Урок истории на тему Восточные славяне

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории

Ахметчанов Н.М

Класс 6

Тема "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

Задачи урока:

Образовательная: усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян, давать определение понятиям: восточные славяне, вече, вервь народное ополчение

Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический(работа с картой, составление таблицы, схемы),самоконтроля.

Развивающая: сформировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации (учебник. атлас)

Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа текста и группировки языкового и картографического материала.

Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;

Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2007 г.

ЭПИГРАФ "Оглянись на предков наших. На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!"

Н. Кончаловская.Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Ресурсы и формы работы.

1.Самоопределение деятельности

Невербальное приветствие - улыбка - необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей - залог выполнения заданий по усвоению нового материала.

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.

Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение, понимают необходимость учения



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне?

(Восточные славяне - племена, населяющие восточную Европу.)

2. Имеет ли этот народ отношение к терри­тории нашей страны?

(Восточные славяне - предки русского народа).

После беседы формируем учебные задачи.

Фронтальная работа класса. Аргументированно отвечают на вопросы.


Коммуникативные:

поиск информации, слушают друг друга.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Учебник

Атлас


Устные ответы

3.Постановка учебной задачи

-основные занятия восточных славян;

-верования;

- управление у восточных славян

-территорию расселения восточных славян;

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопросов, формулирование цели.

4.Объяснение нового материала.

Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Поясняет задание, контролирует его выполнение

Определяют территории происхождение и расселение восточных славян

Индивидуальная работа по тексту учебника с .7, атлас.

Цель:

Задание: На основе текста учебника с.7 и карты определить

места расселения Восточных и составить таблицу.


Названия славянских

Географические ори-

племен

ентиры поселения

Поляне

р.Днепр

Дреговичи

Между реками При-

пять и Двина

Полочане

р.Полота, впадающая

в реку Двина

Славяне

Оз.Ильмень

Северяне

Р.Десна, р.Сейм и Сула

Радимичи

Р. Сож

Вятичи

Р. Ока

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, практическая работа с картой.

1 ученик делает сообщение остальные проверяют, дополняют.

Самооценка.


Карта атласа

Учебник.

5.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение, фронтальный опрос.

-Перечислить племена и показать места расселения.


Обучающиеся показывают на карте места расселения славян.

Регулятивные: закрепление изученного материала.

Познавательные; работа с картографическим материалом.

Общеучебные: формулируют ответы.

Работа с картой.

6.Самостоятельная работа с взаимо- проверкой.

Составить схему

Занятия славян

С.8-9 учебника

Регулятивные: взаимоконтроль,

Работа в парах по учебнику.













Вторичное

закрепление























ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА



7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса.


В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V-VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства - землю, рабочий скот, инвентарь - и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Демонстрирую вещественные источники (школьный музей)

Физ.минутка

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки."


Славяне были язычниками.

Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.



Провожу словарную работу.


Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом с12 учебника составьте схему "Управление племенем восточных славян"

Словарная работа:


Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.





- 1Изучить параграф 1 вопросы ,использовать карту атласа.

2 нарисовать или смоделировать рабочий инвентарь.

Подведение итогов урока Цель этапа - подведение итогов всех этапов урока.

Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?

Выставляются оценки за урок.

Задание учащимся: По второму пункту учебника составить схему: "Занятия славян"

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

Урок истории на тему Восточные славянеУрок истории на тему Восточные славянеУрок истории на тему Восточные славянеУрок истории на тему Восточные славяне

Земледелие Бортничество

Урок истории на тему Восточные славянеУрок истории на тему Восточные славянеОхота

Рыболовство



Скотоводство Ремесло



Лесная зона Подсечно-огневая система

Степная и лесо степная зоны Переложная система

Задание учащимся: Заполните таблицу "Хозяйство древних славян"



Присваивающее

Производящее

Охота

Земледелие

Рыболовство

Скотоводство

Бортничество

Ремесло

Занимаясь земледелием землю обрабатывали

сохой, оставлявшей в земле частые борозды.

Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб

серпами.



Демонстрация картины Славянский поселок.

репродукции в школьном музее.





Ярило - бог Солнца

Перун - бог грома и молнии

Стрибог - бог ветра

Волос - покровитель скотоводства

Мокош - божество плодородия

Верование, идол, волхвы.

Верили в домовых, русалок, леших, водяных

Идол - статуя языческого бога

Волхвы - люди, умеющие общаться с богами /взаимопроверка/

ВЕЧЕ

Урок истории на тему Восточные славяне



С Т А Р Е Й Ш И Н Ы

Вече - народное собрание

Вервь -соседская община

Народное ополчение -военное формирование.


Продолжите предложения….

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Умение составлять схему.

Информационно-поисковая, частично-исследовательская.










Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.

Умение организовать свою деятельность.

Частично исследовательская работа.

Умение составлять таблицу



Описание поселка

/школьный музей/




Регулятивные: учитывают ориентиры данные учителем при освоении материала;

Познавательные: поиск информации.

Коммуникативные: обмен информацией,

взаимодействие.










Познавательные: поиск и обмен информацией.


2.Коммуникативные: обмен знаниями, мнениями.

3.Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.

1.Познавательные: представление о восточных славянах








Работа в парах по учебнику

















© 2010-2022