- Преподавателю
- История
- Метапредметные связи на уроках истории
Метапредметные связи на уроках истории
Раздел | История |
Класс | 12 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Эсеналиева И.Б. |
Дата | 19.09.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Ирина Борисовна Эсеналиева - учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 5 Ставропольский край Кочубеевский район
Тел. 8-928-30-65-398
Метапредметные связи на уроках истории.
Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого.
У. Шекспир
Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей (бинарные уроки, интегрированные уроки). В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех занятиях. Обществознание, география, астрономия, химия, математика и т. д. - все они связаны с историей, в первую очередь уже потому, что вошедшие в нее личности были не только политиками и полководцами, они представляли все сферы жизнедеятельности государства и человека. Кроме того, многим ученым естественных и точных наук не были чужды история, внутренняя и внешняя политика, экономика и т. д. У них имелись труды, непосредственно и прямо относящиеся к истории и политике.
Интеграция - (от лат. integratio - восстановление, восполнение от . integгег - целый). Процесс сближения связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Понятие «интеграции» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей.
Каковы же причины интереса к интегрированным урокам сегодня? Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания. С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём, его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает:
-
усиление межпредметных связей
-
снижение перегрузок учащихся
-
расширение учащимися сферы получаемой информации
-
подкрепление мотивации в обучении.
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф.Федорцем. Интегративно-тематический подход - такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины. Важным моментом уроков считается реализация принципов интегративного личностно - развивающего образования:
-
личностного подхода;
-
приоритета смыслообразующих мотивов;
-
формирования обобщенных структур, чем выше уровень обобщения (таблицы, схемы, алгоритмы), тем теоретические знания лучше, прочнее;
-
рефлексии;
-
системности;
-
проблемности;
-
диалогичности.
Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа и синтеза изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Анализ - «метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы; противоп. синтез» (Словарь русского языка. - Т. 1. - С 36). Синтез - «метод научного исследования, состоящий и изучении предмета, явления в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоп. анализ» (Там же. - Т. 4. - С. 96).
И всё же для интегрированного урока необходимо чётко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие науки.
Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Такие уроки обязательны во всех классах. Но особенно актуальны они в 5-7 классах, когда у подростков еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания.
Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащихся при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки. И если интеграция в работе учителя станет не действием, а деятельностью и системой, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём я его вижу? ( Прил. № 1)
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт многократной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между проблемами.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении к музыке, живописи, литературе и т.д.
В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные интересы
Таким образом, многогранное раскрытие процессов, основанное на взаимосвязи естественнонаучных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребенка, умеющего мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
Приложения.
Приложение № 1
Анализ усвоения материала в классе, где проводились элементы интеграции на протяжении всего раздела изучаемого материала, и класса где эти элементы не использовались.
Приложение № 2
Урок № 1
Предмет урока в VII классе: интеграция истории, музыки, изобразительного искусства.
Тема: «Смутное время. Личность в истории, музыке, искусстве.»
Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами.
Образовательная цель: рассмотреть вклад в историю России ярких выдающихся личностей Смутного времени, охарактеризовать роль личности в процессе выхода из кризиса, обобщить знания о причинах и ходе Смутного времени.
Развивающая цель: продолжить обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности; систематизация знаний, оформление выводов.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к истории России, её героическому прошлому.
Оборудование: схема «Цари Смутного времени», репродукции картин, портреты основных участников Смутного времени.
Ход урока
-
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
-
Повторение ранее изученного материала.
1. Вводное слово учителя .
- В России главным действующим лицом было государство. Всё зависело от его нужд, его задач и от огромной тяжести прошлой истории. Нередко судьба государства, а, следовательно, и людей, живущих в нем, зависела от одного человека и его поступков, действий. В России этим человеком был царь. Очень часто человечество выигрывало, если царь и его ближайшее окружение умели договориться, достичь взаимных уступок согласия, если им удавалось предотвратить войну, избежать столкновений, если политикам и государственным деятелям доводилось путем реформ содействовать прогрессивному развитию страны.
Но так сложилось, что в определенный промежуток, период исторического времени, это место оставалось свободным, и этот период был назван «Смутным»
- Какие годы охватывает Смутное время? (1598-1613)
- Почему этот период получил название «Смутное»?
(Смутное время 1598-1613 в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства»)
- Назовите политические причины кризиса. Экономические, социальные.
Объявление темы и цели урока. (1 слайд - тема урока)
- Сегодня мы будем говорить о ярких выдающихся личностях Смутного времени. Рассмотрим их вклад в историю, дадим характеристику через музыку, искусство.
Тема нашего сегодняшнего урока « Смутное время. Личность в истории, искусстве, музыке».
-Как вы думаете, могла ли одна личность повлиять на судьбу страны?
- Одним из ярких выдающихся деятелей смутного времени был Борис Годунов.
(2 слайд - демонстрация портрета Бориса Годунова)
- Каким путем Борис Годунов получил царскую власть?
( После смерти Ивана IV его приемником стал сын Федор Иванович. Власть практически перешла к шурину, Борису Годунову.)
В 1591 г. Умер младший сын Ивана IV Дмитрий.
