Урок истории Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Древнее Двуречье»

Урок выполнен в технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель урока:

В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о цивилизации Древнего Двуречья

Планируемые результаты

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ

  • уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

  • показывать на карте местоположение Двуречья

Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Концептуальная таблица», «Кластеры».

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.


Ход урока:Мотивационно - целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/



Прогнозирование темы урока.





Целеполагание.

1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.

1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?

1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах с картой учебника, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

  1. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Какой полуостров находится к востоку от Египта?

Вопрос: Какие страны пересекли воины Тутмоса, двигаясь на север вдоль восточного побережья Средиземного моря?

Вопрос: К какой реке они подошли?

Вопрос: Какая река течёт рядом?

Вопрос: Где берут своё начало эти реки?

Вопрос: Куда впадают Евфрат и Тигр?

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

(Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

1.5. А теперь предположите, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо нам знать при характеристике государства Двуречья?

Организует обсуждение,

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»

Дети зарисовывают Кластер в тетрадь

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока.

Работать мы будем по следующему плану, который вы видите на слайде.

Демонстрация слайда «План работы»

Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.

  • Отвечают: Историю Древнего Египта.



Примерные ответы:

  • Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.

  • Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.



  • Синайский

  • Сирия, Финикия, Палестина

  • Евфрат

  • Тигр

  • На севере, в горах

  • В Персидский залив

  • Отвечают - Двуречье

  • История Двуречья. Записывают тему в тетрадь.



  • Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

  • Один ученик выполняет работу на доске

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье


  1. Осмысление

/20-25 минут/

Каковы же были природные условия Египта, занятия его жителей? Чтобы выяснить это, мы выполним задание. Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа с документом.

Вопросы по документу.

Слайд «Вопросы по документу»

Вопрос: Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

А почему?

Вопрос: Какие культуры выращивали жители этой страны?

Вопрос: Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

А сейчас давайте сравним с вами природные условия Древнего Египта и Двуречья и выделим общие черты и различия.

1 вариант- определяет схожие черты

2 вариант -определяет черты различия



  1. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.

Слайд «Таблица»





Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/

2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу.

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране.

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств

Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Слайд города-государства

Давайте найдем их на карте.

СЛАЙД КАРТА ДВУРЕЧЬЯ

Для того, чтобы узнать где жили люди того времени, давайте обратим внимание на рисунок на слайде «Посёлок шумеров». Что вы видите на данном рисунке? Опишите данное изображение по плану.



Вопрос: Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны?

Вопрос? Какие изменения можем сделать в Кластере?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/

Основным материалом в Двуречье является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы.

Вспомните, что такое храм?

В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты.

Слайд ХРАМЫ

Вопрос: Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос прочтите п.3 на с.67 учебника и назовите имена главных богов этой страны.



Слайд БОГИ

Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов?

Как вы думаете, как называлась религия шумеров?

Вносится изменение в кластер

2. Какие исторические источники вы знаете? Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? Как называлась письменность в Египте?

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо.

Демонстрация слайда, отображающего письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/

Обратите внимание на рисунок на слайде «Школа в Двуречье»

Слайд ШКОЛА ДВУРЕЧЬЯ

Вопрос: Что вы видите на слайде? Составьте рассказ по рисунку. Сравните школу Двуречья и современную школу








  • Плодородная

  • Были бурные разливы рек, климат тёплый.

  • Пшеницу, ячмень, просо, сезам- масленичное растение, финиковые пальмы

  • Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб

  • Таблица после обсуждения

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины



  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

  • Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.









Обучающиеся находят на карте города Ур, Урук



  • Дети отвечают, что население Двуречья жило в маленьких глиняных домах с соломенной крышей. Далее устно описывают рисунок по плану:

  • 1.Река, каналы, растительность;

  • 2.Хижины и загоны для скота;

  • 3.Главные занятия;

  • 4. Колёсная повозка.

Торговлей, так как реки и города были на пересечении торговых путей.

Запись термина в словарь.



Дети отвечают:

Шамаш - бог Солнца

Син - бог Луны

Эа - бог воды

Иштар - богиня плодородия

Жрецам

Язычество

Письменные, вещественные. О существовании письменности. Иероглифы

Рассматривают слайды

  • Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись

Запись термина КЛИНОПИСЬ - письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с иллюстрацией

Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».





3. .Рефлексия.

Урок истории Древнее Двуречье

3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

?Задание:используя созданный в коллективной работе Кластер, ответить на вопросы слайда «Закончи предложения»

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Урок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее ДвуречьеУрок истории Древнее Двуречье

Ответ предполагает:

1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….( Персидский залив)

4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло)

5. Религия шумеров была … ( языческой)

Оценка полезности урока и своего участия:(если позволит время)

Что наиболее важным было на уроке?

Какая информация представляется ценной для вас?

Как это может помочь в учебе?

Что было интересным?

Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.

Актуализация знаний на изучение

материала следующего урока

Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких

мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14.

Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:

Ученики, учитель, работник, разминающий глину.

Выставляются оценки за урок.



© 2010-2022