Рабочая программа по Истории России (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по Истории России (8 класс)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 8 класса разработана на основе:

ОП ООО МБОУ «Дюллюкинская СОШ»

Учебного плана на 2015-2016 учебный год

Данная программа ориентирована на учебники:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XIX век. 8 класс. М., «Просвещение», 2005.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 - 1913. 8 класс .М., «Просвещение», 2010

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.

Целью курса является:

формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных обществ в XIX веке.

Задачи курса:

Обучающие:

  • создать условия для освоения школьниками ключевых исторических понятий;

  • познакомить с основными религиозными системами;

  • сформировать представление у учащихся об особенностях социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века;

  • раскрыть специфику организации политической власти в XIXв. в России, странах Европы и Америки, традиционных обществах;

  • сформировать представление о роли выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века;

  • сформировать представление о значении политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Воспитательные:

  • сформировать у учащихся чувство гражданственности, национальной идентичности, развить мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развивающие:

  • создать условия для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • создать условия для овладения учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • продолжить формирование у учащихся исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности


  1. Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на уровнях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на уровне основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на уровне полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на уровне основного

общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции устанавлено МО РФ примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта

  1. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

По учебному плану нашей школы на изучение истории отведено 68 часов, поэтому календарно-тематическое планирование учителя составлено на 68 учебных часов.


  1. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в 8 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны - исторической преемницы Российской империи;

- осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;

- уважение к культуре России XIX в.

Метапредметные результаты изучения истории России в 8 классе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современ­ные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

Предметные результаты изучения истории России в 8 классе включают:

- овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XIX в.;

- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

- умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

- готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

-оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

-характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;

-оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;

-характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.




  1. Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (40ч.)

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18ч.)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 - 1806 гг. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I. Проект Ф.Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 - 1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 - 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825г. Восстание декабристов. Смерть Александра Iи возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826 - 1849гг. Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826 - 1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 1830 - 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 - 1850 гг. Консервативное движение. Теория официальной народности С.С.Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Петрашевцы. Теория общинного социализма.

Крымская война 1853 - 1856гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов. В.А.Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии. Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.Ленца. Развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Далневосточные экспедиции Г.И.Невельского и Е.В.Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Повторение и обобщение (1ч.).

Тема II. Россия во второй половине XIXв. (20ч.)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870-1880-х гг. Конституция М.Т.Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Народы Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля».

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Внутренняя политика Александра III. Александр III. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880-1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие российской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение 1880-1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIXв. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIXв. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге ХХ в. (1ч.)

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в.
8 класс (28 ч)

Часть I. Становление индустриального общества в XIX В. (14 Ч.)

Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (5 ч)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе.

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.

Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм - марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч)

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Повторение Части I «Становление индустриального общества в XIXв.» (1ч.)


ЧАСТЬ II «МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.»

Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. (5 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II - «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (3 ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.:
НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (4 ч)

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (1 ч)

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений

.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


История России: XIX век


Наименование раздела

Количество часов

1

Россия в первой половине XIX в.

19

2

Россия во второй половине XIX в.

21


Итого:

40


Всеобщая история. История Нового времени, 1800 - 1913


Наименование раздела

Количество часов

1

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

6

2

Строительство новой Европы .

9

3

Мир во второй половине XIX века

5

4

Две Америки.

3

5

Традиционные общества в XIX в.: Новая форма колониализма

4

6

Международные отношения в конце XIX - начале XX вв.

1


Итого:

28
















Новая история (28 ч.)Дата

№ п/п

Тема урока

Дом.зад.

Тип занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

СО

Предметные умения

Универсальные учебные действия

план


факт


Часть I. Становление индустриального общества в XIX В. (14 ч.)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5 ч)

11.02


41

Индустриальная революция: достижения и проблемы

§1-2

лекция

Имеет представление о завершающем этапе промышленного переворота, о достижения машиностроения и технических изобретениях в XIXв., о стадиях развития капитализма: свободная конкуренция и монополистический капитализм. Знает понятия: индустриальное общество, монополия, синдикат, концерн, трест, картель, империализм.

Использует ранее изученный материал. Выявляет существенные черты процессов и явлений.