В 1598 г. Умер бездетный Федор. Династия прервалась. При поддержке патриарха Иова Борис Годунов на земском соборе был избран в цари.
- Какую роль в возвышении Бориса Годунова сыграл акт учреждения патриаршества?
1589г. - свобода от константинопольского патриарха укрепила международное положение России . (3 слайд - демонстрация портрета патриарха Иова)
- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?
-
построена мощная крепость в Смоленске, новые города
-
в Москве построена колокольня Ивана Великого
-
учеба за границей дворянских детей Бориса Годунова.
-
Открыл царские запасы, во время голода в 1601-1603 году
- Как отразилось на положении России появление акта учреждения патриаршества?
А вот что сказал по этому поводу историк Кобрин: «Голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление, что беды связаны с тем, что Годунов не являлся «природным», а значит законным царем»
Давайте обобщим эти события этого периода с помощью в стихотворения. (Стр. 228 "Сто игр по истории")
Стихотворение Д. Кедрина. В этом стихотворении рассказывается о многих событиях в истории.
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда-то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на Вражек Ситцев
Падут три огненных столба
Недавно в Угличе Димитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав;-3ело прискорбный случай!
На все господня воля.
Что ж поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?
Но все же очевидцы были,
И на базарах с их них слов
Сидельцы бабам говорили.
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве.
Связь с музыкой (4 слайд - портрет М.П. Мусоргского)
Опера M. П. Мусоргского "Борис Годунов"
- В центре любой литературной интерпретации стоял вопрос: "Виновен ли Борис Годунов в смерти царевича?" Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов представляет царя как благородного, умного человека, признающего вину за убийство Дмитрия, и получение короны таким незаконным способом, становится тяжким грузом. По трагедии Пушкина «Борис Годунов» композитор МП. Мусоргский создает оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Пушкин акцентирует тему вины и изображает Б. Годунова умирающим от угрызений совести. В опере видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя, и е конце концов, сводят его с ума. Знаменитый «монолог страха» во втором акте считается одной из самых впечатлительных арий в оперном репертуаре.
Представьте, могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство, казалось, Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте послушаем. (Звучит фонограмма) (5 слайд - Шаляпин в костюме Б.Годунова)
Скорбит душа.
Какой-то страх невольный
Зловещим предчувствием
сковал мне Сердце
О праведник, о мой отец державы.
Воззри с небес на слезы верных слуг
И ниспошли ты мне священное
На благо благословение.
Ужас и смущение мучающегося правителя настолько сильны, что он словно приходит в себя после этого монолога. Образ Бориса Годунова сложен и противоречив, ведь он не только преступный царь, но он еще раскрывается в опере как любящий отец. Но слова царя-детоубийцы все-таки играют свою роль, народ восстает против царя Бориса Годунова, на трон восходит Лжедмитрий. Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:
Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.
Плачь, плачь, душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень, темная, непроглядная.
Горе, горе, Руси!
Плачь, плачь, русский люд, голодный люд.
- Сбывается ли предсказание?
Связь с ИЗО. (6 слайд - портрет Б.Годунова. Работа с репродукциями).
- Современный художник Сергей Николаевич Присекин пишет психологически глубоко точные исторические портреты. Образно говоря, это слепки душ изображенных на них людей. Его работы задевают древние, родовые пласты русской души. В 90-е годы им был написан портрет Бориса Годунова. Перед нами предстает почти в полный рост царь Борис.
В царской одежде: шуба, подбитая ручной работы партой, бобровый воротник-ожерелье. На голове мономашеская шапка. В руках символы государственной власти: скипетр и держава, украшенная драгоценными камнями. Обратите внимание на лицо царя. На нем отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы души. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящимся разгадать ваши мысли.
- Борис Годунов в картине Ильи Глазунова словно всматривается в вашу душу, пытаясь рассмотреть ваши намерения.
(7 слайда - с портретам Лжедмитрия I , Марины Мнишек, ЛжедмитрияII.)
- Эта эпоха названа историками также эпохой самозванцев. На уроках истории мы с вами рассмотрели 2-х самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II
- Кто на самом деле скрывался под именем Лжедмитрия I?
(Белый монах Григорий Отрепьев из Чудово монастыря. В 1603 г. в Литве провозгласил себя чудом спасшимся Дмитрием)
-Кого называли «тушинским вором»?
По внешним данным этот человек напоминал Лжедмитрия I?
(Он появился близ Речи Посполитой и назвался царевичем Дмитрием. В Могилеве Иваном Заруцким найден бродячий учитель.
- Что общего в деятельности Лжедмитрия I Лжедмитрия II?
У них были единые цели:
-
завоевать престол.
-
они стремились передать земли польским феодалам.
-
их поддерживали польско-литовские феодалы и боярская верхушка в Москве.
-
стремились окатоличить всю Россию
- Скажите, удалось ли самозванцам завоевать царский трон в России?
- Годы правления Лжедмитрия I 1605 - 1606 ;
- Годы правления Лжедмитрия II 1608-1610;
- Кто еще из царей смутного времени вам известен?
( Василий Шуйский 1606-1610)
- В чем причина падения Лжедмитрия I?
-
Свадьба на Марине Мнишек по католическим обрядам (дочь польского магната)
-
Тяжелые налоги на монастыри
-
Боязнь распространения католичества.
