Календарно-тематическое планирование уроков истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование 5 кл. Колпаков С.В.

Дата

Тема урока

Кол.ч.

Виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа


Раздел 1. Введение 8 часов


1

Что изучает наука история?

1

Определять на элементарном уровне задачи исторической науки. Различать хронологические рамки истории Древнего мира. Высказывать суждения о роли археологии, этнографии, видов в изучении прошлого. Использовать историческую карту как источник информации расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций, местах важнейших событий.

Обогащение кругозора общей осведомлённости. Формирование представления.

2

Источники знаний о прошлом

1

Оценивать действия людей по отношению к памятникам старины. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Классифицировать, давать описание вещественных исторических источников на примере музейных экспонатов. Объяснять понятия «музей», «архив».

Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности: волевых качеств

3

Измерение времени

1

Объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов, решать хронологические задачи.

Коррекция психофизических функций: пространственное воображение. «Лента времени»

4

Археология - помощница истории

1

Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми.

Коррекция и развитие психических процессов: логическое мышление, умение работать с печатным текстом. Составление рассказа

5

Историческая карта.

1

Понимать, что историческая карта - важный источник информации. Объяснять, какую информацию могут предоставить различные виды исторических карт Южного Урала. Приводить примеры использования карт, планов поселений при изучении истории родного края.

Пространственное воображение. Работа с различными картами

6

О прошлом рассказывают гербы.

1

Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам - одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь описывать герб и флаг, исполнять гимн Челябинской области.

Коррекция и развитие воображения

7

Государственный герб, гимн, флаг. Из истории гимнов

1

Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам - одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь описывать герб и флаг, исполнять гимн Челябинской области.

Коррекция и развитие речи

8

Как работать с учебником истории.

1

Понимать, что учебник истории - важный источник информации. Уметь работать с названиями параграфов, с иллюстрациями, репродукциями, пользоваться словарём, условными обозначениями.

Коррекция и развитие психических процессов: наглядно-образное мышление

Раздел 2. Как жили люди в древности (3 ч.)

9

Жизнь древних людей

1

Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки явления. Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять внешний вид первобытных людей, условия обитания и занятия. Формулировать определение понятия «человек разумный». Обобщать и систематизировать информацию учебника, делать выводы о значении овладения огнем для человечества.

Коррекция и разведение личностных компонентов в познавательной деятельности: эмоциональной сферы работа с иллюстрациями.

10

Верования и искусства первобытного человека

1

Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, раскрывать связь искусства и религии в п\о, используя новые понятия. Оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники.

Познавательная активность (мотивация). «Заражать» учащихся событиями.

11

Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла.

1

Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану. Обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия. Датировать новые явления, устанавливать их последовательность и длительность.

Коррекция и развитие речи. Совместная работа учителя и учащихся

Раздел 3.Древний Египет. (6 часов)

12

Возникновение государства в Древнем Египте.

1

Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.

Коррекция и развитие вниманию. Чтение текста ученика до заданного выражения.

13

Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

1

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп, анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Коррекция и мышление. Пересказ текста.

14

Расцвет Древнеегипетского государства

1

раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте пути и направления военных походов;участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Коррекция и развитие психических процессов: переключение внимания, процессов сравнения

15

Боги Древнего Египта

1

давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»; называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

Простр. вообр. Работа по карте.

16

Наука и искусство Древнего Египта

1

Формулировать определение понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать памятники культуры Древнего Египта. Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Высказывать суждения об уровне развития науки. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Коррекция и развитие речи. Работа над терминами.

17

Повторение

1

Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Египта. Показывать на карте государства по

заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Египта. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Египта. Делать выводы о вкладе в историю цивилизации Древнего Египта, о необходимости бережного отношения к его наследию.

Познавательная активность. Решение кроссворда.

Раздел 4. Древнейшие государства Передней Азии (6 часов)


18

Жители и Боги Шумера

1

показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

Коррекция и развитие навыков коммуникации и общения. Умение слушать собеседника.

19

Вавилонское царство

1

Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и текста учебника. Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление. Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

Коррекция и развитие психических процессов: объема памяти. Составление плана. Опора запоминания.

20

Города Финикии

1

показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей; характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Коррекция психических процессов: сравнивание.

21

Ассирийское государство

1

Показывать на исторической карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Характеризовать известных правителе Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям истории Ассирийской державы.