презентация

16.02


42

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.

§ 3-4

лекция

Имеет представление о классовой системе индустриального общества, об образе жизни горожан и сельских жителей Европы и США в XIXв.

Знает понятия: буржуазия, пролетариат, эмансипация.

Использует текст при ответе на вопросы, решении учебной задачи.

презентация

18.02


43

Наука: создание научной картины мира.

§5

Комбин.

Имеет представления об основных научных открытиях, сделанных зарубежными учеными в XIXв.

Составляет таблицу.

презентация

23.02


44

Художественная культура XIX столетия.

§6-8

Лекция

Имеет представление о направлениях художественной культуры: романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм; о деятелях культуры и их творчестве.

Создает компьютерную презентацию, грамотно строит монологическую речь, дает ответы на заданные вопросы.

презентация

25.02


45

Либералы, консерваторы и социалисты.

§9-10

лекция

Имеет представление об основных направлениях общественной мысли XIXв. и видных ее представителях.

Знает понятия: либерализм, консерватизм, социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм.

Выявляет существенные черты процессов, сравнивает явления.

презентация



1.03


46

Консульство и образование наполеоновской империи.

§11

лекция

Имеет представление об образовании империи во Франции при Наполеоне, о завоевательной политике Наполеона.

Составляет таблицу, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

презентация

3.03


47

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

§12

лекция

Объясняет причины ослабления наполеоновской империи, результаты венского конгресса.

Строит устную и письменный ответ, ведет диалог.

презентация

8.03


48

Англия: сложный путь к величию.

§13

Комбин.

Имеет представление о движении за расширение избирательных прав в Англии.

Знает понятия: чартизм

презентация

10.03


49

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

§14

лекция

Имеет представление о событиях Июльской революции во Франции, об экономическом и политическом развитии Франции в 1820-1830-х гг.

Составляет рассказ на основе изученного материала и дополнительной информации.

Выявляет общее и различия.

презентация

15.03


50

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

§15

Комбин.

Называет причины революции во Франции 1848г., имеет представление о ходе революции, объясняет причины установления во Франции второй империи.

Анализирует явления, процессы и события. Высказывает и аргументирует свою точку зрения.

презентация

17.03


51

Германия: на пути к единству.

§16

лекция

Объясняет необходимость объединения Германии. Знает термины: юнкер, радикал, ландтаг, кронпринц, канцлер.

Сравнивает явления, анализирует события.

презентация

22.03


52

Объединение Италии.

§17

Комбин.

Объясняет причины и процесс объединения Италии. Знает термины: карбонарии.

Составляет план, анализирует события и процессы.

презентация

5.04


53

Франко-прусская война. Парижская коммуна.

§18

лекция

Называет причины франко-прусской войны, имеет представление о событиях Парижской коммуны. Читает историческую карту, показывает на исторической карте события войны. Знает термины: мобилизация, Парижская коммуна, реванш.

Использует текст при ответе на вопросы, сравнивает явления, рассказывает о событиях.

презентация

7.04


54

Повторение Части I «Становление индустриального общества в XIXв.»

§1-18

Лабор.

Объясняет смысл изученных понятий, дает характеристику личностей, определяет последовательность и длительность важнейших событий новой истории.

ЧАСТЬ II «Мир во второй половине XIXв.»

Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. (5 ч)

12.04


55

Германская империя в конце XIX - начале ХХ в.

§19

лекция

Знает понятия: милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм.

Имеет представление об успехах экономического развития Германской империи.

Определяет на основе учебного материала причины и следствия событий.

презентация

14.04


56

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

§20

Комбин.

Знает понятия: гомруль, Антанта. Имеет представление о лейбористской партии, сравнивает экономическое развитие Великобритании с другой индустриальной страной.

Выявляет общность и различия.

презентация

19.04


57

Франция: Третья республика

§21

Комбин.

Знает понятия: радикал, атташе.

Имеет представление об установлении Третьей республики во Франции, особенностях экономического развития Франции в конце XIX - начале ХХ в., о деле Дрейфуса, показывает на исторической карте колонии Франции в начале ХХв.

Дает объяснения на основе конкретного материала сущности фактов и связей между ними, составляет план.

