Конспект урока по теме: Музеи Республики Башкортостан

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Музеи республики Башкортостан»

Общедидактическая цель: создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Тип урока/форма занятия: путешествие.

Цели:

Обучающий аспект:

провести обобщение по теме: « Музеи республики Башкортостан »,

Воспитывающий аспект:

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви и уважение к творчеству народов республики Башкортостан .

Развивающий аспект:

приобщение школьников к миру искусства, развитие их творчества и духовной культуры; развитие читательского интереса, расширение знаний детей о богатстве народного творчества.

Познавательные УУД

- смысловое чтение, установление причинно-следственных связей

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком искусства: донести свою позицию до собеседника;

- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- умения выражать свои мысли;

- развивать речь, память учащихся, учить выслушивать друг друга;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческих работ;

Личностные УУД:

-положительная мотивация и познавательный интерес к творчеству, совместным мероприятиям;

Регулятивные УУД

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- осознание целей и задач изучения курса в целом, раздела, темы;

- включение в самостоятельную творческую деятельность

Межпредметные связи:

- литература; изобразительное искусство; история; ОДНКНР .

Ход урока.Ожидаемый результат Формируе-

мые УУД

I этап.

Организационный момент 1-3 мин.

Самоопределение к деятельности

1. Общая готовность детей к занятию.

2. Концентрация внимания детей.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Слайд 2.

Высказывание .«Искусство живет до тех пор ,пока его помнят» М .М .Антокольский.

Создание эмоционального настроя на совместную работу.

3. Наличие общей установки на занятие.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, высказывание.

Все дети готовы к занятию, организована выставка книг, репродукций, фотографий работ художников Башкортостана ,

II этап

Постановка учебных задач.

2-3 мин.

1.Создание проблемной ситуации, вхождение в урок.

2. Определение темы занятия, общего плана действий.

1.Предлагает определить тему урока.

- Какие виды искусства вы знаете ? Покровительницами наук и искусства древние греки считали девять дочерей Зевса ,которых называли музами. А храмы муз как называли?

- О чём будем сегодня говорить?

3.Организует погружение в проблему.

1.Определяют тему занятия, высказывают свои гипотезы.

2. Слушают высказывания великих людей об искусстве, подтверждают свои гипотезы о том, что занятие посвящено музеям

Определена тема и цели занятия.

III этап

5-8 мин.

Проверка домашнего задания

Защищаем свои проектные работы. Самые достойные станут экспонатами школьного музея.

Защита проектных работ по теме: «В здоровом теле- здоровый дух». (Известные спортсмены нашего края)

IV этап

Актуализация знаний.

Знакомство с видами искусства

1.Учитель нацеливает на внимательное и серьёзное отношение к данному уроку.

Слайд 3.

-Чтобы продолжить наше путешествие каждый занимает свое место.

1.Постановка проблемного вопроса:

- Зачем людям нужны музеи?

1.Работа в группах:

2.Ученики рассказывают, о том, что они знают по данной теме.

3. Ищут ответ на вопрос, учатся формулировать собственное мнение.

4. Оценивают работы детей в группах.

Дети определяют

V этап

10 мин.

Определение

назначения музеев.

Развивать творческие способности детей, речь, память, внимание

1.Предлагает отгадать название:

… - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Они приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения, духовного и материального насыщения человека. Слайд 6-7

2. Легенда о дочерях бога Зевса

- Откуда пришло название музей? Что оно означает? Слайд 8-9. В греческом первоисточнике «музей» - «храм для муз».

Появление музеев в России связано с появлением потребности в обществе и привели к первым собираниям ценностям. Изначально особо ценные предметы хранились в церквях и монастырях. В 1714 году Пётр I открыл первый музей для широкого посещения. Это была коллекция оружия.

3.Даёт установку к поиску сходства и отличия видов музея.

4. Знакомство с великими музеями мира: Эрмитажем (Слайд.10-14), Лувром (Слайд 15),Третьяковкой галерей (Слайд 16) 5.Музейное дело в Башкортостане. 6.Национальный музей РБ. 7.Художественный музей им. Нестерова. 8.Музей 112 дивизии. 9.Литературный музей.

