Конспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культуры

Тема урока.Древняя Индия – сокровищница мировой культуры Цель урока.*Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями индийцев в области мировой культуры.* Развивать и формировать навыки работы с историческими источниками.*Воспитывать уважение к человеку как основному создателю духовных и материальных ценностейОборудование урока. Карта «Древняя Индия 3тыс. до н.э.- III в.н.э.», видеофрагменты«По дорогам Древней Индии», «Древний Восток: Индия», раздаточный материал, иллюстрации книг «Р...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКонспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культурыстория Древнего мира. 5класс.Конспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культуры

ЕКонспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культурыременко Е.В.

учитель истории ГБОУ СОШ № 1190

Конспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культурыКонспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культуры

Конспект урока по теме Древняя Индия – сокровищница мировой культуры

Тема урока.

Древняя Индия - сокровищница мировой культуры

Цель урока.

*Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями индийцев в области мировой культуры.

* Развивать и формировать навыки работы с историческими источниками.

*Воспитывать уважение к человеку как основному создателю духовных и материальных ценностей

Оборудование урока.

Карта «Древняя Индия 3тыс. до н.э.- III в.н.э.», видеофрагменты

«По дорогам Древней Индии», «Древний Восток: Индия», раздаточный материал, иллюстрации книг «Рама́яна», «Махабха́рата»

Проблема урока. «Какой вклад внесла Древняя Индия в мировую культуру?».

Новые слова и понятия.

Санскрит ( Samskrita - искусственный язык ) - древний священный язык индусов, древнейший представитель индоевропейских языков, с VI в. до н.э. лишь язык ученых. От санскрита произошли индийские языки письмо и алфавит, состоящий из 48 букв.

Арии или арийцы (санскритское Aryas, "достойные") - так называли себя индоевропейцы, жившие в степях Евразии.

Веды-сборники священных песен, торжественных гимнов, жертвенных формул и магических заклинаний, звучащих когда-то при жертвоприношениях. Древнейший литературный письменный памятник на санскритском языке, датируемый XI - IX до н.э.

Индоевропейцы - общее название народов, говорящих родственными между собой языками и населяющих почти всю Европу, значительную часть юго-западной Азии (Индостан, Иран и Мал. Азия ) и расселившихся оттуда по всем частям света.

План урока. (тип урока - Урок- экскурсия)

I.Актуализация начала урока. Организационный момент.

1.1.Сообщение темы урока, определение задач урока

1.2.Эвристическая беседа с классом. Повторение пройденного.

*Какой вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи? (собрали мифы и предания своего народа, создали Библию)

*Что использовали при строительстве дворца для Дария I? (драгоценные камни: золото, серебро, сердолик, лазурит, металл, кирпич, гравий)

*Какие реки впадают в Персидский залив? (Тигр и Евфрат)

*Где и когда впервые начали чеканить монеты? (VII век. до н.э. в государстве Лидия)

II.Работа над новым материалом.

2.1.Экскурсия на остановку «Географическое расположение и род занятий жителей Древней Индии»

*Что мы видим? С чем уже знакомы?

*Откуда произошло название этой страны? Индии?

*Что вы знаете о климате Индии?

*Каких животных приручили индийцы?

*Какие растения возделывали жители Древней Индии на своих полях?

*Какую Азию мы вместе с вами изучили? (Западную)

2.2.Экскурсия по маршруту «Древняя Индия - сокровищница мировой культуры»

И начнём знакомиться с югом Азии . Помогут нам книги, новые слова, видеофрагменты, иллюстрации и карта «Древняя Индия» Гидом буду я.

2.3.На экране пейзажи Древней Индии и музыка. И проблемный вопрос «Какой вклад внесла Древняя Индия в мировую культуру? на который мы вместе должны найти ответ, подтвердить фактами и доказательствами. А для этого нам необходимо внимательно слушать гида. На каждом новом маршруте мы будем узнавать что-то новое.

III. Рассказ «гида» на остановке «Знакомьтесь! Индия!»

3.1. Экскурсия по Индии. Индия - это особый мир, уникальная страна, которая не похожа ни климатом, ни обликом своих жителей, ни религией, ни искусством на Европу. И в тоже время, несмотря на все различия, Индию многое объединяет с Европой. (межпредметные связи) Кто какой иностранный язык изучает? Какое самое дорогое слово для вас? -Мама! Послушайте аудиозапись на разных языках, а затем постарайтесь сами произнести. На немецком- muter, на английском mother, на латинском mater и русском мама (матерь). Очень похоже произносится слово мама на разных языках

3.2. Маршрут. «Учёные» На берегах Инда и Ганга европейцы услыхали матерь, это потрясло их. Учёные-лингвисты стали сравнивать европейские языки с древнеиндийским языком санскритом и выявили множество совпадений и доказали родство жителей Европы с жителями Индии.

IV. Маршрут экскурсии «Тетрадь и знание»

4.1.Работа с новыми словами и понятиями в тетрадях.

Запишите Тему урока, новые слова, определение санскрита, на котором говорили арии, леу, снейг, веды (древнейшие книги Индии), ведать, знать…

4.2. Работа с картой и иллюстрациями. Объяснение гида.

Древнейшие жители Индии были дравиды. Они жили в крупных городах, но свидетельств о том, что именно дравиды строили города, учёны не нашли ответа. Это город Махенджо-Даро (показ на карте). Потомки дравидов живут на юге Индостана. На севере полуострова археологи обнаружили печати, статуэтки и целые города. существовали города письменность, но расшифровать её не удалось до сих пор.

