Разработка урока Реформы Петра Великого для10 класса

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаРазработка урока Реформы Петра Великого для10 классаПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
" Внутренняя политика России в первой четверти 18 в.»."


ФИО (полностью)

Прокопенко Мария Владимировна

Место работы

МАОУ СОШ № 5 г. Томска

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

10

Тема и номер урока в теме

«Внутренняя политика России в первой четверти 18 в.».

Учебник

Журавлева О.Н., Пашкова Т.И, Кузин Д.В. История России. 10 класс.

Цели урока:

  • Выяснить причины петровских преобразований.

  • Развивать умение составлять таблицы, работать с учебником, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • Воспитывать уважение к истории Отечества.

Оборудование

  • Презентация;

  • учебник;

  • схемы к уроку;

  • пакет с рабочими материалами для рабочих групп

Ход урока

  1. Постановка цели и сообщение темы урока. (15мин)

Давайте совершим небольшое погружение в курс обществознания и вспомним что такое глобализация (термин записан на доске).

Примерный ответ учащихся: глобализация - это процесс всемирного экономической, политической, культурной и религиозной интеграции, сближения.

То есть мы можем выделить

Страны Запада

Россия

Страны Востока

Германия, Франция, Англия

Япония

Симбиоз, интеграция

Где Россия?

самобытность

Примерный ответ учащихся: Россия уже давно «смотрит на Запад», это могут подтвердить современные реформы в правоохранительных органах, образовании, здравоохранении, а также наше сближение с Западом в сфере культуры.

А могло ли быть иначе? Могла ли Россия пойти по своему самобытному пути подобно Японии? Где начались активные заимствования у Запада?

Обратять к деятельности какого монарха мы сможем ответить на эти вопросы? Почему?

Ответ обучающихся: рассмотрев реформы Петра 1.

Учитель записывает тему, названную учениками на доске.

Тема урока: «Внутренняя политика России в первой четверти 18 в.».

«Россию поднял на дыбы…». Личность и деяния Петра Великого стали предметом многочисленных исследований. Петр Алексеевич Романов стал автором многочисленных нововведений, вошедших в русскую жизнь. Но и при жизни, и после смерти находились критики его активной политики, которые обвиняли его в том, что он, взяв курс на Запад, совершил чудовищную ошибку.

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

Обучающиеся предлагают свои варианты.

Цель: определить степень необходимости противоречивых реформ Петра Великого.

А сейчас я попрошу каждого из вас сформулировать свою цель и обсудим ее с соседом по парте.

  1. Изучение нового материала. (10 мин)

Уже на данном этапе урока можно отметить двойственный характер преобразований Петра 1. До сих пор у преобразований Петра Великого есть сторонники и противники. Наша задача сегодня, определить свою позицию по отношению к деятельности Петра Алексеевича.

Реформы Петра Великого

сторонники

противники



Используя документ-схему попытайтесь определить чей опыт и почему мог заимствовать Петр1 при проведении реформ. Сначала в парах (2-3 мин), затем один обучающийся вслух (схема в приложении)

Вывод: У Петра было несколько вариантов: проводить реформы на основе опыта отца и деда, опереться на европейский опыт. Он выбрал второй вариант.

Мы убедились в том, что реформы были необходимы. Для того чтобы занять позицию сторонников или противников реформ Петра 1, необходимо подробно, более детально познакомиться с его преобразованиями.

3. Работа в группах (15 мин).

Дома вы по группам знакомились с реформами Петра 1. С помощью дополнительного материала и ранее полученных знаний, вы должны были попытаться сопоставить преобразования Петра 1 и его предшественником. Сейчас вы должны распределиться по группам (распределить роли в группах) и представить результат своей работы по следующему плану:

  1. Положение в стране до реформ Петра Великого (до…)

    Положение в стране после реформ Петра Великого (после…)



  2. Сделать выводы:

    1. Необходимы ли были реформы?

    2. Плюсы и минусы реформ.

Каждая группа получает ватман и маркеры

4. Презентация работ обучающихся (по 5-7 мин на группу = 20-30 мин)

Методическое пособие с 254-260

Обучающиеся, слушающие выступления одноклассников должны заполнить кластер на оценку (оценка «3» - записана только информация о реформах, «4» - записана информация о реформах и сделаны выводы, «5»- записана информация о реформах, понятия и сделаны выводы)

Военная реформа:

Вывод:






Церковная реформа:

Вывод:

Социальная реформа:

Вывод:


Реформы Петра Великого




Государственно-административная реформа:

Вывод:







Понятия:……

5. Выводы

После выступления каждой группы учитель распределяет выводы по колонкам таблицы

Реформы Петра Великого

сторонники

противники



Государственно-административные реформы:

  • В результате реформы был создан новый государственный аппарат.

  • Элементы выборности местных должностных лиц, характерные для Московского государства, были сведены к нулю.

  • Происходит бюрократизация государственного аппарата.

Военная реформа:

  • Абсолютизму была свойственна милитаризация, опора на силовые структуры.

  • Создание армии усилило военную мощь государства и существенно повлияло на внутреннее развитие страны.

Церковная реформа:

  • Петровские преобразования существенно изменили положение РПЦ.

  • Церковь утратила самостоятельность и практически была подчинена государству.

  • Священники должны были соблюдать государственные интересы.

  • Государство сделало церковь орудием своей пропаганды.

  • Государство принуждало быт православным.

Социальные реформы:

  • В первой четверти 18 в. Произошли перемены в положении всех сословий российского общества.

  • В основу положения человека в обществе был положен принцип «службы», а не принцип «породы».

  • Российское общество обрело новую, более четкую социальную структуру.

  • Благодаря новой социальной структуре государство смогло контролировать все сферы жизни российского общества.

Учитель совместно с обучающимися делает общий вывод урока.

6. Рефлексия (10 мин)

1. В начале урока каждый поставил себе цель. Давайте посмотрим, выполнили мы их или что-то осталось неизвестным.

Обучающиеся по желанию озвучивают свои цели.

2. Обучающиеся получают оценочный лист

Оценочный лист

  • Понимаю ли я сущность реформ Петра Великого ______________________

  • Смогу ли я сопоставить реформы Петра Великого и преобразования в современной России 21 века________________________

100%

50%

0%



Степень понимания материала на уроке







  • Мне не понятно__________________________________________________________

10 баллов

5 баллов

0 баллов



Мое эмоциональное состояние



8. Домашнее задание

Используя знания полученные на уроке и дополнительный материал, составте таблицу

Россия Петра Великого

Россия 21 века



Выводы:

Приложение

Отставание России от европейских стран:

  • В социально-экономическом;

  • Политическом;

  • Военном;

  • Культурном отношениях.

  • Предшествующее развитие страны в 17 веке.

  • Попытки реформ царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Предпосылки реформ Петра Великого

Поездка Петра 1 в Европу - Великое посольство (1697-1698гг.

Осознание необходимости реформ с использование европейского опыта

Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентированная на преобразования в стране.

© 2010-2022