1.Дети работают в группах, высказывают предположения.

2. Слушают рассказ учителя о происхождении слова «музей»

3. Строят рассуждения, отвечая на вопрос учителя. .Каллиопа-муза эпической поэзии, Клио-истории, Мельпомена-трагедии, Полигимния-священных гимнов, Терпсихора-танца, Эвтерпа-поэзии и лирики ,Эрато-любовной поэзии, Урания-муза науки.

4. Работа в тетрадях . 5.Выступления учащихся(см. приложении1-4)

Слушают определение, принимают и сохраняют учебную задачу, находят отличия и сходства музеев.

VI этап 1-2 мин

Физминутка.

Выполняем гимнастику для глаз.

VI I этап

5-7 мин.

Практическая работа.

Работа в тетрадях.

Обобщение, систематизация знаний, их коррекция

Организует фронтальную беседу:

-Какие музеи вы знаете?Заполняем таблицы.

Музей хранит историю вещей

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать повсюду славой,

Пока гордимся мы историей своей.

Отвечают на вопросы учителя, учатся анализировать пройденный материал.Заполняют таблицы.

VIII этап 3-4 мин. Творческая работа.

Продолжают сочинения.

Развиваем творческие способности (дописать след сочинения).

Учащиеся по готовым шаблонам пишут сочинения.

IX этап

Подведение итогов урока

Задание на дом

3-5 мин.

Рефлексия

Систематизация знаний, оценка деятельности учащихся

1.Возвращает детей к началу урока, к проблемному вопросу:

- Для чего нужны музеи, какие музеи РБ вы знаете?

Слайд 26. Проверь себя

2. Организация подведения итогов (Слайд 27-31) занятия учащимися.

- Дома найти сведения о музеях города Белебея и Белебеевского Района.

Сколько в музеев в городе, к какому виду они относятся? Подготовить исследовантельско-информационный проект.

3. Аргументированное оценивание качества деятельности учащихся в целом и по отдельности.

1.Рассказывают о том, для чего нужны музеи?

2.Выполнение теста «Проверь себя» Слайд 26.

3. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Отвечают в каких музеях мы уже были. В какие хотели бы сходить.

Дети смогут адекватно оценить свою работу и работу одноклассников в целом

Пока не будет изобретена машина времени, чтобы отправляться в прошлое, единственный способ "путешествовать во времени" - это сходить в старинный музей. Конечно, чтение книг - тоже неплохой способ "перенестись в прошлое", но ничто не сравнится с тем, чтобы своими глазами увидеть вещи, которые чудесным образом дошли до нас из глубин древности.

Если вы хотите совершить незабываемое путешествие в прошлое, вам обязательно следует отправиться в музей!

Приложении:

Литературный музей.

Музей открылся 6 января 2000 года в Уфе. Музей тесно сотрудничает с учебными заведениями города и республики.

Богатое собрание нашего музея складывалось из книг, рукописей, личных вещей писателей, элементов определенной исторической эпохи и еще многих других экспонатов. Все это вместе не может не заинтересовать любого из посетителей - от маленьких, которые только начинают открывать для себя мир литературы, до опытных и искушенных читателей.

Сегодня Национальный литературный музей бесспорно, является своеобразным интеллектуально-духовным центром и занимает одно из ведущих мест среди музеев столицы.

Государственное учреждение культуры и искусства Национальный литературный музей Республики Башкортостан образован на основании Указа Президента РБ от 22 октября 1996 г. Он создавался для системного, комплексного изучения и сохранения литературных памятников, освещения различных этапов многовекового литературного процесса в Башкортостане.

Национальный литературный музей РБ ведет научные исследования, разрабатывает новые концепции, издает буклеты. Ежегодно сотрудники выезжают на научно-исследовательские экспедиции, благодаря которым фонд музея пополняется новыми экспонатами. Проводит республиканские конкурсы по творчеству писателей среди учащихся школ, лицеев и гимназий, встречи с писателями, музыкально-литературные вечера, организовывает передвижные выставки.

За небольшой период работы в музее создан огромный фонд (более 10 000 экспонатов), который состоит из рукописей, книг, материалов изобразительного искусства, портретов писателей, документов, мебели, личных вещей писателей, фотографий и т.д.

