Рабочая программа по истории Горного Алтая (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская основная общеобразовательная школа»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ

Класс 6

Составитель:

Черкова Раиса Николаевна,

учитель истории и обществознания, I КК





с.Владимировка

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории и культуры Горного Алтая разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»),

  2. Рабочей программы А.А.Иркитовой «История и культура Горного Алтая. 6 - 9 классы». - Горно-Алтайск, 2013.

Цель изучения истории и культуры Горного Алтая:

развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, на основе осмысления исторического опыта своей малой родины - Республики Алтай, интеграции в поликультурное общество при сохранении региональных и национальных особенностей личности, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории Горного Алтая в основной школе:

• формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• освоить знания об основных этапах развития народов Горного Алтая с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

• воспитать обучающихся в духе патриотизма, уважения к своей малой Родине, своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• развивать у обучающихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа: программой предусмотрено на изучение истории Горного Алтая в 6 классе 35 часов (1 час в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Предметные результаты изучения истории и культуры Горного Алтая обучающимися 6-9 классов включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов Горного Алтая как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего региона, страны и человечества в целом;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории и культуры Горного Алтая в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий региональной истории и культуры;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ГОРНОГО АЛТАЯ»

Основное содержание по темам


Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Что изучает «История и культура Горного Алтая».

Урок 1. Введение.

История и культура Горного Алтая - часть культурно-исторического наследия России. Факторы самобытности региональной истории и культуры. Народы Алтая: вопросы этнокультурной преемственности. Исторические источники по изучению истории и культуры Горного Алтая: вещественные и письменные. Данные этнографии и устного народного творчества.

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества.

Характеризовать источники по региональной истории и культуре, сравнивать с источниками по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения региона.

Изучение истории и культуры Горного Алтая.

Урок 2. Изучение истории и культуры Горного Алтая. Исследователи Горного Алтая. А.П. Окладников. Изучение эпохи палеолита новосибирскими, барнаульскими и горно-алтайскими археологами. Исследование раннего железного века. Раскопки В.В. Радлова. Экспедиции М.П. Грязнова и С.И. Руденко.

Показывать на карте местонахождение археологических памятников древнейшего периода истории Горного Алтая.

Определять значение археологической науки.

Называть имена исследователей по портретам.

РАЗДЕЛ I. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ДРЕВНОСТИ (16 ч.)

Древнейший человек на территории Алтая.

Урок 3. Заселение территории Алтая древнейшим человеком.

Каменный век на Алтае: основные черты, особенности. Стоянки раннего палеолита в Горном Алтае. Улалинка. Малый Иконостас. Урок 4. Горный Алтай в среднем и верхнем палеолите.

Усть-Канская, Денисова и другие стоянки древнего человека на территории Алтая. Верхний палеолит. Границы расселения человека в верхнем палеолите. Памятники данного периода на территории Горного Алтая.

Урок 5. Мезолитические памятники Горного Алтая. Неолитические охотники. Верования древних людей.

Показывать на карте археологические памятники данного периода.

Описывать условия жизни, занятия древних людей, их верования.

Выделять особенности данного периода истории региона.

Горный Алтай в эпоху бронзы.

Уроки 6-7. Горный Алтай в эпоху бронзы.

Начало освоения металла. Понятие «энеолит», его черты. Афанасьевская, Болыиемысская культуры. Понятие «бронзовый век», «бронза».

Урок 8. Памятники развитой и поздней бронзы в Горном Алтае.

Каракольская культура.

Характеризовать эпоху бронзы.

Раскрывать содержание понятия «бронзовый век», афанасьевская, каракольская культуры.

Показывать на карте памятники эпохи бронзы.

Горный Алтай в скифское время.

Урок 9. Скифская культура - уникальное наследие мирового значения.

Понятия «скифская эпоха», «скифское время», «скифо-сибирский мир». Начало получения железа и изготовление из него предметов вооружения и орудий труда.

Урок 10. Бийкейская культура. Оленные камни. Духовная жизнь.

Уроки 11-13. Пазырыкская культура. Плато У кок. Обряд погребения. «Царские» курганы. Хозяйство. Военное дело. Общественный строй. Межэтнические контакты и взаимодействия. Культурные связи. Искусство.

Кара-кобинская группа памятников. Обитатели предгорий.

Выделять общее и особенное памятников скифской эпохи, расположенных на территории Г орного Алтая.

Составлять описание жизни и быта, верований скифов.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействия племен и народов.

Оценивать значение скифского времени для истории и культуры Горного Алтая,

Находить и использовать дополнительную информацию о скифском периоде истории Горного Алтая.

Горный Алтай в эпоху Великого переселения народов.

Уроки 14-15. Горный Алтай в эпоху хуннов.

Периодизация эпохи. Понятия «хунны» и «гунны». Государство хуннов: политическая и военная история. Государственное и об­щественное устройство гуннов.

Хозяйство. Военное дело.

Раскрывать причины Великого переселения народов.

Давать характеристику государства хуннов.

