Доклад Формирование УУД на уроках истории в 5 классе

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Мокровская СОШ



ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА

УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 5 КЛАССЕ»


Подготовила:

учитель истории и обществознания

Н.М.Янкина





2016 г.

Одно из основных положений Концепции ФГОС - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.

Универсальные учебные действия

  • Познавательные

    • работа с информацией

    • работа с учебными моделями

    • использование знако-символических средств, общих схем решения

    • выполнение логических операций

      • сравнения,

      • анализа,

      • обобщения,

      • классификации,

      • установления аналогий

      • подведения под понятие

  • Личностные

    • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

    • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

    • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих

  • Регулятивные

    • управление своей деятельностью

    • контроль и коррекция

    • инициативность и самостоятельность

  • Коммуникативные

    • речевая деятельность

    • навыки сотрудничества

Какие УУД можно формировать посредством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема - как сформировать эти умения?

В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

- приемы целеполагания

- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий

- Постановка вопросов по теме и выход на задачи

Познавательные

проблемная ситуация, дидактические игры

Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)

  • Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»

  • Кластеры, логические цепочки

  • Таблицы. Работа в группах.

Приемы проведения рефлексии

Коммуникативные

Диалоговое взаимодействие

Дискуссии

Дебаты

Конференция

Круглый стол

Ролевые игры

Деловая игра

Технология сотрудничества

Приемы технологии РКМ

развития критического мышления):

Синквейн, мозговой штурм,

«ПОПС - формула и др.)

Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний - это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают.

Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или практическая работа и т.д.

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .

Приемы и методы:

  • Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ

  • Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).

  • Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток

  • Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)

  • Подготовка и защита проектов

  • Деловая и ролевая игра

На своих уроках я использую различные приемы по формированию регулятивных учебных действий:

Приемы целеполагания:

1. Прием «Домысливание».

Предлагаю тему урока и слова "помощники».

- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:

  • Выясним…

  • Узнаем…

  • Научимся…

  • Проверим…

2. Прием «Тема-вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»

План действий:

1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.

3. Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

4. Прием «Группировка»

Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись

Задания:

  • В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;

  • Запишите понятия в тетрадь по памяти;

  • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;

  • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;

  • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.

Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней Индии».

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Модельный ответ:

  • Какие животные водились в Древней Индии?

  • Какие растения росли в Древней Индии?

  • Чем занимались люди Древней Индии?

  • Во что верили индийцы?

  • Как добывали пищу?

  • Где жили?

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию (познавательные УУД) поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

  • Составление логической схемы, цепочки

  • Составление определения к термину

- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?», «Понятийное колесо», «Рокировка» и др.

- Работа с картой

Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:

  • Тепло.

  • Дожди.

  • Солнце.

  • Река.

  • Лес.

  • Пустыня.

  • Оазисы.

  • Плодородная почва

Прием «Что рассказала карта?»

Вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

  • На севере протекает крупная река _______( Желтая река), а на юге - ______ (Голубая река).

  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

  • На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:

О - объяснение (или обоснование)

П - пример

С - следствие (или суждение)

«Я считаю, что…».

«Потому что …».

«Я могу доказать это на примере …».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).

На своих уроках я использую различные приемы рефлексии:

- Рефлексивный экран

  • Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

- Прием рефлексии «Утверждение»

  • Я узнал(а) много нового

  • Мне это пригодится в жизни

  • На уроке было над чем подумать

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

- Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3. безразлично 3.помогал другим 3. не понял

Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории и обществознания является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.


8


© 2010-2022