель:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
Задачи
-
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие обществ, различные формы социального и политического строя.
-
Показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре.
-
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (авторитарная форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности религий).
-
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
-
Формировать представление об общем и особенном при характеристике обществ, а также представление о том.
-
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Основное содержание программы в 11 классах реализуется в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов.
-
-
Связь с другими предметами цикла
-
Курс «Истории» в 11 классе опирается на исторические знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «Обществознание», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «Обществознание». Курс «Истории» в 11 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
-
-
Формы работы
-
- Виды и формы контроля
Виды контроля
-
устный опрос;
-
индивидуальное задание;
-
фронтальный опрос;
-
беседа;
-
экспресс-опрос;
-
устный опрос;
-
практические работы;
-
самостоятельная работа;
-
беседа;
-
тестирование;
-
создание презентаций;
-
Предварительный;
-
Текущий;
-
Тематический;
-
Контрольная работа;
-
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
-
Содержание
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX - НАЧАЛО XXI В.
Раздел I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. Мир в конце ХIХ - середина ХХв.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития.Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX - середине ХХ вв.
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН.
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм - изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Раздел II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже новой эры.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Развертывание интеграционных процессов в Европе.
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войныСистема международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. - середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
РАЗДЕЛ I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Т е м а 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX - начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Т е м а 2. В годы первой революции
Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны-лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.
Т е м а 3. Накануне крушения развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912-1914 гг. «Вехи».
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
РАЗДЕЛ II. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА
Т е м а 4. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3-5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Т е м а 5. Становление новой России
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Т е м а 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 - начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн.
Т е м а 7. СССР: годы форсированной модернизации
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. - 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932-1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Т е м а 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом-осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной-осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Т е м а 9. Последние годы сталинского правления
Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина.
Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Т е м а 10. СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы.
Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30-50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Т е м а 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. - апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965-1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Т е м а 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX - начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
-
Конечные требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию всемирной и отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
-
Планируемые результаты освоения программы
-
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
-
Материально-техническая база, оснащение, литература:
Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси / Ю. Г. Алексеев. - Новосибирск, 1991.
Алексеев Ю. Г. «К Москве хотим»: закат боярской республики в Новгороде / Ю. Г. Алексеев. - Л., 1991.
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. - М., 1990.
Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи / Е. В. Анисимов // Вопросы истории. - 1989. - № 7.
Анисимов Е. В. Россия в XVIII -первой половине XIX в.: История. Историк. Документ / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. - М., 1994.
Антология мировой политической мысли. Т. 3: Политическая мысль в России. X - первая половина XIX в. - М., 1997.
Государственные деятели России XIX - начала XX в. Биографический справочник / сост. И. И. Линьков [и др.]. - М., 1995.
Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - М., 1992.
Данилов Д. Д. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора» / Д. Д. Данилов // Вопросы истории. - 1998. - № 11-12.
Древний Рим: история, быт, культура. - М., 1997.
Древние цивилизации. - М., 1989.
Дюби Ж. Средние века (987-1460): от Гуго Капета до Жанны Д'Арк. - М., 2000.
Емельянов В. В. Древний Шумер. - СПб. 2001.
История Европы. В 8 т. - М., 1988-2000. - Т. 1-5.
Исторический лексикон: энциклопедический справочник: XVIII в. - М., 1996.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
Дата
П-ая
Дата ф-ая
1
2
3
4
5
6
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
1
Второй технологический переворот и становление индустриального производства
Комбинированный
§1,2
Тема2. Мир на рубеже XIX-XX веков. Первая мировая война
2
Модернизация в странах Европы, США и Японии
Комбинированный
§3, 4
3
Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки.
Комбинированный
§5, 6
4
Державное соперничество и первая мировая война
Комбинированный
§7
Тема 3. Теория и практика общественного развития
5
Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны.
Комбинированный
§8,9
6
Эволюция либеральной демократии
Комбинированный
§10
7
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен ХХ века
Комбинированный
§11-12
Тема 5. Мировое развитие и международные отношения в 1920-1940-е годы
8
Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм.
Комбинированный
§13, 14
9
Международные отношения в 1930-е годы.
Комбинированный
§15,16
10
Вторая мировая и Великая Отечественная война.
Комбинированный
§17
Тема 6. Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
11
Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
Комбинированный
§21,22 ,23
Тема 7. Социальные и этнические процессы в информационном обществе
12
Социальные и этнические процессы в информационном обществе
Комбинированный
§24, 25
Тема 8.Международные отношения после Второй мировой войны
13
Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира
Комбинированный
§27, 28
14
От разрядки к завершению «холодной войны»
Комбинированный
§29
Тема 9.Североатлантическая цивилизация во второй половине ХХ- начале ХХI века
15
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
Комбинированный
§30, 31
16
Страны Запада на рубеже ХХ - ХХI веков
Комбинированный
§32, 33,34
Тема 10. Страны Восточной Европы и государства СНГ
17
Восточная Европа во второй половине ХХ века
Комбинированный
§36
18
Государства СНГ в мировом сообществе.