Выделять особенности эпохи хуннов.

Уроки 16-17. Горный Алтай в гунно­сарматское время.

Булан-кобинская культура. Памятники Айрыдаш, Кок-Паш.

Называть памятники гунно­-сарматского времени на территории Горного Алтая.

Уроки 18-19. Общее и особенное в древнейшей истории Горного Алтая (повторение и обобщение).

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Оценивать основные явления данного периода истории.

Раздел II. ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (16 ч.)

Древнетюркское время.

Урок 20. Общая характеристика древнетюркского времени. Периодизация. Происхождение тюрков. Легенда тюрков о тотеме. Племена конфедераций тугю и теле. Уроки 21-22. Первый Тюркский каганат. Образование и история Первого Тюркского каганата. Восточный и Западный каганаты: военная и политическая история.

Урок 23. Второй Тюркский каганат. Хозяйство древних тюрков. Управление в каганатах. Военное дело. Образ жизни и быт. Верования. Значение и последствия образования тюркских каганатов.

Урок 24. Памятники рунического письма. Древнетюркские археологические памятники на территории Горного Алтая. Могильник Кудергэ.

Использовать разные виды исторических источников. Описывать основные события и явления древнетюркского времени. Давать оценку отдельным историческим деятелям этой эпохи. Приводить примеры памятников древнетюркского времени.

Изучить самостоятельно дополнительную литературу по данному историческому периоду.

Осмысливать значение древнетюркского времени в региональной истории.

Горный Алтай в период уйгурского и кыргызского каганатов.

Урок 25. Горный Алтай в период Уйгурского каганата.

Образование Уйгурского каганата. Военные походы. Социальный состав государства. Скотоводство. Земледелие. Торговля. Погре­бальный обряд. Религия уйгуров. Археологические памятники уйгурского периода на территории Горного Алтая. Причины гибели Уйгурского каганата.

Урок 26. Горный Алтай в период кыргызского каганата.

Складывание государства кыргызов. Политическое и социальное устройство. Комплексный характер экономики. Ремесла. Торговля. Памятники кыргызского времени на Алтае.

Называть характерные черты и хронологические рамки изучаемого периода.

Составлять рассказ о конкретном факте или явлении данного периода истории.

Излагать научную оценку уйгурского и кыргызского каганатов.

Горный Алтай в Х-ХП вв.

Уроки 27-28. Горный Алтай в Х-ХII вв.

Политическая и этнокультурная ситуация. Империя киданей Ляо. Государство чжурчженей, найманов. Памятники периода в Кош-Агачском, Усть-Канском, Чемальском районах. Погребение Бичикту-Бом. Изменения в культуре населения.

Актуализировать знания из курса всеобщей истории об этом периоде истории.

Представлять основную канву событий и явлений данного периода.

Характеризовать исторические памятники этого времени на территории Горного Алтая.

Показывать на карте их расположение.

Горный Алтай в составе государств чингизидов.

Уроки 29-30. Горный Алтай в составе государств чингизидов. Империя монголов.

Завоевательные походы монгольской армии. Покорение южной Сибири Джучи. Памятники монгольского времени. Влияние монгольской культуры на население Горного Алтая. Кыпчаки. Отношения с тюркским населением Сибирского ханства и Шейбанидского улуса.

Уроки 31-32. Значение монгольского времени в истории Горного Алтая.

Анализировать материалы, свидетельствующие о походах

монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из произведений устного народного творчества и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять особенности монгольского времени.

Раскрывать значение монгольского времени в истории Горного Алтая.


Уроки 33-34. Итоговое повторение.

Обобщать и систематизировать исторический материал.

Оценивать основные явления периодов региональной истории. Сопоставлять и сравнивать факты, события и явления региональной истории с общероссийской и мировой.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



1) Программа: Л.Н.Аксенова, Н.М.Екеева, Горно-Алтйск, 2008

2) Ямаева Е.Е., Трифанова С.В., Суховеркова С.Н.. История и культура Горного Алтая: 5-6 классы. Горно-Алтайск, 2015г.

3) Иркитова А.А. «Рабочая программа учебного предмета «История и культура Горного Алтая. 6-9 классы»». Горно-Алтайск, 2013

4) Суразаков А.С.«Мировоззрение древнего населения Алтая». Горно-Алтайск, 2013

5) Суразаков А.С.«История и культура народов Горного Алтая». Горно-Алтайск, 1994

6) Екеев Н.В., Екеева Н.М., Енчинов Э.В. -Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие.- Горно-Алтайск, 2014.

7) Ойношев В.П. Уникальные объекты Горного Алтая. - Горно-Алтайск: ИП Колмогоров И.А.,2014.-202с.

8) Тадышева С.В. Рабочая тетрадь по истории Горного Алтая. 6 класс. Горно-Алтайск, 2006

9) Щетинин А.С. «История Горного Алтая в таблицах и схемах. Дидактический материал для школьников» CD-диск. Горно-Алтайск, 2007


© 2010-2022