Связь с ИЗО.
- Личности Лжедмитрия I и Марины Мнишек оставили в людской памяти самые негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старинных гравюрах. Хочу вам напомнить, гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла, дерева или линолеума.
Обращаю ваше внимание, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий - в одежду польских шляхов.
- Ребята, скажите, был ли период в "Смутном времени", о котором можно сказать, что в стране была гражданская война?
-Что такое гражданская война? Но был еще период семибоярщины.
-Что такое семибоярщина?
Семибоярщина - вместо царя стали править 7 знатных бояр во главе с князем Мстиславским, поляки захватили всю страну и вошли в Москву. Они пришли в прямой сговор с королем Речи Посполитой Сигизмундом и согласились принять его сына Владислава на престол.
- Какие годы охватывает "семибоярщина"? (1910-1912 гг.)
- Началась открытая интервенция. Это был самый тяжелый период и для народа и для государства после татаро-монгольского ига. Нам всем известно, что русский народ проявляет истинную любовь к Отечеству во время тяжелых испытаний. Любовью, уважением, состраданием славился русский народ еще в стародавние времена. Не раз Родина была суровой матерью своего народа. Она как бы, проверяла его на крепость и силу, и каждый раз убеждалась в истинной любви своих детей.
- Скажите, изменился ли характер гражданской войны с усилением иностранной интервенции? (Она приобрела характер освободительной.) Создавались военные организации - ополчения.
Цель создания 1-го ополчения и его руководитель? (Освободить Москву от шляхтичей.)
1611 г. - создана под предводительством Прокопия Ляпунова, возглавил отряд Дмитрий Пожарский. Их деятельность не увенчалась успехом.
- Кто стал собирать второе ополчение? (Кузьма Минин)
- Расскажите о совместной деятельности двух великих патриотов - Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Они возглавили 2-е ополчение осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде. 22 октября 1612г. взят Китай-город, а 26 октября гарнизон сдался. (8 слайд - портреты Минина и Пожарского)
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
……………………………………………….
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Н. Кончаловская
Связь с ИЗО
(9 слайд- показ репродукций картин)
(10 слайд - демонстрация памятника Минину и Пожарскому).
Блестящим образцом такой композиции стал московский памятник Минину и Пожарскому (открыт в 1818), исполненный Иваном Мартосом (1764-1835). Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становятся его поднятая рука и стержень меча. Емок и выразителен жест Минина: его рука не только зовет полководца к сражению, она возносится к небу, как бы взывая к справедливости, широким движением охватывает площадь, словно сплачивая заполнивший ее народ, указывает на Кремль, как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, - он убежден в правильности своих действий. Пожарский еще колеблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к обращенным ему словам, он уже оперся на щит, выразительная игра широких складок плаща придает его фигуре нарастающее движение. Еще мгновение, и он встанет и поднимет меч в борьбе против иноземных захватчиков - меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев.
И Минин, и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Их лица классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.
Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Рельеф украшает и щит Пожарского, сочетание в нем горельефа с барельефом не случайно: горельеф служит логическим переходом от круглых скульптур основной композиции к фризам на постаменте; на них изображены нижегородцы, жертвующие свое имущество на вооружение, отцы, ведущие своих сыновей в ополчение, сражения с интервентами - каждая сцена становится как бы дополнительным аккордом, усиливающим общее звучание композиции. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, перекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нем не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне.
- Незаурядные способности военачальников: твердость, осмотрительность, распорядительность. Этими качествами обладали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин получил в народе чин « Выборный всей землею человек». Навеки остались в памяти русского народа имена Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Освободительная борьба породила многих героев и среди простого народа.
Связь с музыкой(11- слайд портрет И.Глинки)
- Ребята, всем вам известен подвиг костромского крестьянина - Ивана Сусанина жившего в селе Домнино. Вот его портрет и фотография села. В честь него стоит памятник в г. Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе Рылеева «Иван Сусанин», которая легла в основу оперы И.И. Глинки «Жизнь за царя». Сейчас эта опера ставится во многих лучших театрах мира и собирает большое количество зрителей. Это говорит том, что и сейчас события тех дней нас трогают.
- В опере композитор представляет главного героя со спокойным, мужественным характером. Речь его нетороплива. Для исполнения роли Сусанина Глинка задумал подобрать голос - бас (низкий, самый насыщенный), чтобы передать мужскую силу и мощь. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой.
Он поёт арию: Горю нет конца
Затоптан хлеб в полях
Рыдает мать-земля.
- Из истории вы знаете, что рыцари войска польского после поражения русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского решают обходными путями зайти в тыл нашим войскам, а также найти юного царя, который прячется в монастыре и убить. Для этого они ищут проводника и приходят в дом к Ивану Сусанину. Сусанин пытается отвлечь врагов от похода.
«Эх, господа! Откуда знать.
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством».
- Поляки злятся, не знают, как подступиться к Сусанину и решают подкупить. Сусанин делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться.
Да, Ваша правда! Деньга сила.
Червонцы лучше, чем могила.
- А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване: «Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня.
Во весь опор лета в посад,
Ударь в набат, буди народ.