Комбинированный
§37
Тема 11. Страны Азии Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации
19
Китай и китайская модель развития
Комбинированный
§38, 39
20
Япония и новые индустриальные страны
Комбинированный
§40
21
Развивающиеся страны Азии Африки и Латинской Америки
Комбинированный
§41, 42
Тема 12. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
22
Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
Комбинированный
§45,46
Тема 13. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке
23
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в ХХ веке
Комбинированный
§18,19, 20,43, 44
24
Повторение и обобщение.
Повторение и обобщение.
Календарно-тематическое планирование по истории России 11 класс
Вид урока.
Домашнее задание
Дата п-ая
Дата
ф-ая
1
2
3
4
5
6
Тема 1. Тема 1. Российская империя накануне Первой мировой войны
1
Россия на рубеже XIX-XX вв
Комбинированный
§1-2, пересказ
2
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907гг.
Комбинированный
§3-4
3
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905г.
Комбинированный
§5
4
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.
Комбинированный
§6
5
Культура России в конце 19-нач.20в.
Комбинированный
§7
Тема 2. Россия в годы революций и Гражданской войны
6
Державное соперничество. Россия в Первой мировой войне.
Комбинированный
§8
7
Россия в Первой мировой войне: конец империи.
Комбинированный
§9
8
Февральская революция 1917г
Комбинированный
§10
9
Переход власти к партии большевиков.
Комбинированный
§11
10
Гражданская война и военная интервенция. Политика военного коммунизма
Комбинированный
§12
Тема 3. Советское государство и общество в 1920-1930 гг.
11
Новая экономическая политика
§12-13
12
Образование СССР и его международное признание.
Комбинированный
§14
13
Модернизация экономики и укрепление обороноспособности страны в 1930-е г.г. Культурная революция
Комбинированный
§17-18
14
Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
Комбинированный
§19
15
Культура и искусство в СССР в 1920-1930 е гг.
Комбинированный
§20-21
16
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е г.
Комбинированный
§22
17
СССР в 1939-1941гг
Комбинированный
18
Повторительно-обобщающий урок
Повторительно-обобщающий урок
Тема 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг.
19
Начальный период ВОВ. Июнь 1941 - ноябрь 1942г.
Комбинированный
§23-24
20
Начальный период ВОВ. Июнь 1941 - ноябрь 1942г.
Комбинированный
§23-24
21
Коренной перелом в ВОВ. Ноябрь 1942 - зима 1943г.
Комбинированный
§25
22
Наступление Красной Армии на заключительном этапе ВОВ
Комбинированный
§26
23
Причины, цена и значение Великой Победы.
Комбинированный
§27
Тема 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 - 1964гг
24
Внешняя политика СССР и начало «холодной войны».
Комбинированный
§28
25
Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина.
Комбинированный
§29
26
Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС.
Комбинированный
§30
27
Изменения во внешней политике СССР
Комбинированный
§31
28
Советское общество конца 1950-начала 1960-х гг.
Комбинированный
§32
29
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.
Комбинированный
§33
Тема 6. СССР в годы «коллективного руководства».
30
Политика и экономика: от реформ к «застою».
Комбинированный
§34
31
СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.
Комбинированный
§35
32
Формирование духовной оппозиции в СССР середины 1960-середины 1980-х гг.
Комбинированный
§36
33
Углубление кризисных явлений в СССР.
Комбинированный
§37
34
Наука, литература и искусство. Спорт.1960-1980-е г.г.
Комбинированный
§38
35
Повторительно-обобщающий урок по теме
Повторительно-обобщающий
Тема 7. Перестройка и распад СССР
36
Политика перестройки в сфере экономики.
Комбинированный
§39
37
Развитие гласности и демократии в СССР.
Комбинированный
§40
38
Новое политическое мышление: достижения и проблемы.
Комбинированный
§ 41
39
Кризис и распад советского общества.
Комбинированный
§42
Тема 8. Россия на рубеже ХХ - ХХI вв.
40
Курс реформ и политический кризис 1993 г.г.
Комбинированный
§43
41
Общественно-политические проблемы России во второй половине1990-х гг.
Комбинированный
§ 44
42
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Новый этап в развитии Российской Федерации
Комбинированный
§45 §46
43
Внешняя политика Российской Федерации
Комбинированный
§47
44
Духовная жизнь России к началу XXIв.
Комбинированный
§48-49
45
Повторительно-обобщающий урок по теме
Повторительно-обобщающий
46
Повторительно-обобщающий урок по курсу истории
Повторительно-обобщающий