Спустя много времени на территорию Индостана пришли арии. Видеофрагмент. «История появления Ариев». Обратите внимание, как изменилась архитектура, скульптура. Теперь надписи мы уже можем прочитать, т.к. они написаны на санскрите. По ведам мы узнаём о жизни Ариев и помогут нам страницы древнеиндийских книг.

V. Групповая работа на маршруте «Сам познаю новое об Индии»

5.1. Каждая группа получает маршрутный лист, выбирает лидера для защиты мини-проекта.

Первая группа составляет связанный рассказ о религии древних индийцев.

Вторая - представит литературу.

Третья - расскажет о развитии науки и её применении в XXI веке.

А помогать вам будут мои помощники - учителя (тьюторы)

Выводы. Человек играл огромную роль в создании литературы, науки, религии - общечеловеческих ценностей.

5.2.Защита групповых мини-проектов и ответы на вопросы

Что было изобретено в Индии?

Пользуются ли современные люди открытиями Древней Индии?

Сохранена ли религия Древней Индии?

VI. Экскурсия по маршруту «Что я узнал об Индии?»

Подготовка к устному сочинению. На экране опорные слова, иллюстрации, имена и название книг

В нашей стране играть в шахматы научились раньше, чем европейцы, а вот цифры мы стали использовать значительно позже. Для обозначения чисел мы долгое время использовали буквы, создали десятичную систему исчисления. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля - знака для обозначения пустоты. Древнеиндийские учёные предложили оригинальное решение линейного уравнения, трактаты по астрономии, впервые высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Искусству мудро править людьми должна учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась Чатуранга, а по-русски - шахматы.

VII. Видеоэкскурсия «Г.Каспаров, А.Карпов, В.Корчной - чемпионы мира.

7.1.Ответы на вопросы. Значение шахмат в современном мире.

7.2.Работа с учебником. Прочитать и ответить на проблему, поставленную в начале урока-экскурсии

Какой вклад внесла Древняя Индия в мировую культуру?».

VIII. Последний маршрут экскурсии «Итоги, выводы»

Что нового вы узнали на экскурсии? Интересно ли вам было на остановках-маршрутах?

IX. Домашнее задание.

Дополнительный материал для учителя.

Видеофрагмент «Книги и открытия Древней Индии».

Большинство жителей Индии исповедует индуизм. Эта религия сформировалась к I тысячелетию до н.э. Основные положения этой религии включают в себя - признание святости вед, веру в переселение душ (сансара) и закон воздаяния за поступки людей (карма). По представлениям древних индуистов (или индусов), тело смертно, а душа вечна; после смерти тела она переселяется в другое тело. Но оно не обязательно должно оказаться человеческим. Если ты себя не правильно вел в прошлой жизни, то можешь оказаться в теле животного, птицы или насекомого. И лишь искупив свою вину, душа может вернуться в тело человека.Высшими богами в индуизме являются Брахма (бог-творец, создатель Вселенной и всего сущего), Шива (грозный разрушитель и одновременно бог, обновляющий мир) и Вишну (хранитель). Священными текстами индуизма помимо вед были признаны эпические поэмы «Махабха́рата» и «Рама́яна». «Махабха́рата» (или «Сказание о великой битве бхаратов») состоит из 18 книг. Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете. Основное сказание «Махабха́раты» - поэма о великой битве на поле Куру. В ней описывается братоубийственное сражение между двумя царскими родами (Пандавами и Кауравами) за власть. в которую вмешиваются боги. «Рама́яна» (или «путешествие Рамы») состоит из семи книг и 500 песен. Это сказание о приключениях царя Рамы. Главный герой эпоса был беззаветно предан долгу перед своим народом, страной, родными и близкими. Рама посвятил свою жизнь борьбе со злом. В основе сюжета «Рама́яны» рассказывается о жизни Рамы и его верной жене-красавицы Сите. В «Рама́яне» повествуется история Рамы, чью жену Ситу похищает Равана ( демонический царь - ракшас Ланки). И Рама, вместе со своим братом Лакшманом отправляются на ее спасение. В этом им помогает царь обезьян Хануман. В своём окончательном виде «Махабха́рата» и «Рама́яна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Огромный вклад в сокровищницу мировой культуры внесли древнеиндийские математики. Древние индийцы независимо от других народов создали десятичную систему счисления. Получившие всеобщее распространение «арабские» цифры на самом деле заимствованы арабами у индийцев; мусульманские народы так и называли их - «индийские». В Индии впервые стали записывать числа так, как привычно и нам: крайняя цифра справа указывает количество единиц, слева от нее - десятков, еще левее сотен. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуль -знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная наука не может обойтись. Независимо от других народов древние индийцы заложили основы алгебры и явились в этом отношении учителями арабов и народов Средней Азии, а, как известно, средневековые европейские математики заимствовали основы алгебры от арабов. Древнеиндийские учёные предложили оригинальное решение линейного уравнения. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Индийские ученые впервые высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Искусству мудро править людьми должна учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась Чатуранга, а по-русски - шахматы. На территории Древней Индии зародилась одна из трех мировых религий - буддизм. Основателем этой религии стал принц Гаутама, живший в 6 веке до н.э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. После просветления, он был прозван Буддой, что означает «просветлённый».


© 2010-2022