Музей имеет 5 филиалов, это:

  1. 1. Мемориальный дом-музей Мажита Гафури - г. Уфа, ул. Гоголя, 28/1;

  2. 2. Музей Мифтахетдина Акмуллы - д. Туксанбаево Миякинского района;

  3. 3. Музей Шайхзады Бабича - с. Асяново Дюртюлинского района;

  4. 4. Музей Мухаметсалима Уметбаева - д. Ибрагимово Кармаскалинского района;

  5. 5. Музей Арслана Мубарякова - с. Ассы Белорецкого района.

Музей истории парламента Республики Башкортостан был создан в 2002 году и располагается в Доме Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В просторном зале представлены экспонаты, отражающие столетнюю историю становления и развития парламентаризма в Башкортостане: документы, фотографии, книги, значки, публикации.

Представленные документы и экспонаты зримо отражают сложный процесс становления и развития реальной государственности Республики Башкортостан в составе Российской Федерации.

Большой раздел посвящен первым парламентариям и первым курултатаям. Здесь расположены уникальные фотодокументы о первых депутатах Гос.Думы Ш. Ш. Сыртланове, М.М.Тукаеве,
А. Ш. Сыртланове, С. П. Балахонцеве, М. М. Рамиеве, Ш. А. Кульбакове и других.

Зарождение и становление высшего законодательного органа Башкортостана происходило во времена гражданской междоусобицы в стране. В музее собрано много документов, посвященных деятельности Башкирского Шуро, Башревкома, БашЦИКа, об их председателях
Г. К. Шамигулове, М. Л. Муртазине, Ш. А. Худайбердине, Х. К. Кушаеве,
Т. Ш. Шафикове, А. М. Тагирове.

Имеется стенд, посвященный Конституциям БАССР и Республики Башкортостан, которые принимались в 1925, 1937, 1978, 1993 годах и обновлялись в последующем.

Большое пространство занимает экспозиция, посвященная Верховному Совету республики, который на протяжении двенадцати созывов являлся высшим органом государственной власти в Башкортостане.

Подробно отражен в экспозиции период формирования и деятельности института профессионального парламента. В 1995 году высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан стало Государственное Собрание - Курултай.

За эти годы создана и уникальная компьютерная база данных, собрана достаточно полная информация о важных событиях в жизни республики..

Создание музея является знаковым событием в нашей общественной жизни и должно активно содействовать сохранению политической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия в Башкортостане.

Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова

История

Заботясь о художественном просвещении своих земляков, М. В. Нестеров, уроженец Уфы, в 1913 году подарил родному городу уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 - начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи. Для экспозиции столь ценного дара, уфимские власти предполагали выделить специальное помещение в строившемся в тот период Аксаковском Народном доме. Однако строительство здания существенно затянулось из-за событий Первой мировой войны, а вскоре и революционных потрясений 1917 года. Поэтому, вплоть до 1919 года нестеровское собрание находилось на хранении в Москве.

7 ноября 1919 года, после освобождения Уфы от колчаковцев, губернский Революционный комитет в Уфе специальным постановлением учредил основание в городе Художественного Пролетарского музея имени Октябрьской революции. А поскольку Аксаковский Народный дом все ещё не был достроен, то в качестве помещения для музея был выбран дом купца-лесопромышленника М. А. Лаптева.[1][2][3] Для посещений публики музей открылся в январе 1920 года. Но открытию музея предшествовало нелегкое дело перевозки коллекции Нестерова в Уфу из Москвы, через всю Россию - неспокойную, голодную и разрушенную Гражданской войной. Это ответственное дело возложили на плечи друга и земляка художника, известного архитектора И. Е. Бондаренко. По приезде в Уфу ему доверили и руководство музеем.