презентация

21.04


58

Италия: время реформ и колониальных захватов.

§22

Комбин.

Имеет представление о политическом устройстве Италии, ее экономическом развитии и внешней политики. Показывает на исторической карте колонии Италии.

Высказывает свое мнение по поводу событий, находит общее и отличия.

презентация

26.04


59

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

§23

лекция

Показывает на исторической карте территорию Австрийской империи, называет народы, которые там проживали, называет причины революции 1848г. в Австрийской империи, причины преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию.

Устанавливает причинно-следственные связи, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, ведет диалог.

презентация


28.04


60

США в XIXв.

§24

лекция

Объясняет термины: расизм, аболиционизм. Показывает на исторической карте территории, присоединенные к США в первой половине XIXв., имеет представление о причинах, ходе и итогах Гражданской войны в США.

Составляет рассказ на основе изученного материала и дополнительной литературы, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

презентация

3.05


61

США: империализм и вступление в мировую политику.

§25

Комбин.

Имеет представление о причинах бурного экономического развития США в конце XIXв., об особенностях политического устройства США, о «справедливом курсе» Т.Рузвельта, внешней политике США. Объясняет термины: олигархия, резервация.

Объясняет на основе конкретного материала сущность фактов и связей между ними, составляет рассказ.

презентация

5.05


62

Латинская Америка в XIX - начале ХХв.

§26

Комбин.

Объясняет термины: каудильо, каудильизм, авторитарный режим. Составляет синхронистическую таблицу. Показывает на карте колонии европейских стран в Латинской Америке.

Составляет план ответа на вопрос, ведет диалог, находит общее и отличия.

презентация

Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (4 ч)

10.05


63

Япония на пути модернизации.

§27

лекция

Имеет представление об «открытии» Японии, реформах Мейдзи. Объясняет понятия: сёгун, Мейдзи.

Составляет план, объясняет сущность фактов и связей между ними.

презентация

12.05


64

Китай: сопротивление реформам.

§28

Комбин.

Объясняет понятия: тайпин, ихэтуани. Имеет представление о причинах «открытия» Китая, модернизации в Китае, дает оценку движения тайпинов и ихэтуаней.

Выделяет общее и отличия.

презентация

17.05


65

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

§29

Комбин.

Объясняет понятия: сипаи, «свадеши». Имеет представление об управлении Индией, о том, почему Индию называли «жемчужиной Британской империи», о причинах восстания 1857г., о создании ИНК.

Объясняет факты и явления на основе изученного материала, дает оценку событиям.

презентация

19.05


66

Африка: континент в эпоху перемен.

§30

Комбин.

Показывает на карте народы, населявшие Африканский континент, имеет представление о колониальном разделе Африки европейцами.

Высказывает свое мнение и аргументирует его, составляет план.

презентация


24.05


67

Международные отношения: дипломатия или войны?

§31

лекция

Имеет представление о борьбе за раздел колоний и сфер влияний, об основных международных противоречиях в конце XIX- начале ХХ вв., о военно-политических блоках. Объясняет понятия: буры, Антанта, пацифизм.

Высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

презентация

26.05


68

Повторение части II «Мир во второй половине XIXв.»

§19 - 31

Лабор.































Календарно-тематическое планирование курса истории

для 8 класса (68 часов)

ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (40ч.)


Дата

№ п/п

Тема урока

Дом.зад.

Тип занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

СО

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18ч.)




1

Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг.

§1

лекция

Имеет представление о личности Александра I, Негласном комитете, преобразованиях Александра I. Объясняет понятия: амнистия, либерализм, маневр, манифест.

Отвечает на вопросы по документу, объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация,


1.09


7.09


2

Внешняя политика в 1801 - 1812гг.

§2

Комбин.

Имеет представление об основных направлениях внешней политики АлександраI. Объясняет понятие сейм.

Высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, дает оценку фактам. Объясняет сущность фактов и связей между ними.

Презентация,

8.09


3

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

§3

лекция

Имеет представление о проекте М.М.Сперанского, объясняет понятия: идеолог, инстанция, консерватизм.

14.09


4

Отечественная война 1812г.

§4

Комбин.