- Развязка наступает в 4 действии: измученные шляхты еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя для него в жизни и с приходом зари его хитрость раскроется и он умpёт.
Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чем он думает.
«Ты взойдешь, моя заря,
Взгляну в лицо твое.
Последняя заря.
Настало время мое »
- Какая мелодия арии? (проста, напевна, выразительна). Интонации Сусанина неторопливы, величавы, мужественны. Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин полон мыслей о том, что поступает правильно.
Поляки: «Нарочно завёл?»
Сусанин:
«Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,
Куда и первый рван костей не заносил.
Туда завел я bac, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать».
- Последняя мысль Ивана Сусанина о Родину:
Родной край спасен!
О, Русь моя, живи вовек.
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным.
- Как вы думаете, почему?
Эпилог оперы: Народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором землю.
Давайте споем «Славься» хором.
Славься. Хор из оперы «Иван Сусанин»
Муз. М.И.Глинки Сл. С.Гродецкого
Славься, славься ты, Русь моя.
Славься ты, русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.
Славься, славься, из рода в род,
Славься, великий наш русский народ!
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадно могучей рукой.
Славься, славься, родная Москва,
Славься, великой страны голова!
Живи, возвышайся на радость нам,
На счастье народам, на гибель врагам.
Слава, слава героям-бойцам,
Родины нашей отважным сынам!
Кто кровь за Отчизну свою прольет,
Того не забудет народ.
Будь жив, будь здрав,
Весь наш край!
Ура! Ура! Ура!
Заключение.
- Могла ли одна личность повлиять на судьбу государства?
Итог урока (выставление оценок).
Домашнее задание.
- Ребята, давайте представим себе, что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одной из личностей того времени. Напишите сочинение эссе на тему «Встреча с выдающейся личностью»
Урок № 2
Урок истории в 7 классе
Раздел : «Латинская Америка от великого географического открытия до колониального периода».
Урок с использованием компьютерных технологий.
Используемое электронное приложение: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки всемирной истории - Средние века - Разработчик ООО «Кирилл и Мефодий», 2005год.
Тема урока: «Столкновение двух культур. Складывание латиноамериканского общества»
Цели: 1 Рассмотреть порядок управления в Латинской Америке; охарактеризовать социальную структуру латиноамериканского общества.
2 Обобщить знания учащихся о великих первооткрывателях, о значении географических открытий.
3 Воспитать уважение к «малым народам», традициям, обычаям, культуре.
Оборудование: Схема управления испанскими колониями в Латинской Америке, электронное приложение , репродукции картин, портреты первооткрывателей.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение ранее изученного материала.
1. Вводное слово учителя.
Объявление темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Латинскую Америку Наша задача раскрыть тему блока «Латинская Америка от великого географического открытия до колониального периода». Эпиграфом к уроку я выбрала слова:
Толерантность это добродетель, которая способствует замене культуры войны культурой мира.
Из декларации ЮНЭСКО.
Ребята, к этому эпиграфу мы вернемся в конце урока, и вы должны будете мне прокомментировать слова философа, тема урока такова «Столкновение двух культур. Складывание латиноамериканского общества»
Эти народы были ли они толерантными? Какие последствия имело столкновение двух культур? Что такое толерантность?
2. Проверка домашнего задания беседа с учащимися
Главные причины вызвавшие в XV веке экспедиции на новые земли.
Посмотрите на слайды и скажите, какие достижения европейцев помогли им в открытиях новых земель?
Примерно 500 лет назад Великие географические открытия привели европейцев в Новый Свет, произошло прямое столкновение двух миров - мира индейцев с миром испанцев и португальцев. Вспомним как это было.
Сообщение ученика
Америка позже других частей света стала известна европейцам. Ученые доказывают, что еще в III в. до н. э. на берегах Америки побывали кельты. Но обычно первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб.
Это было почти 500 лет назад. В это время европейцы вели большую торговлю с Индией. В Индии европейские купцы покупали пряности (перец, корицу и т. п.) которые в Европе высоко ценились.
Торговые пути проходили по суше от Средиземного моря через полуостров Малая Азия к Персидскому заливу. Турки (по их владениям проходили торговые пути) перестали пропускать европейских купцов через свои земли. Нужно искать морской путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и опытный мореплаватель Христофор Колумб (вывешивается портрет). Он родился в Генуе в 1446 г. в семье ткача-суконщика; молодость провел в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану у берегов Европы. Его интересовали дальние страны, он мечтал о путешествиях.
Колумб был уверен, что Земля шарообразная. А коль это так, то путь в Индию может лежать не только на восток, через Малую Азию, но и на запад. За Атлантическим океаном, думал Колумб, лежит Азия. Ему казалось, что размеры земного шара гораздо меньше, чем на самом деле, и опасность пересечь океан не так уж велика. Свой план, достичь Индию западным путем Колумб представил португальскому королю. Король отказал Колумбу в.снаряжении рискованной экспедиции. Тогда Колумб обратился к королю Испании. Он упорно доказывал, что план его верен и что он откроет новый путь в богатую Индию. Убеждения и доказательства подействовали. Колумб получил три небольших корабля. Но появилось новое осложнение: матросы не желали плыть по неведомому океану. С трудом было набрано 90 человек. Наступил день отплытия.
