Рабочая программа по истории для 6 класса. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1. Общая характеристика учебной дисциплины

3

2. Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекса

3

3. Место учебной дисциплины в учебном плане

3

4. Цель, задачи учебной дисциплины

3

5. Принципы отбора содержания и организации учебного материала

4

6. Планируемые результаты освоения обучающимися учебной дисциплины

4

7. Система оценки достижения планируемых результатов

5

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

10

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

10

1. Аннотация к программе

10

2. Календарно-тематическое планирование

11-27


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебной дисциплины

История - важная часть образовательной области культурного опосредствования деятельности. С этой точки зрения главное предназначение исторического образования - способствовать формированию общих условий и способов, посредством которых человек находит свое место в обществе и место общества - в мировой культуре. Также история выступает важным фактором социализации личности, формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров, ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма.История как наука изучает процесс развития общества - выявляет и устанавливает факты развития, дает объяснение направленности, причинности и характера процессов развития. Дисциплина входит в цикл гуманитарных наук. Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию. Задачи курса - показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100»

Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекса

Рабочая программа разработана с учетом сохранения преемственности в УМК в 6 классе, единой концепции исторического образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, в ней предлагается вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 6 класса. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике средневековых цивилизаций, а также представление о том, чем отличается Средневековый мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с об­разцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Согласно региональному учебному плану на изучение данной дисциплины в целом отведено __68__ часов, в данном классе __68__ часов, недельная нагрузка по данному предмету составляет __2__ часа.

Цель, задачи учебной дисциплины

Цель курса: Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.

Задачи:

Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступки людей Средневековой эпохи.

Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа построена с учетом:

1) принципа гуманизации, предполагающего формирование позиции учащегося как субъекта образовательной и педагогической деятельности;

2) принципа диалогичности в организации процесса обучения, реализующегося через субъект-субъектные отношения участников процесса.

3) принципа научности, предполагающего соответствие содержания образования уровню современной науки;

4) принципа генерализации, предполагающего объединении знаний на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей;

5) принципа связи теории с практикой, позволяющего достичь органичного сочетания необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в обучении;

6) принципа результативности, обосновывающего знания, умения и навыки (компетенции) каждого учащегося в процессе освоения данной дисциплины;

7) принципа учёта возрастных особенностей учащегося, обуславливающего ориентацию содержания и методики работы на школьника конкретного возраста;

8) принципа индивидуализации, позволяющего максимально учитывать характерологические особенности каждого школьника

Планируемые результаты освоения обучающихся учебной дисциплины

Личностные результаты: жизненное, личностное, самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.

Метапредметные результаты:в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; в ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему, приходить к решению проблемы, делать выводы по проблеме; выявлять значение отдельных событий; выступать с сообщениями; умения раскрыть содержание иллюстрации.

Предметные результаты: умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; умения спорить и отстаивать свои взгляды; умения спорить и отстаивать свои взгляды; умения анализировать исторический источник; умения оперировать историческими датами, умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

Для становления духовных, творческих, интеллектуальных качеств ученика считаю целесообразным использовать различные формы и методы работы на уроках истории: метод наглядности; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные); экскурсии; спектакли, представления; работа с документами, составление документов.

Система оценки достижения планируемых результатов

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-й класс

Всеобщая история (68 ч.)

Глава 1.Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.

Вводная тема. Рубеж Древности и Средневековья (2-3 ч.)

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям? Античная цивилизация и мир варваров. Великое переселение народов. Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств.

Тема 1. Запад христианского мира. V - X века. (4 ч.)

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).

Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами и зависимыми крестьянами; 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане. Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.

Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (4 ч.)

Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие. Вторжение славян и турок, образование их государств в Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).

Тема 3. Пророки и завоеватели. VII-XIII века (5 ч.)

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры - 622 год, Корани исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература, архитектура, своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья. Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций. Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.

Обобщение и контроль (2 ч.)

Глава 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций

Тема 4.Особенности католической Европы. X-XV века. (4 часа)

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.

Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей

Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.

Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей - романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века. (5 часов)

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) - признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.

Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 часа)

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.

Глава 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации

Тема 7. У истоков российской истории (4 часа)

Что изучает история России? История России - часть всемирной истории.

Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40-35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII веков. (6 часов)

Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).

Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.

Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII веков. (3 часа).

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII - начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).

Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.

Обобщение и контроль. 2 часа.

Глава 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV вв.

Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века. (7 часов)

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237-1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).

Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.

Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325-1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV-XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).

Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV- начало XVI века. (6 часов).

Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств - Крымского, Казанского и т.д.

Иван III (1462-1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. - Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва - третий Рим».Государственная символика России (герб, Московский Кремль)

Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.

Обобщение и контроль. 2 часа.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.-М.:ВАКО, 2004.- 416 с.

  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.- Саратов:лицей, 2002.-96 с.

  3. Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. - 112 с.

  4. Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. - Волгоград: Учитель, 2009. - 153 с.