Имеет представление о причинах, характере, ходе войны. Объясняет понятия адъютант, бюджет, инфантерия, ополчение, флеши, фураж. Показывает на карте ход военных действий и места крупных сражений.

Делает сравнительный анализ, дает оценку событиям, высказывает свое мнение и аргументирует его.

Презентация

15.09


5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813 - 1825гг.

§5

Комбин.

Имеет представление о целях и итогах заграничных походов русской армии, об итогах Венского конгресса, о целях создания Священного союза, об отношения России и США. Объясняет понятия: восточный вопрос.

Высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, дает оценку фактам. Объясняет сущность фактов и связей между ними. Отвечает на вопросы по документу.

Презентация

21.09


6

Внутренняя политика Александра I в 1815 - 1825 гг.

§6

лекция

Имеет представление о характере внутренней политики Александра I после Отечественной войны 1812г. Объясняет понятия: иезуиты, мистицизм, ценз.

Презентация

22.09


7

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

§7

Комбин.

Имеет представление о проекте Аракчеева об отмене крепостного права, военных поселениях. Объясняет понятия: легкая промышленность, пенька, полигон, полуфабрикат, ситец, сукно.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Презентация

28.09


8

Общественное движение при Александре I.

§8

Комбин.

Имеет представление о первых тайных обществах, сравнивает программы Южного и Северного обществ. Объясняет понятия лейб, масоны.

Объясняет сущность фактов и связей между ними. Отвечает на вопросы по документу

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

29.09


9

Выступление декабристов.

§9

Лекция

Имеет представление о причинах, ходе и итогах выступления декабристов. Объясняет понятия: каре, тиснение, цензура.

Высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

5.10


10

Внутренняя политика Николая I.

§10

лекция

Имеет представление о личности Николая I, об основных направлениях его внутренней политики. Объясняет понятия: жандармерия, канцелярия.

Объясняет сущность фактов и связи между ними.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

6.10


11

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIXв.

§11

лекция

Имеет представление о проявлениях кризиса феодально-крепостнической системы, о начале промышленного переворота в России. Объясняет понятия: ассигнации, «капиталистые крестьяне», классы, ростовщичество, товарно-денежные отношения, экономический уклад.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

12.10


12

Внешняя политика Николая I.

§12

Комбин.

Имеет представление об основных направлениях внешней политики России в 1825 - 1850 гг.

Устанавливает причинно - следственные связи.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

13.10


13

Общественное движение в годы правления Николая I.

§13

Комбин.

Имеет представление об особенностях общественного движения 30-50-х гг. XIXв., сравнивает идеи западников и славянофилов, имеет представление о социалистических идеях А.И.Герцена. Объясняет понятие: социалистическое учение.

Выделяет общее и различия.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

19.10


14

Крымская война 1853 - 1856гг.

§14

лекция

Имеет представление о причинах, ходе и причинах поражения России в Крымской войне. Составляет хронологическую таблицу. Показывает на карте места крупных сражений.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

20.10


15

Образование и наука.

§15

Комбин.

Имеет представление о системе образования в России в первой половине XIXв., о научных открытиях российских ученых.

Выделяет из текста главную мысль.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

26.10


16

Русские первооткрыватели и путешественники.

§16

Комбин.

Имеет представление о географических открытиях русских путешественников. Объясняет понятие экспедиция.

Делает выводы на основе изученных фактов.

Презентация

27.10


17

Художественная культура.

§17

лекция

Имеет представление об основных направлениях художественной культуры России первой половины XIXв., о ее выдающихся представителях.

Дает описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Презентация

9.11


18

Быт и обычаи.

§18

Комбин.

Имеет представление о жилище, одежде, питании, досуге и обычаях жителей России первой половины XIXв.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация

10.11


19

Повторение темы «Россия в перовой половине XIXв.»

§1-18

Лабор.


Тема II. Россия во второй половине XIXв. (20ч.)

16.11


20

Накануне отмены крепостного права

§19

Комбин.

Имеет представление о предпосылках отмены крепостного права, личности Александра II. Объясняет понятия: недоимки, политический режим.

Объясняет факты на основе изученного материала, устанавливает причинно-следственные связи.

Презентация

17.11


21

Крестьянская реформа 1861г.

