Конспект урока для 6 класса Угроза с Запада

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Угроза с Запада

Учитель: Таран Елена Александровна. МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца»

История России

Класс

6

Тема урока

Угроза с Запада

Цели урока

формирование представления об угрозе независимости северных земель и значении побед Александра Невского; формирование понимания причин победы русского народа.

Воспитание чувства патриотизма.

Оборудование урока

учебник «История России. 6 класс» под ред. А.В. Торкунова, изд-во «Просвещение». Карта «Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века», атласы, раздаточный материал, рабочие листы

Электронная презентация, видео «Невская битва», анимационная карта «Ледовое побоище»

Основные понятия и термины урока

Крестоносцы, Невская битва, Ледовое побоище. патриотизм

Даты для запоминания

1240,1242

Домашнее задание

прочитать параграф 17,вопросы устно. Выполнить творческое задание «Русь между Западом и Востоком»

Личностные УУД

проявлять интерес к содержанию урока; самостоятельно и в группе; оценивать роль Александра Невского в ликвидации угрозы с запада; оценивать свой вклад в работу группы и степень удовлетворенности работы по теме

Регулятивные УУД

формулировать и удерживать учебную задачу; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.

Познавательные УУД

осуществлять продуктивное чтение; выявлять причинно-следственные связи; работать с таблицей

Коммуникативные УУД

умение работать в группе для достижения общей цели; формирование общего мнения и позиции

Тип урока

Открытие нового знания

Методы и приемы

продуктивное чтение, ИКТ, анализ исторической ситуации

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, групповая, фронтальная

Этапы урока

Формы, методы

и приемы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1










Организационно-мотивационный

Формирование мотивации

Работа с картой

Слайды 1,2,3

Введение в тему урока:

Работа с картой с целью определение темы урока.

Задание: Внимательно изучите карту. Вспомните, что изучали на прошлом уроке. Обратите внимание на северо-западные земли. Какая угроза появилась на западе?

Как бы вы сформулировали тему урока? Запишите в рабочих листах.

Какая проблема поставлена в теме? (угроза, в чем она заключалась? Со стороны кого и т.д.)

Какие задачи нужно решить на уроке?

Заполните соответствующую строку в рабочих листах, которые у каждой группы на столах.

Работают с картой в атласах

Формулируют тему. Записывают в рабочих листах.

Формулируют задачи.

Записывают в рабочих листах



Определение формы работы

Для решения поставленных задач работаем в группах. Каждая группа -это станция.

На каждой станции решается определенный вопрос (на столах и озвучивается учителем). При этом надо будет заполнить соответствующую графу в таблице. Но и на остальные вопросы группа также может отвечать, дополняя ответы определенной группы и заполняя таблицу по ходу изучения материала. Таким образом, к концу урока у каждой группы-станции таблица будет заполнена.

Станция Угроза. В чем состояла угроза для Руси?

Станция Географическая. Проследить по карте события, сражения. Затем показать на карте.

Станция Героическая. Характеристика Александра Невского.

Станция Патриотическая. В чем состояла сила русских?

Станция Историческая. В чем значение данных событий, сражений для истории Руси?

Слушают, воспринимают алгоритм работы, настраиваются на восприятие материала урока.

2

Актуализация знаний

Фронтальная работа

Слайд 4,5

Но вначале давайте вспомним, какая ситуация складывалась в начале 13 века на Руси.

Кто такие крестоносцы? Какие цели они преследовали в своих походах?

Кто же угрожал северо-западным территориям Руси?

Работа с текстом. Все группы.До слов «В Новгороде правил …» (можно отметить перед уроком)

Вопросы: От кого исходила угроза? В чем она конкретно состояла?

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом (раздаточный материал)

Отвечают на вопросы .

Возможные ответы: завоевать земли, богатства, католичество

3

Информационно-аналитический

Работа в группе

Анализ, синтез

Слайд 6


В 1240 году шведы двинулись на Новгород. Почему они были уверены в победе?

В Новгороде в это время княжил молодой князь Александр Ярославович.

Прослушайте сообщение о князе, отметьте черты характера князя, начав заполнение таблицы, соответствующий раздел.

Отвечают на вопрос.

Возможный ответ: ослаблена Русь Батыевым нашествием.

Сообщение ученика.

Ответы учащихся.



Слайд 7

Работа с видеофрагментом


На доске фраза

Итак, в 1240 г. шведы подошли к русским землям.

Работа с видеофрагментом «Невская битва» Просмотрите. Внимательно слушайте сопроводительный текст.

Задача: найти ответы на вопросы в группах.

После просмотра заполняем таблицу.

Проверка ответов по алгоритму: В чем угроза. Показать на карте. Действия русского князя. В чем сила русских?

Как вы понимаете фразу, сказанную князем Александром: Не в силе бог, а в правде?

В чем историческое значение?

Смотрят. Выделяют главное. Заполняют таблицу в рабочих листах.

Отвечают.



Слайд 8-9

Но поражение шведов не остановило рыцарей Тевтонского ордена. В этом же году немецкие рыцари захватили Изборск, Псков.

А где же в это время был защитник земли русский князь Александр? Новгородцы, боясь усиления княжеской власти (вспомните особенности правления в Новгороде), изгнали Александра обратно в родную вотчину Переяславль. Но в условиях нарастающей угрозы новгородское вече обращается за помощью к Александру Невскому. И князь спешит на помощь, призвав в союзники суздальскую дружину. Освободив Псков, Александр ищет встречи с основными силами крестоносцев. И 5 апреля 1242 года сражение состоялось. Оно вошло в историю как Ледовое побоище.

Слушают. Воспринимают информацию.



Работа с анимационной картой

Работа в группах

Работа с анимационной картой «Ледовое побоище» по алгоритму.

Ответы: Угроза. Карта. Действия князя. Сила русских. Значение победы.

Смотрят. Выделяют главное. Заполняют таблицу в рабочих листах.

Отвечают.



Анализ

Обсуждение в группах

Слайд 10

Подводим итоги. Просмотрите рабочие листы.

По вопросам групп -станций обобщаем.

Можно ли взять эпиграфом к нашему уроку слова Александра Невского «Не в силе бог, а в правде»? Или же другую: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская». Почему?

Дом. Задание: прочитать параграф. Выполнить творческое задание «Русь между Западом и Востоком»

Отвечают.

Анализируют фразы. Выбирают. Аргументируют.

4

Рефлексивно-оценочный

Слайд 11,12

Рефлексия: смайлики. Выбрать тот, который соответствует вашей работе на уроке.

Домашнее задание: параграф и творческое задание: рисунок на тему «Русь между Западом и Востоком»

Выбирают. Отвечают - почему выбрали тот или иной.

Записывают домашнее задание.



Приложение 1.

Рабочий лист по теме:

Задачи урока:

События, сражения

Личность

Сила

Значение







Приложение 2. Задания для станций-групп.

В чем значение данных событий, сражений для истории Руси?

В чем состояла сила русских?

Проследить по карте события, сражения. Затем показать на карте.

Характеристика Александра Невского.

В чем состояла угроза для Руси?

Конспект урока для 6 класса Угроза с Запада

Приложение 3. Текст



© 2010-2022