Пространственная ориентация, работа по карте. Коррекция речи, работа над понятием.

22-23

Нововавилонское царство и Персидское царство

2 ч

показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

- сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

Коррекция и развитие коммуникативности: ораторских умений и навыков.

Раздел 5. Древнейшие государства Индии и Китая (5 час)


24

Древняя Индия

1

показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки. Характеризовать особенности природных

условий страны, занятия жителей. Объяснить причины перехода к оседлому образу жизни. Соотносить события истории Индии с историей государств

Древнего Востока. Раскрывать характерные черты верований индийцев.

Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной активности : умение ориентироваться в задании. «Найди ошибки»

25

Древний Китай

1

Показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока. Сравнивать формы

государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае.

Коррекция и развитие психических процессов потребности в преодолении собственных недостатков, использование наглядности.

26-27

Культура Индии и Китая

2 ч

Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждение о вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия. Рассказывать о выдающихся

памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии

Коррекция и развитие психических процессов: процессов сравнивания письменности Китая и Индии (находить общее и различное)

28

Повторение темы «История Древнего Востока»

1

Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по

заданному признаку. Соотносить события истории Древнего Востока. По хронологическому признаку.

Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего

Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения по

дополнительным источникам.

Коррекция памяти. Использование дидактических игр.

Раздел 6. Жители и государства Древней Греции.(15 час)


29

Критское царство

1

Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования и гибели государств. Анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. Сопоставлять версии причин Троянской войны.

Коррекция психических функций: устойчивость восприятия. «Чистая доска».

30

Микенское царство

1

Показывать на исторической карте территорию Микенского царства и Крита. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях. Высказывать суждения о причинах образования и гибели государства.

Развитие и коррекция речи: богатство речи (образное, яркое описание дворцов)

31

Троянская война в поэме «Илиада»

1

рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада» , характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Обогащение кругозора, общей осведомленности. «Продолжи рассказ»

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Одиссея»; характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Коррекция и развитие мышления. «По одному слову»

33

Конец «темных веков» и появление полисов

1

Формулировать определения понятия «античность». Выделять и объяснять отличия античной цивилизации от крито-микенской, цивилизаций Древнего Востока. Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории

Коррекция и развитие мышления. Ответы на вопросы к тексту ( в разной форме)

34

Спартанское государство

1

Показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты. Выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию

Коррекция психологических функций : объем слухового восприятия. Дидактическая игра « Отгадай».

35

Древние Афины

1

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифов. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена

Коррекция памяти «Герой события».

36

Утверждение демократии в Афинах

1

объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты; раскрывать причины и значение проведения
реформ Солона; называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса; анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

Развитии и коррекция мышления. Постановка и решение познавательных задач.

37

Появление греческих колоний

1

показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии

Коррекция психофизических функций, пространственные представление. Работа по карте.

38-39

Греко-персидские войны

2 ч

объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера; раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами; рассказать о наиболее крупных сражениях

Развитие и коррекция воображения. Рассказ о воображаемом военном походе и сражении.

40

Расцвет Афинского государства

1

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах. Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.

Развитие и коррекции памяти.

Рассказ с опорой на наглядность.

Раздел 7.Культура Древний Греции (6 часов)

41


Религия древних греков

1

Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков. Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве»

Развитие и коррекция воображения

42

Наука и образование в Древней Греции.

1

Актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о её характерных чертах. Образно реконструировать системы воспитания и обучения мальчиков и девочек в Афинах и Спарте, сравнивать их, формулировать причины отличия. Рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для современного мира

Развитие и коррекция речи. Использование исторических картин и иллюстрации учебника.

43

Древнегреческое искусство

1

излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру; раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Развития и коррекция воображения. Рассказ о воображаемом походе в греческий театр.

44

Греческий театр

1

раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков; рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

Развитие и коррекция памяти. Изложение с опорой на наглядность.

45-46


Олимпийские игры

2 ч

объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Полидам, Феаген; раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

- описывать ход проведения Олимпийских игр; излагать свое мнение по вопросу об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Развитие и коррекция речи.

Раздел 8. Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма (5часов)


47

Возвышение Македонии

1

Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждение позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.

