- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России (6 класс)
Рабочая программа по истории России (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сковородина А.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Капитоновка
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Утверждена приказом
руководителя образовательного
учреждения Боднарюк М.М.
№……..от…………..
Рабочая программа
По истории России с древнейших времён до конца XVI века. Е.В. Пчёлов
6 класс
Учитель : Сковородина Анна Валерьевна
Рассмотрено на педагогическом совете
30 августа 2013 года
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В. для 6-7 классов общеобразовательных учреждений.
Курс «История средних веков» для 6 класса охватывает период с конца V по XV вв. Рабочая программа по курсу истории средних веков составлена на 30 часов.
Курс «История России с древнейших времен до конца XVIII века» в 6-7 классах является началом системного изучения отечественной истории. Он охватывает большой исторический период - от древнейших времен до конца XVIII в. Курс истории России в 6 классе охватывает период с древнейших времен до конца XVI в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 40 часов, но в связи с включением национально-регионального компонента сокращена на 10 часов. Таким образом, рабочая программа по истории России составлена на 30 часов.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 6 классе:
Цели курса:
-
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
-
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
-
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
-
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
-
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
-
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
-
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
-
уделять внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/Понимать:
-
Основные даты, ключевые события и понятия средневековья мира и России;
-
Временные границы средневековой истории человечества, особенности средневековых обществ.
Уметь:
-
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
-
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
-
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
-
Оперировать историческими понятиями и датами.
-
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
-
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
-
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
-
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
ЦОРы :
№ 167 история государства и народов России
№ 309 история средних веков ( 4-е издание)
№ 392 история средних веков (2-е издание)
№ 49 история средних веков
№ 391 история средних веков (4-е издание)
-
№
Название работы
Дата проведения
1
Князь Владимир и крещение Руси
2
Повторение и проверка знаний «Древняя Русь»
3
Русские земли под властью Золотой Орды
4
Повторение и проверка знаний «Русь между Востоком и Западом»
5
Опричное лихолетье
6
Повторение и проверка знаний «Роль России в мировой истории»
Список литературы :
- Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2000.
-
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6 класса. - М.: Русское слово, 2007.
-
Атлас «История средних веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. - М.: Дрофа-Дик, 2007.
-
Электронное пособие. Всеобщая история. История средних веков.
-
Пчелов Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов основной школы. - 2-е изд. - М.: «Русское слово», 2005.
-
Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса. - М.: Русское слово, 2009
-
Атлас "История России IX-XVI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. - М.: Дрофа-Дик, 2007
-
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
-
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
-
Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. - К.: «Тарих», 2003.
-
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
-
Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. - К.: Тарих, 2004.
История России с древности до XV в. (не менее 30 ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Календарно - тематическое планирование
Глава 1. Древние жители нашей Родины (4 часов)
№
Название
Кол-во часов
Вид урока
ЦОРы
Региональный компонент
Домашнее задание
Дата проведения
1
Первобытная эпоха
1
изучение нового материала
§1-2 с.4-13-прочитать, задание 4 с.8- таблица
2
Кочевые племена на территории России в IV-V веках
1
комбинированный
РК
№49
§3 с.14-19-прочитать, задание 3- таблица
3
Древние тюрки и ранние тюркские государства
1
комбинированный
§2 с.14-22-прочитать, в.3-таблица
4
Восточные славяне в VI-VIII веках
1
комбинированный
РК
§4 с.21-27-прочитать, в.1- рассказ о славянах
Глава 2. Древняя Русь в IX-XII веках (7 часов)
5
Образование Древне-русского государства
1
практикум
§5-6 с.29-46-прочитать, дать определение понятиям
6
Князь Владимир и крещение Руси
1
лабораторное занятие
РК
§7 с.47-53-прочитать, отве-тить на вопросы
7
Киевская Русь при Ярославе Мудром
1
практикум
№49
§8 с.54-59-прочитать, выпи-сать статьи «Русской Правды»
8
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
1
практикум
№49
§9-10 с.60-71-прочитать, с.71 задание 3
9
Православная церковь
1
комбинированный
§11 с.72-75-прочитать, в.5
10
Культура Киевской Руси
1
семинар
РК
§12 с.76-86-прочитать, в.5
11
Повторение и проверка знаний «Древняя Русь»
1
контрольный
Глава 3. Русские земли в XII - начале XIII вв. (3 часа)
12
Удельный период русской истории
1
изучение нового материала
§13 с.87-92-прочитать, в.4
13
Южная Русь. Юго-Западная Русь
1
практикум
§14-15 с.93-102-прочитать, с.99 в.7
14
Новгородское государ-ство. Владимиро-Суздальская Русь
1
практикум
§16-17 с.103-116-прочитать, с.109 в.4
Глава 4. Русь между Востоком и Западом (5 часов)
15
Монгольское нашест-вие на Русь. Натиск с Запада
1
практикум
РК
§18-19 с.119-134-прочитать, схемы сражений
16
Русские земли под властью Золотой Орды
1
лабораторное занятие
РК
§20 с.135-141-прочитать
17
Золотая Орда
1
практикум
РК
№309
§6 с.50-56-прочитать, в.2
18
Великое княжество Литовское и русские земли
1
практикум
§21 с.142-147-прочитать
19
Повторение и проверка знаний «Русь между Востоком и Западом»
1
контрольный
Глава 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (4 часов)
20
Возвышение Москвы. Москва на подъеме
1
практикум
§22-23 с.149-165-прочитать
21
Кризис Московской Руси
1
лабораторное занятие
§24 с.166-173-прочитать, в.3
22
Русская Православная Церковь во второй по-ловине XIII - середине XV века
1
комбинированный
№391
§25 с.173-178-прочитать
23
Русская культура во второй половине XIII - середине XV века
1
семинар
РК
§26 с.179-187-прочитать, в.4
Глава 6. Создание Московского царства (7 часов)
24
От Великого княжества - к царству
1
изучение нового материала
§27-28 с.189-203-прочитать, в.2, 5
25
Иван Грозный - первый русский царь. Внешняя политика
1
практикум
РК
№309
§29-30 с.204-220-прочитать, в.7
26
Опричное лихолетье
1
Лабораторное занятие
§31 с.221-229-прочитать
27
Русская Православная Церковь в конце XV-XVI веке
1
комбинированный
РК
§32 с.231-235-прочитать, в.2
28
Русская культура в конце XV-XVI веке
1
комбинированный
РК
§33 с.236-245-прочитать, в.5
29
Повторение и проверка знаний «Роль России в мировой истории»
1
контрольный
30
Итоговый урок
1