3 августа 1492 г. корабли вышли из бухты.
«Море было спокойно и пустынно, дул попутный ветер. Так шли больше месяца. 15 сентября Колумб и его спутники увидели зеленую полосу. Но их радость скоро сменилась огорчением. Это была не долгожданная земля, а Саргассово море - гигантское
скопление водорослей.
18-20 сентября моряки увидели стаи птиц, летевших на запад. «Наконец-то,- подумали моряки,- земля близко». Но и на этот раз путников ждало разочарование. Экипаж начал волноваться. Чтобы не пугать людей дальностью пройденного расстояния, Колумб преуменьшил в судовом журнале пройденный путь.
11 октября в десять часов вечера Колумб, жадно всматривавшийся в ночную мглу, увидел мерцавший вдалеке свет, а 12 октября 1492 г. под утро, еще при лунном свете, один из матросов переднего корабля крикнул: «Земля».
На кораблях убрали паруса. Утром путешественники увидели небольшой низменный остров, заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди с кожей медно-красного цвета. Колумб надел на латы алое платье и с королевским флагом в руках сошел на берег Нового Света. Это был остров Уотлинг из группы Багамских островов. Местные жители называли его Гуанахани, а Колумб назвал Сан-Сальвадором. Так была открыта Америка».
(Из «Хрестоматии» Н. А. Гвоздецкого и др.)
Колумб был счастлив. Он был уверен, что мечта его осуществилась и он открыл путь в Индию.
Жителей островов Колумб назвал индейцами. Они были высокого роста и ходили голыми, тела их были ярко разрисованы, а через ноздри продеты укращения - золотые палочки. В поисках золота Колумб и его спутники открыли еще несколько островов. Мореплаватели обменивались товарами с индейцами. Испанцы за яркие тряпки, осколки стекла, гвозди, кожаные ремни брали у индейцев золото, птиц, плоды тропических лесов. На острове Куба Колумб и его спутники впервые увидели табак, картофель и кукурузу, которые в Европе в то время еще не были известны. На острове Гаити Колумб оставил сорок человек гарнизона, а сам с остальными спутниками отправился в Европу. 15 марта 1493 г. мореплаватели вернулись на родину.
Словарная работа
Конкистадоры- участники Конкисты, т.е. завоевательных походов европейцев в Новый Свет в 15-16 веках морских в Вест-Индию, Филиппины, Америку. Сухопутных в глубь материков.
Экспансия- расширение, распространение, захват новых территорий.
Конкиста- завоевание испанцами Америки, Мексики, Центральной и Южной Америки. Термин Конкиста произошел от термина Реконкиста период освобождения Испании от власти мавров.
Колонии- поселения на захваченных территориях.
-Через несколько десятилетий после открытия Колумбом Америки пали столицы двух больших государств Америки
1521г.- Теночтитлан гос-во ацтеков, а 1533г. Куско гос-во инков.
Как же они выглядели?
Что такое традиционное общество и что для него характерно?
Эрнандо Кортес Франсиско Писарро что объединяет эти личности?
Сообщение учащихся о конкистадоре Э.Кортесе.
Испанским конкистодором завоевателем индейцев-ацтеков был Эрнан Кортес.
КОРТЕС, Эрнан (1485-2.12.1547)
Испанский конкистадор, завоеватель государства индейцев-ацтеков. Происходил из старинной родовитой семьи, с 14 лет учился в университете Саламанки. В Америке Кортес находился с 1504 г., служил у Д. Веласкеса на о. Санто-Доминго и сопровождал во время завоевания Кубы в 1511 г. На Кубе он получил земли, часть завоеванных сокровищ, рабов, значительно увеличив свое состояние. В 1519 г. Кортес возглавил экспедицию, отправленную Веласкесом на завоевание материковых земель на запад от Кубы. В марте Кортес с 6 кораблями и 300 человек команды подошел к о. Косумель, прошел вдоль северного и западного берегов Юкатана, останавливался в устье р. Табаско. У местных жителей вызывали страх необычные для них корабли, пушки и всадники на лошадях. 18 февраля 1519 г. Кортес высадился возле о. Сан-Хуан-де-Улоа. Местные обитатели, индейцы-тотонаки, оказали испанцам поддержку. На новых землях Кортес основал г. Вилья-Рика-де-Вера-Крус (совр. Веракрус).
Рассорившись с Веласкесом, Кортес покинул Кубу, высадился на побережье Центральной Америки (21 апреля 1519 г.) и вскоре встретился с посланцами ацтеков. Его прибытие совпало с древним ацтекским поверьем о возвращении бога Кетцалькоатля, и в ноябре верховный правитель ацтеков Монтесума приветствовал его как бога в Теночтитлане, столице ацтеков. Вскоре у ацтеков появились сомнения в миссии Кортеса, и он, взяв Монтесуму в плен, заставил его вести переговоры со своим народом.