  5. Симонова Е.В. Тесты по истории России: 6 класс.- 5-е изд..- М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 93 с.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Аннотация к программе


Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

Основные цели программы:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

-подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

-формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

-обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 часов (2 часа в неделю)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: история средних веков.

Класс __6 А, 6 Б____

Количество часов:

Всего: 68 час; в неделю 2 часа.

Учебник Д.Д Данилова, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецова, Всеобщая история, История России, М: «Баласс», 2010.

№ учебного занятия по порядку

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Дата проведения учебного занятия

Форма организации учебного занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Виды и формы контроля

1

Стартовая работа.

1

1 неделя

Индивидуальная.

Тест.

Глава 1. Рождение средневековых цивилизаций.

2

Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья.

1

1 неделя

Фронтальная.

(Л) Осмысливает гуманистические традиции и ценности современного общества

(П): умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

(Р): умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

(К): умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Ответить письменно на вопросы.


Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)

3

От королевств к империи.

1

2 неделя

Парная.

(Л): Проявляет устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

(П): умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач;
(К):
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

(Р): умение ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Исторический диктант.

4

Рождение феодальной Европы.

1

2 неделя

Индивидуальная.

(Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

(П): умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
(К):
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию;

(Р): учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль.

Составить рассказ.

5

Феодальная раздробленность.

1

3 неделя

Фронтальная.

Письменно ответить на вопросы.

6

Времена викингов.

1

3 неделя

Индивидуальная.

(Л): Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

(П): используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач;

(К): аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

(Р): принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Кроссворд.

Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (4 часа)

7

Византийская империя.

1

4 неделя

Парная.

(Л: ) Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

(П): умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них;

(К): договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

(Р): определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Тестовое задание.

8

Государство славян и кочевников.

1

4 неделя

Групповая.

(Л): Умеет сотрудничать со сверстниками (П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Составить рассказ.

9

Раскол христианского мира.

1

5 неделя

Индивидуальная.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

(П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Терминологический диктант

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: Общий взгляд на историю Запада и Востока христианского мира в V-XII века.

1

5 неделя

Групповая.

Работа по карте.

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (5 часов)

11

Свет ислама.

1

6 неделя

Фронтальная.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

(П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Анализ теста. Работа по карте.

12

Рождение исламского мира.

1

6 неделя

Индивидуальная.

(Л): Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

(П): ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

(К): проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

(Р): принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Составить таблицу.

13

Крестовые походы.

1

7 неделя

Фронтальная.

(Л): Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

(П): ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме;

(К): адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Письменное задание (вставить пропущенные слова)

14

Монгольские завоевания.

1

7 неделя

Групповая.

(Л): Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Составить рассказ.

15

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме: Пророки и завоеватели Востока. VII-XIIIвека

1

8 неделя

Парная.

Л): Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Ответить на вопросы контрольной работы

Глава 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций

Тема 4. Особенности Католической Европы. X - XV века. (4 часа)

16

Города Европы.


1

8 неделя

Индивидуальная

Групповая.

Л): Осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабаты­вает собственные мировоззренческие позиции

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Анализ теста. Составить рассказ.

17

Феодальный мир.

1

9 неделя

Индивидуальная.

(Л): Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение;

Составить таблицу.

18

Сила католической церкви.

1

9 неделя

Парная.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К): умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально.

Составить схему.

19

Культура католического мира.

1

10 неделя

Парная.

Исторический кроссворд

Тема 5. Страны Католической Европы. XI-XV века. (6 часов)

20

Раздробленность Англии и Франции.

1

10 неделя

Групповая.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К): умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской

Составить рассказ.

21

Столетняя война.

1

11 неделя

Фронтальная.

(Л): Уважение к культуре других народов, толерантность.

(Р): ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий;

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач;

(К): допускают возможность различных точек зрения

Работа по карте.

22

Централизация Англии и Франции.

1

11 неделя

Индивидуальная.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К): умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории.

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской

Письменное задание (вставить пропущенное слово)

23

Итальянское Возрождение.

1

12 неделя

Парная.

Л): Уважение прав и свобод человека

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Письменно ответить на вопросы.

24

Границы Священной империи.

1

12 неделя

Групповая.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Работа по карте.

25

Границы Священной империи.

1

13 неделя

Групповая.

Работа по карте.

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (6 часов)

26

Рубежи православия и ислама.

1

13 неделя

Индивидуальная.

(Л): Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(Р): планирует учебную деятельность;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов

Задание по карте.

27

Индийская средневековая цивилизация.

1

14 неделя

Групповая.

Л): Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

(П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Индивидуальная работа (ответы на вопросы)

28

Дальневосточный мир Китая и Японии.

1

14 неделя

Индивидуальная.

(Л): Критически анализирует информацию исторического источника

(П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Тестирование.

29

Где закончилось Средневековье.

1

15 неделя

Групповая.

(Л): Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

(П): умение давать определение понятиям;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия;

(К): устанавливает сотрудничество

Исторический диктант.

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: Судьбы средневековых цивилизаций.

1

15 неделя

Парная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Кроссворд.