Благодаря невероятной энергичности И. Е. Бондаренко, буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а библиотека - 2500 томов. В 1920-1930-е годы музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. Тогда в музей поступили произведения К. А. Коровина, П. В. Кузнецова, Л. В. Туржанского, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой и многих других известных художников. Особую ценность коллекции древнерусской живописи составили иконы, поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г. О. Чирикова.[4]

Экспозиционная площадь музея составляет 391 м², общее количество единиц хранения более 10000 - картины раннего творчества М. В. Нестерова, коллекции древнерусского искусства и русской живописи XIX - начала XX веков, представлено также современное изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Башкирии, есть коллекция западноевропейского и восточного искусства.

Названия музея : с 1919 Уфимский художественный пролетарский музей им. Октябрьской революции, с 1921 Уфимский художественный пролетарский музей искусств, с 1922 Уфимский художественный музей, с 1929 Башкирский государственный художественный музей (в 1954 присвоено имя М. В. Нестерова), с 1994 Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова Республики Башкортостан, с 1998 Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова.

Коллекция музея

В настоящее время в музее имеются полотна известных художников Башкортостана А. Тюлькина, Д. Бурлюка, Р. Нурмухаметова, А. Кузнецова' А. Лутфуллина, Ф. Кащеева, А. Ситдиковой, Р. Халитова, Б. Домашникова, А. Бурзянцева, А. Пантелеева, В. Пустарнакова, графиков Р. Гумерова, Б. Палехи, Э. Саитова, М. Елгаштиной, скульптуры В. Морозовой, Т. Нечаевой, Б. Фузеева, А. Шутова, произведения мастеров театрально-декорационного искусства А. Арсланова, Г. Имашевой.

Из отечественных художников - живописные произведения М. Нестерова, И. Репина, М. Врубеля, И. Айвазовского, В. Серова, И. Левитана, А. Саврасова, А. Коровина, рисунки Б.Кустодиева, Е. Лансере, Ф. Малявина, скульптура П. Антокольского. Главной ценностью являются 60 работ М. Нестерова, подаренные музею.

Старинные иконы, первопечатные и рукописные книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Древнерусская живопись, экспонируемая в музее, относится к различным школам иконописи. В экспозиции музея есть две иконы Деисусного чина (ряда в иконостасе): «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» работы неизвестного мастера конца 16 века.

Коллекция музея составляет более 4000 экспонатов всех видов изобразительного искусства. Научная библиотека насчитывает более 10 000 книг.

МУЗЕ́Й 112-Й ДИВИ́ЗИИ

Музей 112-й (16-й гвардейской) Башкирской кавалерийской дивизии был открыт 8 мая 2005 года в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с Указом Президента РБ и является филиалом Республиканского музея боевой славы.

112-я (16-я гвардия) Башкирская кавалерийская дивизия была сформирована на основании Постановления бюро Башкирского обкома ВКП (б) и СНК БАССР от 17 ноября 1941 года "О формировании двух кавалерийских дивизий из местной национальности" в соответствии с Постановлением ГКО СССР и полностью комплектовалась за счет людских и материальных ресурсов республики. Дивизия прошла в боях и походах от Дона до Эльбы свыше 4 тысяч километров и получила почетное наименование Черниговская, ее знамя украсило ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова II степени. За период военных действий около 4 тысяч воинов дивизии были удостоены орденов и медалей, 78 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В музее представлена богатая и уникальная экспозиция, посвященная истории 112-й (16 гвардии) Башкирской кавалерийской дивизии с начала формирования до сегодняшних дней. Особое внимание уделено первому командиру дивизии М.М. Шаймуратову, который внес огромный вклад в формирование и становление дивизии, под его руководством дивизия приняла свой первый бой на Брянском фронте, участвовала во всех крупных операциях в составе 8-го кавалерийского корпуса. Будучи кадровым офицером, опытным военачальником, он пользовался огромным авторитетом среди бойцов дивизии и командующего состава.

Вниманию посетителей представлены диорамы, богатый фото и документальный материал, оружие, награды, военная форма, личные вещи, предметы быта военного периода.

В музее имеется богатый фотоматериал, который рассказывает об участниках Великой Отечественной войны Демского района и тружениках тыла. Музей располагает лекционным залом (на 50 посадочных мест), где проводятся семинары, массовые мероприятия, вечера встреч с участием учащихся и ветеранов войны и труда, демонстрируются фильмы на военную тематику.


© 2010-2022