В апреле 1520 г. на побережье Мексики высадился большой отряд испанцев во главе с П. де Нарваэсом, которого Веласкес послал против Кортеса. Кортес вышел из Теночтитлана, ночью напал на лагерь Нарваэса, взял его в плен, и переманил его солдат на свою сторону. Оставшийся в Теночтитлане П. де Альварадо самовольно перебил знатных ацтеков, собравшихся с его разрешения на торжества в честь бога Уитцилопчтли. Восставшие индейцы и подошедший им на помощь Кортес были вынуждены оставить город (30 июня 1520 г.), потеряв большое число живой силы (только испанцев около 1000 человек), артиллерию и большую часть лошадей. В этих событиях погиб освобожденный из плена Монтесума (по одной версии скончался от полученных от индейцев ран, по другой - убит по приказанию Кортеса). Индейцы попытались уничтожить отряд Кортеса на равнине Отумбо, но испанцы прорвались с помощью подоспевших союзников.
С помощью индейцев-союзников испанцы подчинили соседние земли, истребляя непокорных и привлекая на службу подчинявшиеся племена. Кортес также получил подкрепление из испанцев. К концу апреля 1521 г. у него было около 1000 испанских воинов, пушки и лошади, на его стороне было более 20 тыс. индейцев. Индейские носильщики, помимо других грузов, доставили к берегам озера, на котором стоял Теночтитлан, детали разобранных легких судов, построенных в Тлашкале. Осада города началась 10 мая 1521 г. и длилась три месяца. 13 августа город был взят и разрушен.
В 1524-1526 гг. Кортес возглавил поход в Гондурас. Во время его путешествия в Испанию в декабре 1527 г. от императора Карла V он получил титул маркиза делла Валле, обширные земли в Мексике и разрешение на новые открытия. В Веракрус Кортес вернулся 15 июля 1530 г. В дальнейшем он предпринял ряд экспедиций (в том числе в 1536 г. дошел до Нижней Калифорнии). В 1540 г. Кортес вернулся. Участвовал в боевых действиях в Алжире, умер в имении возле Севильи. По завещанию, его останки в 1562 г. были перевезены в Мексику.
Учитель.Мир индейцев и мир испанцев были столь различны и далеки друг от друга, что оказались несовместимы. Каждый из этих миров отрицал другой. Установили свой порядок более сильные - европейцы. Испанцы и португальцы принялись уничтожать то, что казалось им чужим, диким, что, по их представлениям об устройстве общества, они не хотели и не могли принять. Колонизация, в ходе которой погибла древняя культура индейцев, продолжалась до середины XVII в. И тем не менее, завоеватели вынуждены были примириться с сохранением некоторых элементов культуры индейцев, а индейцы в конечном счете восприняли некоторые черты испанской культуры и христианство. Эта встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.
Ребята, для чего нужны были колонии?
Ответы учащихся: Короли Испании и Португалии считали, что колонии в Новом Свете для того и существуют, чтобы снабжать метрополии золотом, серебром и производимыми на плантациях продуктами. Чтобы подавить возможную конкуренцию со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности и строительству мануфактур, запрещали выращивать виноград, сливы, оливки, разводить шелковичных червей.
В колониях Нового Света разрешалось производить только то, что не выращивалось в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.
Колонии не имели права торговать с другими странами, а внутренний рынок из-за бедности основной массы населения был крайне узок. Многочисленные поборы в пользу короля, церкви, владельцев латифундий не оставляли средств для покупки самых необходимых товаров. Только в последней четверти XVIII в. испанские и португальские колонии получили право торговать между собой, были даже уменьшены торговые пошлины.
-Как вы думаете ,какие страны господствовали в Латинской Америке? (Испания и Португалия)
-Почему королевская администрация всячески мешала развитию мануфактурного производства в Латинской Америке? (боялась конкуренции с метрополией)
Ребята выполняют работу по схеме Управление испанскими колониями в Латинской Америке
Работа в тетрадях на печатной основе
Вице-короли
Генерал-капитаны
Губернаторы
Коррехидоры
Алькальды,
Касики
1 уч-ся у доски работает по схеме.
- Что такое инквизиция?
- Миссионеры?
- Католическая церковь и инквизиция в колониях.
- Как вы думаете, чей труд был наиболее эффективен в Латинской Америке?
Черные невольники.
Креолы- Коренное белое население потомки испанцев и португальцев родившихся уже в колониях
Метисы-потомки от смешанного брака белых и индейцев
Мулаты-потомки от смешанного брака белых и негров
Самбо- потомки от смешанного брака негров и индейцев
IV Закрепление изученного материала
Ребята столкновение, каких культур мы рассмотрели на уроке?
Могли ли отношения складываться дружно?
Отношения не могли складываться дружно слишком велик был разрыв в развитии. В Европе уже зарождалось новое общество с его духом предпринимательства, стремлением к личному успеху, желанием подчинить своим интересам весь окружающий мир .И эта Европа пришла в соприкосновение с континентом , где существовали древние, традиционные общества.
Работа по эпиграфу.
Скажите, учит ли нас история быть терпимее к другим нациям, хоть они и малые народы?
Примеры приведенные на уроке показали нам что помимо толерантного отношения есть и интолерантные т.е. нетерпимость и нежелание понять культуру другого народа.
Но всеже есть и толерантные люди встававшие за рабов Туссен Лувертюр и Бартоломе де Лас КасасД.З. напишите сочинение на тему... «Каким я вижу мир завтрашнего дня.»
