Урок по истории России с использованием кейс-метода Первые русские князья

Урок для 6 класса по истории России "Первые русские князья" с использованием технологии case-study позволяет ученикам поработать с летописными текстами, сформировать собственное отношение к поступкам первых князей Киевской Руси. Работа с кейсами организована в форме группового обсуждения с последующим представлением результатов классу. В Приложении представлены образцы кейсов для урока.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саблина Анна Николаевна

МБОУ «Школа №9»

г. Нижний Новгород


Разработка урока с использованием case-метода.

6 класс. «Первые русские князья».


Тема урока: Первые русские князья

Цель: Изучение внутренней и внешней политики первых русских князей.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

- Формирование собственной оценки политики князей.

- Развитие навыков работы с картой.

- Развитие навыков анализа исторических документов.

Дидактическое обеспечение:

- Карта «Русь в IX-X веках»

- Кейсы «Первые русские князья»

Планируемые результаты урока:

Личностные:

• Эмоциональное восприятие событий русской истории

• Формирование собственной оценки деятельности первых русских князей

• Выработка аргументированного мнения о качествах личности, необходимых правителю государства

Предметные:

• Знание основных понятий и терминов: дань, полюдье, уроки, погосты

• Знание основных дат: времени княжения, походов первых князей

• Умение оценивать внутреннюю и внешнюю политику первых князей

• Умение показывать по карте направления походов Олега, Игоря, Святослава и места важнейших сражений

• Умение использовать тексты летописи для характеристики политики князей

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД):

• Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты своей работы

• Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации - текст учебника, текст летописи, репродукции картин; анализировать текст, структурировать информацию в виде таблицы, делать выводы

• Коммуникативные УУД: умение работать в группе, полно и аргументировано выражать свои мысли

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

- Текущий контроль в форме групповой работы

- Фронтальная беседа

- Домашнее задание в форме самостоятельной работы по структурированию текста или творческой работы

Литература и Интернет-ресурсы:

• Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.

• Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.

• Повесть временных лет

azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/

Ход урока


Этап урока, примерное время

Деятельность учителя, применяемые методы и
приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организа-ционный

1 мин.

- Приветствие, проверка готовности, отмечание отсутствующих

- Пожелание всем продуктивной работы на уроке

2. Вводно-мотивационный

5 мин.

Беседа с целью формулировки цели и задач урока

- Почему династию русских князей называют Рюриковичами?

- Можно ли утверждать, что в IX веке возникло Древнерусское государство?

- Что изменилось в связи с этим в жизни восточных славян?

- Какую роль играет деятельность князя в жизни государства?

Участие во фронтальной беседе.

Формулировка вопроса урока «Чем запомнились первые русские князья?»

3. Актуали-зация знаний

5 мин.



Организация работы с картой на стр. 41 учебника

Давайте вспомним:

- Какие государственные центры возникли в восточнославянских землях?

- Покажите на карте Ладогу, Новгород, Киев

- Покажите путь из варяг в греки

- Какую территорию занимало Древнерусское государство в IX веке?

- Находят на карте Ладогу, Новгород, Киев.

- Работают с легендой карты

- Показывают путь князя Олега из Новгорода в Киев

- Показывают территорию Древнерусского государства в IX веке

Индивидуальная работа

При необходимости - работа в парах

Индивидуальный ответ у доски

4. Изучение нового материала

25 мин.

1. Организация групповой работы с кейсами об Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, составленными на основе отрывков из «Повести временных лет»


2. Организация обсуждения кейсов


3. Помощь в заполнении таблицы

Фиксация внимания на основных датах, понятиях и терминах: дань, полюдье, уроки, погосты

Олег (979-912) - присоединил земли древлян, северян, радимичей

- походы на Византию, получение богатой дани.