31

Тестирование за первое полугодие

1

16 неделя

Индивидуальная

Тест

Глава 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации

Тема 7. У истоков российской истории. (4 часа).

32

Введение.

1

16 неделя

Групповая.

(Л): Осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

(П): умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

(Р): умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

(К): умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Исторический диктант.

33

Древние жители Северной Евразии.

1

17 неделя

Индивидуальная.

(Л): Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

Тестирование.

34

Северная Евразия в начале Средневековья.

1

17 неделя

Фронтальная.

(Л): Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Ответить письменно на вопросы.

35


Мир восточных славян.

1

18 неделя

Парная.

Работа по карте.

Тема 8. Древнерусское государство. IX - XII века. (8 часов.)

36

Становление Древнерусского государства.

1

18 неделя

Индивидуальная.

(Л): Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

(П): умение классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям,

задач;

(К): умение излагать своё мнение, аргументируя его, под­тверждая фактами;

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности

Работа по карте.

37

Князь Владимир и крещение Руси.

1

19 неделя

Парная.

(Л): Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Терминологический диктант

38

Жители Древнерусского государства.

1

19 неделя

Парная.

(Л): Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

обществе

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения дейс

Составить рассказ.

39

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

1

20 неделя

Письменное задание (вставить пропущенное слова)

40

Начало распада Древнерусского государства.

1

20 неделя

Групповая.

Составить рассказ.

41

Достижения культуры Древней Руси.

1

21 неделя

Фронтальная.

(Л): формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Письменное задание (ответить на вопросы).

42

Повторительно-обобщающий урок по теме: Древнерусское государство. IX - XII века.

1

21 неделя

Парная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Составить кроссворд.

43

Тестирование по теме: Древнерусское государство. IX - XII века.

1

22 неделя

Индивидуальная.

Тест.

Тема 9. Русские земли и княжества XII -XIII веков. (5 часов)

44

Раздробленность русских земель.

1

22 неделя

Индивидуальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Анализ теста, ответить письменно на вопросы.

45

Владимиро-Суздальское княжество.

1

23 неделя

(Л): Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

(К): умение высказывать свое мнение

Исторический диктант.

46

Господин Великий Новгород.

1

23 неделя

Фронтальная.

(Л): Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

Составить рассказ.

47

Повторительно-обобщающий урок по теме: Русские земли и княжества XII -XIII веков.

1

24 неделя

Индивидуальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Работа по контурным картам.

48

Тестирование по теме: Русские земли и княжества XII -XIII веков.

1

24 неделя

Индивидуальная.

Тест.

Глава 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII- XV вв.

Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII- XIV века. (10 ч.)

49

Монгольское нашествие.

1

25 неделя

Индивидуальная.

(Л): Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

Анализ теста. Работа по карте.

50

Русь между Западом и Востоком.

1

25 неделя

Индивидуальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Исторический диктант.

51

Золотая Орда.

1

26 неделя

Фронтальная.

(Л): Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

Работа с источниками.

52

Золотая Орда.

1

26 неделя

Парная.

Составить кроссворд.

53

Великое княжество Литовское и Русское.

1

27 неделя

Индивидуальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Тест.

54

Возвышение Москвы.

1

27 неделя

Работа в группе

(Л): Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию

(П): осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий;

(К): умение аргументировать свою точку зрения

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;

Работа с источником

55

Собирание Руси вокруг Москвы.

1

28 неделя

Фронтальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Составить кроссворд.

56

Возрождение русской культуры.

1

28 неделя

Групповая.

(Л): формирование целостного мировоззрения

(П): умение

устанавливать причинно-следственные связи;

(К): умение различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории;

(Р): умение определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской;

Составить рассказ.

57

Повторительно-обобщающий урок по теме: Эпоха монгольского нашествия. XIII- XIV века.

1

29 неделя

Парная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Вставить пропущенные слова.

58

Тестирование по теме: Эпоха монгольского нашествия. XIII- XIV века.

1

29 неделя

Индивидуальная.

Тест

Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV - начало XVI века. (10 ч.).

59

Распри в Московском княжестве.

1

30 неделя

Парная.

(Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Анализ теста. Составит рассказ.

60

Судьба Золотой Орды.

1

30 неделя

Индивидуальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Вставить пропущенные слова.

61

Создание Российского государства.

1

31 неделя

Парная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Ответить на вопросы.

62

Создание Российского государства

1

31 неделя

Индивидуальная.

Составить план.

63

Власть в Российском государстве.

1

32 неделя

Фронтальная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Составить рассказ

64

Жители Российского государства.

1

32 неделя

Парная.

Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Вставить пропущенные слова.

65

Культура Российского государства.

1

33 неделя

Индивидуальная.

(Л): Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Тест.

66

Культура Российского государства.

1

33 неделя

Индивидуальная.

Тест.

67

Повторительно-обобщающий урок по теме: Эпоха образования Российского государства. XV - начало XVI века.

1

34 неделя

Парная.

(Л.) Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны

(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Работа по карте.


68

Годовая контрольная работа

1

34 неделя

Индивидуальная.

Контрольная работа

27


© 2010-2022