V Подведение итогов урока . Выставление оценок.
Урок № 3
Тема урока: В театре ДИОНИСА
Цели урока: 1. Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов.
2. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.
3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Учебное оборудование: карта, схема театра, иллюстрированный материал, тесты, карточки устного ответа.
Используемые технологии: интеграция, элементы специальных заданий (карточки устного ответа, тестовые задания, сигнальные карточки, иллюстративный блок, постановка сценки.) поисковая работа уч-ся.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Постановка целей
Ребята, вы все были в театре, а сегодня вы узнаете о его устройстве,
познакомитесь с первыми драматургами и с их произведениями. В следующий раз посетив театр вы сможете себя назвать знатоками мифа об образовании театра и его устройстве, но для этого необходимо внимательно меня и Татьяну Николаевну слушать и выявить самое главное, чем гордились афиняне и что они восхваляли не только в театре , но и в жизни!?
Но чтобы приступить к этой интереснейшей теме я хочу чтобы вы мне напомнили где находится Греция, какие важные события вам известны, форма правления, кое что мы вспомним из древнегреческого ремесла, и о том как учили таких же детишек как вы там в Греции.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме:
работа с картой
- Кто выйдет к карте и покажет расположение Греции на карте, Афины, Спарту?
-Греция находится на юге Балканского полуострава.
-Она разделена на 3 части : Южная, Средняя, Северная
-Какой полуостров считается южной Грецией? (Пилопоннес)
- Где находятся Афины? В Аттике
- Спарта? На полуострове Пелопоннес в Лаконии
Самостоятельная работа учащихся по расположению дат на линии времени.
776г. до н.э. - первые Олимпийские игры
594г. до н. э.- реформы Солона в Афинах
480 г. до н. э.- Саламинская битва
ДО Н.Э. Н.Э.
776 594 480
Соотнести даты и события
около 1200 г. до н. э.- Троянская война
490 г. до н. э.- Марафонская битва
Карточка устного ответа
Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?
Для этого вспомни:
-
Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?
-
Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
-
Чему учили детей?
-
До какого возраста обучали детей?
-
Что тебе нравится, а что нет в афинской системе обучения?
Словарная работа: Полис, демократия, народное собрание, ареопаг, греческий алфавит.
Работа с сигнальными карточками
по иллюстрациям краснофигурных и чернофигурных ваз.
На помощь троянцам пришли амазонки - женщины-воительницы. По преданию, жили они где-то по берегам Азовского моря или в Малой Азии. Царица амазонок Пенфесилея (Пентесилея) погибла в сражении с Ахиллом, которой был очарован отважной красавицей. Роспись чернофигурной амфоры мастера Эзекия. 540-530 гг. до н. э. Британский музей, Лондон.
фронтальный опрос по литературе
-Как звали самого известного поэта Древней Греции? (Гомер)
-Какие поэмы были им написаны? («Илиада», «Одиссея»)
Да в древнегреческой школе большое внимание уделялось поэзии. Прививали любовь к стихам Гомера и др. поэтов, В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили наизусть «Илиаду» «Одиссею».
Проверим как вы усвоили эти поэмы.
Я читаю отрывок из поэмы, а вы должны определить к какой поэме он относится и кто мог сказать эти слова.
Друга не мог защитить я,
Далеко от родины милой пал он,-
И в этой беде я на помощь ему не явился!
Им как своей головой, дорожил
И его погубил я !
(Илиада, Ахилес)
А какое крылатое выражение вам известно с именем этого героя?
(Ахиллесова пята)
Учащиеся работают с фразеологическим словарем и объясняют значение выражения.
В страхе великом тогда проходили мы тесным проливом
Там перед входом пещеры она сожрала их кричащих.
(Одиссея. Между Сциллой и Харибдой)
Учащиеся работают с фразеологическим словарем и объясняют значение выражения.
-
Переход к изучению новой темы
Многие из вас любят театр, но не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами древних греков.
-
Изучение новой темы
Миф о зарождении театра.
Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров '. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.
В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия - Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь площади. Вперед выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его встрече с пиратами и других приключениях, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями- все население города.
-Знакомство с устройством греческого театра по схеме
Повторите, как возникли театральные представления , - обобщая ответы, подчеркивает, что древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь Диониса, а их было несколько в году: главный, как было сказано, отмечался в марте, кроме того, устраивались в декабре и январе.
Здание театра и театральные представления. В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).
Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра.
Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей.
Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? Если учащиеся идут по неверному пути (несколько спектаклей можно посмотреть, начав показ только утром), учитель предлагает подумать, почему греки не могли устраивать вечерних представлений. (Не было хорошего искусственного освещения, и массовые зрелища можно было проводить только при свете солнца.)
За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем буквой (А, Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр разделяется лестницами, расходящимися лучами. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым
Большую часть зрителей составляли мужчины граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших господ. Места в
первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).
Описание устройства театра
-
места для зрителей (по-гречески-«театр», позже этим словом стали называть все сооружение);
-
орхестра - круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине;
-
скене.
-
проход
В театре была прекрасная слышимость (акустика). Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.
4
Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях. Актерами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Обычно в каждом представлении участвовало не более трех актеров. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актер исполнял несколько ролей.
Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры
надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые волосы, худые впалые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми; юношей изображали безбородыми. Раба можно было узнать сразу-; его черты выдают негреческое происхождение.
Трагедии и комедии
В Древней Греции было два главных вида представлений. Трагедиями назывались представления серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по - гречески значит «песнь козлов». «Чем можно объяснить происхождение этого странного названия,- спрашивает учитель.- Вспомните, как возникли театральные представления».
Примером греческой трагедии может служить трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
Самые знаменитые из известных нам древнегреческих драматургов-трагиков - ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД.
Сообщения учащихся.
ЭСХИЛ (525-456г. до н. э.),был участником славных битв, а в трагедии «Персы» вдохновенно описал сражение при Саламине. И даже надгробная надпись прославляет его как воина и умалчивает о нем как о поэте. Нам это кажется весьма странным. Ведь драматург написал десятки пьес! Из них до нас дошли всего 7. и все же Эсхила считают по праву «отцом трагедии». Он первым превратил обрядовое действо в подобие театра. Сюжеты его трагедий просты и грандиозны, в них действуют величавые боги и полубоги, разыгрываются события, потрясающие судьбы целых племен и народов. Его любимый герой- Прометей, не склонивший головы перед жестоким тираном Зевсом.
Рассказывали, будто в детстве, заснув в отцовском винограднике, Эсхил увидел во сне Диониса, и он повелел ему стать трагическим поэтом.
Еще говорили, что представление его пьес приводили зрителей в ужас и трепет. Сиденья амфитеатра были еще деревянными, однажды во время спектакля они - видимо , от потрясения- рухнули, зрители в панике обратились в бегство, и многие из них пострадали.
Необычайной была и смерть Эсхила. Однажды сидя у подножия огнедышащего вулкана Этна, Эсхил увидел перелетающего над ним орла, держащего в когтях черепаху. Птица приняла лысую голову поэта за камень и сбросила на него добычу, чтобы разбить черепаший панцирь. Но разбилась голова Эсхила. Так по преданию, завершилась жизнь «отца трагедии».
СОФОКЛ (496-406 г. до н. э.) Уже в 468г. на состязании драматургов он победил своего учителя.
Трагедии Софокла из которых сохранилось всего 7 пользовались бешенным успехом. За «Антигону» автора избрали на важную военную должность. Он прожил долгую и счастливую жизнь и служил родине не только как поэт, но и как политический деятель. Но годы брали свое, Софокл старел. Один из его сыновей сообщил, будто бы отец выжил из ума и нуждается в опеке. Софокла вызвали в суд, где он, вместо оправданий, прочел отрывок из своей трагедии «Эдип в Колоне» . Восхищенные судьи тут же единогласно признали, что талант и мудрость 90-летнего поэта нисколько не постарели от возраста. И посрамленный сынок убрался восвояси.
Отрывок из трагедии Софокла «Антигона» (сценку показывает 11 класс)
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря
Сквозь ревущий ураган.
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит, многоумный человек.
И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла.
Человеческую правду
И небесные законы
Ниспровергнуть он готов.
Но и царь непобедимый, если нет в нем правды вечной,
На погибель обречен:
Я ни чувств, ни мыслей,
ни огня,ни кровли
с ним не разделю!
После сценки.
Услышав слова юноши «Принадлежать не может одному свободная земля!»
«НЕ рабы они у смертных, не подвластны никому!»- из трагедии Эсхила «Персы»
В театре раздавались аплодисменты, люди рукоплескали гордому ответу. Объясните почему? (народное собрание, демос)
Сообщения учащихся
ЕВРИПИД(480-406г. до н. э.)-самый младший из трех великих драматургов. Написал больше сотни пьес и тем самым нажил себе великое множество врагов, потому что всегда говорил правду. Это никому не нравилось, даже зрителям. Говорят что однажды когда Еврипида освистали, он вышел на сцену и с достоинством сказал: «Я пишу трагедии затем, чтобы учить народ, а не затем, чтобы учиться у народа» .и ему на старости лет пришлось покинуть Афины и переселиться в Македонию. Не прожив и 2 лет он умер.
Ничуть не оцененный при жизни , после смерти Еврипид широко прославился. Поэтому до нас дошли целых 17 его трагедий, одна драма, и очень много отрывков из его пьес.
Он первым осмелился сказать о том , о чем молчали все даже знаменитые афинские философы, то есть о том, что рабы- это такие же люди, как и полноправные граждане.
АРИСТОФАН(445-385 г. до н. э.)- древнегреческий поэт, как его называли «отец комедии»
Аристофан писал о роли театра так: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых- поэты».
Что имел в виду Аристофан?
В Греции театр был школой для взрослых, он учил их быть добрыми, сильными, упорными, надо всегда выполнять свой долг. Нельзя мстить мертвым.
Аристофан любил игры в вопросы и ответы вот некоторые из таких вопросов загадок. Попытайтесь их разгадать.
-Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.(дым)
-Когда ты смотришь , я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (зеркало)
- Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня.( молчание)
IV Закрепление изученного материала.
- Какая страна является родиной театра?
- Какие представления были по характеру?
- Что восхваляли греки?
V Итог урока.