911 год - подписал с Византией первый мирный договор

Игорь (912-945) - подавил сопротивление древлян после смерти Олега

- убит древлянами при попытке собрать дани сверх принятого

- 913 год - неудачный поход на хазар

- 941 год - неудачный поход на Византию, почти все войско уничтожено

- 944 год - поход на Византию, заключен мирный договор

Ольга (945-957) - жестокое подавление восстания древлян

- реформа налогообложения, установление уроков (размеров дани) и погостов (мест сбора дани)

- установлены мирные отношения с Византией; принятие Ольгой христианства

Святослав (957-972) - заменял местных правителей своими сыновьями

- 964 год -походы на Оку, Поволжье; освободил славянские племена от дани хазарам

- 965 год - разгромил Хазарский каганат

- 968 год - воевал с Дунайской Болгарией, захватил ряд городов

- 970-971 годы - война с Болгарией и Византией, 972 год - убит печенегами

4. Организация работы с картой на стр. 41 учебника

- Покажите направление походов князей Олега, Игоря, Святослава

1. - Работа с кейсами в группах по 5-6 человек

Задания:

- изучить материал кейса

-ответить на вопросы

- подобрать аргументы в пользу положительной или отрицательной оценки деятельности князя.

2. Распределение функций между членами групп: кто читает текст, записывает аргументы, отвечает.

Защита работы команды - выступление одного из учеников (по 2-3 минуты)

3. В ходе выступления команд начинают заполнение таблицы:

- князья, годы правления

- внешняя политика

- внутренняя политика

Вписывают значение слов - дань, полюдье, уроки, погосты







4. - Работают с легендой карты

- Находят на карте обозначение походов Олега, Игоря, Святослава

Индивидуальная работа

При необходимости - работа в парах

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

3 мин.

1. Организация обсуждения репродукций, на которых изображены княгиня Ольга и князь Святослав на стр. 49 и 50 учебника

- Каким изображен князь (княгиня)?

- Какие черты характера отражены в позе, жестах, выражении лица?

- Какие особенности внутренней и/или внешней политики хотел отразить художник?

1. Высказывают собственное мнение «Почему художники именно такими изобразили княгиню Ольгу и князя Святослава?»

Говорят о мудрости, суровости, дальновидности княгини Ольги; о упорядочении ею сбора дани; о принятии христианства; о признании княгини Ольги святой православной церкви.

Оценивают полководческие таланты князя Святослава; его аскетизм в быту; говорят о пренебрежении внутренними делами государства.

6. Подведение итогов урока

5 мин.

Беседа «Кто из князей мне больше понравился и почему?»

Участвуют в беседе.

Формулируют свое понимание критериев оценки деятельности князей, например:

- Как князья решали стоящие перед ними задачи?

- Способствовала ли политика укреплению государства?

- Способствовала ли политика укреплению международного престижа государства?

- Чья политика более приемлема с нравственной точки зрения?

7. Организация изучения домашнего задания

1 мин.

1 уровень: закончить заполнение таблицы:

- князья, годы правления

- внешняя политика

- внутренняя политика

2 (повышенный) уровень:

Составить исторический портрет кн. Ольги или кн. Святослава (вопрос 6 стр. 52 учебника)


Приложение

Примеры кейсов.

Князь Олег. «Повесть временных лет»:

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем».

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков… на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». … И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

Князь Игорь. «Повесть временных лет»:

В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой.

В год 6428 (920). Игорь воевал против печенегов.

В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. … Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой.

В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, … и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. … Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».

В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». … и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.

Княгиня Ольга. «Повесть временных лет»:

В год 6453 (945). Игорь пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Когда же шел он назад, … отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. … и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. … И победили древлян. … Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. …». … Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань…

И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты...

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты…

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму».

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

Князь Святослав. «Повесть временных лет»:

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников] со словами: «Иду на вы!»

«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».

В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».

«Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли». (Соловьев С. М.)

Вопросы для обсуждения

1. Какие задачи стояли перед князем (княгиней)?

2. Как он(а) решал(а) эти задачи? Какие еще имелись варианты решения?

3. Что вы узнали из летописи о личных качествах князя (княгини)?

© 2010-2022