§20

лекция

Имеет представление об основных положениях крестьянской реформы 1861г., о значении отмены крепостного права.

Анализирует событие.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

23.11


22

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв.

§21-22

лекция

Имеет представление о реформах местного самоуправления, судебной реформе, военной реформе, реформах в области просвещения, о конституционном проекте М.Т.Лорис-Меликова. Объясняет понятия: апелляция, вольнослушатель, гражданское общество, конституционное правление, нигилизм, правовое государство, террор.

Объясняет факты на основе изученного материала, устанавливает причинно-следственные связи. Высказывает свою точку зрения и аргументирует ее.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

24.11


23

Лабор.

30.11


24

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

§23

Комбин.

Имеет представление об изменениях, произошедших в сельском хозяйстве, промышленности, торговле после отмены крепостного права. Объясняет понятия: аренда, гражданские права, концессия, кредит, пошлина, стачка, товарное производство.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

1.12


25

Общественное движение: либералы и консерваторы.

§24

Комбин.

Имеет представление об особенностях российского либерализма и консерватизма 50-х - начала 60-х гг. XIXв. Объясняет понятия: национализм, публичность, радикальный, революционный путь развития, устои.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация

7.12


26

Зарождение революционного народничества и его идеология.

§25

лекция

Объясняет причины роста революционного движения, имеет представление о народниках и их идеологии.

Сравнивает, находит общее и отличия. Делает выводы.

Презентация

8.12


27

Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг. XIX в.

§26

Комбин.

Имеет представление о народнических организациях. Объясняет понятия: народники, политические требования, «хождения в народ».

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

14.12


28

Внешняя политика Александра II.

§27

лекция

Имеет представление об основных направлениях внешней политики России в 60-70-е гг. XIX в..

Извлекает необходимую информацию из текста.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

15.12


29

Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

§28

Комбин.

Объясняет причины, ход и итоги русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., показывает на карте места крупных сражений.

Извлекает из текста необходимую информацию, устанавливает причинно-следственные связи.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

21.12


30

Внутренняя политика Александра III.

§29-30

лекция

Имеет представление о личности Александра III, об основных направлениях внутренней политики Александра III. Объясняет понятия: инспектор, крамола, переселенческая политика, полицейское государство, реакция, сектанты, черта оседлости.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

22.12


31

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

§31

лекция

Дает общую характеристику экономической политики Александра III, объясняет понятия: акциз, акция, биржа, винная монополия, косвенные налоги.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

11.01


32

Положение основных сословий.

§32 - 33

Комбин.

Дает характеристику основных сословий и классов российского общества в конце XIXв. Объясняет понятия: меценатство, станица.

Извлекает из текста необходимую информацию, находит общее и отличия.

Презентация

12.01


33

Лабор.

19.01


34

Общественное движение в 80-90-х гг. XIXв.

§34

лекция

Имеет представление о распространении марксизма в России.

Презентация

21.01


35

Внешняя политика Александра III.

§35

Комбин.

Имеет представление об особенностях внешней политики Александра III. Объясняет понятия: мобилизация, сепаратный мир.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

26.01


36

Просвещение и наука.

§36

Комбин.

Имеет представление о системе образования в России во второй половине XIXв., о научных открытиях российских ученых. Объясняет понятия: гуманитарные науки, естественные науки, рецидив.

Извлекает из текста необходимую информацию.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

28.01


37

Литература и изобразительное искусство.

§37

лекция

Имеет представление об основных направлениях художественной культуры России второй половины XIXв., о ее выдающихся представителях.

Дает описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Презентация

2.02


38

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

§38

Лабор.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

4.02


39

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

§39

Комбин.

Имеет представление о жилище, одежде, питании, досуге и обычаях жителей России второй половины XIXв. Объясняет понятия: коммунальное хозяйство, урбанизация.

Объясняет факты на основе изученного материала.

Презентация, Интерактивные задания на сайте school-collection.edu.ru

9.02


40

Повторение темы II «Россия во второй половине XIXв.»

§40

Лабор.



  1. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  1. 2.Учебник «Новая история» для 8 класса ав­торов А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина - М: Просвещение, 2012.