Развитие и коррекция речи. Отвечать на вопросы (кратко, и развёрнуто).

48 -49

Походы Александра Македонского

2 ч

Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Определять характер военных действий и их последствия. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александра Македонского, Дарию III. Находить и показывать на карте места сражений, города, новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.

Развитие и коррекция речи. Богатство речи (образные, яркие рассказы).

50

Культура Эллинистических государств

1

Раскрывать причины распада державы Александра Македонского, выявлять существенные черты государственного устройства вновь образованных государств, формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма

Развитие и коррекция воображения. Точное описание Г. Александрии. Воображаемое путешествие по городу.

51

Повторение раздела «История Древней Греции»

1

Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Развитие и коррекция памяти: изложения по плану. Решение кроссвордов. Опора на наглядность

Раздел 9. Рим покоряет Италию (10 час)


52

Начало Римской истории

1

Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Развитие и коррекция речи. Разные виды изложение: описание, объяснения, повествование.

53

Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев

1

Активизировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях, патрициев и плебеев, царей и консулов. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики..

Коррекция и развитие навыков Коммуникативности, общения: ораторских умений, умение слушать собеседника.

54

Римская религия, обычаи и нравы

1

Характеризовать религиозные представления древних римлян, находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии греков

Развитие и коррекция памяти. Запись в тетради. Изложение по плану.

55

Войны и войско ранней республики

1

объяснять основные понятия и термины; сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

характеризовать войско римлян

Развитие и коррекция пространственного воображения. Робота по исторической карте. Развитие речи: использования картин и иллюстрации учебника.

Раздел 10.Рим-властелин морей (7 часов)

56

Пунические войны.

1

характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия; объяснять значение основных понятий;- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Коррекция и развитие навыков коммуникативности: умение слушать собеседника, толерантности

57

Рим и эллинистический мир

1

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.

Коррекция и развитие психофизических функций: темп деятельности

58

«Золотой век» Римской республики

1

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Образно описывать крупнейшие римские архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Формулировать причины низкой эффективности труда рабов в с\х и перехода к колонату. Прогнозировать тенденции развития Римской империи

Пространственное воображение: работа с картой. Развитие коррекции мышления

59

Рабы и Рим

1

объяснять основные понятия; описывать положение
рабов в Древнем Риме; рассказывать о гладиаторских боях. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией, высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении

Развитие и коррекция памяти. Изложение с опорой на наглядность

60-61

Гражданские войны

2 ч

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима. Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов. Давать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов. Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.

Коррекция и развитие речи. Работа с историческими понятиями

62

Литература и театр в Риме

объяснять значение основных понятий; анализировать деятельность императора Трояна; сравнивать положение колона и раба; рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств; раскрывать историческое значение развития науки и литературы

Коррекция и развитие воображения. Точное описание греческого театра

Раздел11. Расцвет и закат Римской империи


63

Ранняя империя. Первые императоры

1

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать выводы о реальной форме его правления. Давать образную характеристику Октавиана Августа. Объяснять причины расцвет римской культуры, высказывать суждение о художественных достоинствах произведений золотого века римской поэзии и значении достижений древлян римлян

Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Коррекция и развитие внимания. Чтение текста на уроке до заданного выражения. Использование наглядности

64

Архитектура и строительство в Римской империи.

1

анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима

Коррекция и развитие воображения: путешествие по воображаемому городу

65

Поздняя империя

1

объяснять основные понятия; характеризовать деятельность Константина; рассказывать о переменах в положении христиан; раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток

Коррекция пространственного воображения. Коррекция устной речи

66

Империя и варвары

1

объяснять значение основных понятий; рассказывать о борьбе римлян с варварами; объяснять причины распада Римской империи

Развитие способности воображения. Коррекция психических процессов: делать сравнения различных исторических периодов

67

Культура Рима на закате империи

1

объяснять значение основных понятий; анализировать деятельность императора Трояна; сравнивать положение колона и раба; рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств; раскрывать историческое значение развития науки и литературы

Коррекция процессов познавательной активности, процессов сравнения

68

Итоговое обобщение по курсу истории Древнего мира

1

Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории человечества от его возникновения до падения Западной Римской империи. Использовать карты как источники информации о важнейших событиях первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий. Древнего мира. Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому

Коррекция и развитие психофизических функций: устойчивость восприятия



© 2010-2022