  2. 3.Учебник «История России» для 8 класса авторов А.А.Данилов, Г.Г.Косулина- М: Просвещение, 2012.

  3. А.А.Данилов, Г.Г.Косулина Методическое пособие по истории России.8 кл. - М.: Просвещение, 2012.

  4. 5.Данилов А.А. «Программа по курсу История государствава и народов России 6-9 кл» - М., 2012 г.



Дидактический материал:

  1. Памятки - алгоритмы для изучения материала о войнах, восстаниях, оценки исторических деятелей

  2. Отрывки из источников

  3. Обучающие тестовые задания

  4. Индивидуальные карточки

  5. Познавательные задания

Тесты:

  1. Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета

  2. Обучающие тесты на бумажных носителях

  3. Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)

Литература, рекомендованная для учащихся:

1.Новая история.1800-1913 гг.:Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М.Ванюшкина. - М.:«Просвещение»,2012.

2.История России. XIXв.:Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /А.А Данилов., Л. Г. Косулина, М.:Просвещение,2012.

3.Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М., 1969.

4.Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в ХУIII - первой половине ХIХ века. - М., 1994.

5.Вострьшев М. Московские обыватели. - М., 2003.

6.Гачев Г. Ментальности народов мира. - М., 2003.

7.Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - М., 1992.

8.Деникин А. И. Очерки русской смуты. - М., 1991.

9.Забелин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. - М., 1997.

10.В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.- М., 1988 г.

11.История России в лицах: V-XX вв. - М., 1997.

12.Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.- М., 1997.

13.Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856- 1861 гг.- М., 1984.

14.Каменский А. Б. Российская империя в XIX веке: традиции и модернизация.- М.,1999

15.О.В.Кишенкова Тесты История России. IX- XIX вв. - М, 2002 г.

16.Ляшенко Л. М. Революционные народники.- М., 1989 г.

17.Национальная политика России: история и современность.- М., 1997 г.

18.Самые знаменитые изобретатели России.- М., 2000 г.

19.Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX - начала XX века: Учебное пособие.- М., 1993 г.

20.Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.- М., 1991 г.

21.А.Т.Степанищев. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. М.: Дрофа, 2001 г.

22.Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М., 1969.


Интернет-ресурсы для учителя истории и обществознания:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса по истории возможно использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

-СД - проект «Мировая историческая энциклопедия»

-СД - проект «Романовы»

-компакт-диск «От Кремля до рейхстага»

-видеофильмы: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне», «I Мировая война», «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни Октября», «Обыкновенный фашизм», «Цвет войны», «Сталинградская битва», «За кремлевскими стенами» и др.

-История Нового времени. 7 класс

-СД - проект «История Отечества. 882-1917» (учебно-методический комплекс)

-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

-электронный учебник «История России. XX век» (11кл., автор А.А.Данилов)

-электронные словари, справочники

-видеосборник «Дорогами войны» (автор Ю.Ю. Каргин)

-интернет-история Первой мировой войны: worldwarl.com

(сайт на английском языке)

-портал «Российское образование»: edu.ru

-История Гражданской войны (сайт «Белая гвардия»): whiteforce.newmail.ru

-Библиотека документов по отечественной истории 1917-1927 г.г.: klio.webservis.ru

-Источник:pedsovet.perm.ru/sections/pres.view.php?psid=148

-Источник: som.fio.ru/getblob.asp?id=10017285

-Сайт российского школьного образования: school.edu.ru

-Сайт издательства «Просвещение»: prosv.ru

-Программа «Живое слово»:openveb.ru/zhivpravo/t

-Профильное обучение в старшей школе: profile-edu.ru/

-История. В помощь учителю. Сайт сетевого объединения методистов.: som.fio.ru

На данном сайте расположен перечень электронных учебников, электронных пособий, мультимедиаресурсов, например, таких, как электронные учебники «История древнего мира» для 5 класса, «История России XX века» (под редакцией А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной), «История государства и права», мультимедиакурс «История России в контексте всемирной истории» (автор Кудрешев В.Н.), дана информация о ресурсах указанных учебников и пособий.

http: //ecsocman. edu. ru.- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

Технические средства обучения:

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный


  1. планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения истории ученик должен

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.

Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально - ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.



© 2010-2022