Интегрированный урок 9 класс «Культура конца 19 - нач. 20 века»

Урок «Культура конца 19 - нач. 20 века».Класс разделен на три группы. Каждая получила свое задание при подготовке к уроку. Какой же была Россия рубежа веков?Чтобы ответить на этот вопрос, предоставим слово первой группе – «Историкам» и учителю истории  -  Евгении Николаевне.Почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России? И опять учащиеся размышляют, заполняя временные таблицы, работают с текстами, делают выводы. Параллельно на этом уроке знакомятся с поэтами и художника...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок 9 класс «Культура конца 19 - нач. 20 века»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» город Ульяновск.

Учителя высшей категории:

Литература: Мухаметзянова Гульшат Иршатовна.

Мировая художественная культура: Яшина Людмила Владимировна.

История: Матниязова Евгения Николаевна.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

2.Учитель литературы.

1)Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что я буду вести урок не одна, а совместно с учителями истории и МХК.

Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.

Итак, начнём.

- Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Толстой, Фет, Достоевский и т.д.)

- Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)

- Как часто называют 19 век? (золотой). - Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество)

Учитель: кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.

- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей? Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.

(серебряный век).

- Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите тему. (Учитель пишет на доске «Серебряный век русской культуры»).

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цели стоят перед нами? (Презентация 1) после того как ученики назовут несколько тем, учитель открывает уточнённую запись).

Цели урока:

  • знать временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;

  • знать исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных областях культуры;

  • уметь работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами, тестами, уметь обобщать и делать выводы.

Учитель: Серебряный век… - Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова, какие ассоциации они вызывают? (Возможные ответы: серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… )

Учитель: Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театра, скульптуры и т.д.

Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Ответить мы попытаемся с позиции 3-х групп: «Историков», «Литературоведов» и «Искусствоведов», которые заранее получили задания при подготовке к уроку. И ещё: у каждого из вас на парте лежат «Оценочные листы», которые вы будете заполнять в процессе урока, оценивая свою работу и работу своих товарищей; эти листы вы сдадите нам в конце урока.

- Итак, какой же была Россия рубежа веков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предоставим слово первой группе - «Историкам» и учителю истории - Евгении Николаевне.

3.Учитель истории :

Ребята, а как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России?

УЧЕНИК История и литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются все те процессы, которые происходят в обществе.

УЧИТЕЛЬ Сегодня нам предстоит вспомнить основные исторические события истории России конца 19-начала 20 веков, проанализировать их, сделать выводы. Для начала я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы определите событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках и занесите данные в «Ленту времени», которая у вас лежит на столе. Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же она, Россия XX века? А потом мы с вами проверим правильность выполнения задания.

Лента времени

Конец XIX века


1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920







УЧИТЕЛЬ

Мы проиграли ту войну,

Но слава русских моряков

С «Варягом» не ушла ко дну.

«Погибнуть с честью» - был девиз таков.

УЧЕНИК (Русско-японская война 1904 - 1905гг)

УЧИТЕЛЬ

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась года.

УЧЕНИК ( I русская революция, 1905-1907 гг)

УЧИТЕЛЬ

Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

В Сараево начавшись, длилась долго та война.

УЧЕНИК (I мировая война).

УЧИТЕЛЬ

Всё общество на красных - белых поделив,

В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.

Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,

Мы стержень потеряли - таковы её итоги.

УЧЕНИК (Гражданская война, 1918 -1920 г.)

УЧИТЕЛЬ

В попытках частную торговлю запретить

Про продразвёрстку власть новая заговорила.

В распределении, оплате уравниловку вменить,

Войну закончить поскорей спешила.

(ответы для проверки (Презентация 1)

Конец XIX века

1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920

Модернизация, переход к империализму

Русско-японская война

I русская пролетарская революция

I Мировая война

II русская революция (ФБД и Окт. переворот

Гражданская война

УЧЕНИК (Политика военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г)

УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим правильность заполнения ленты времени. Сравните полученные ответы с моими, оцените свою работу и занесите результаты в «Оценочную таблицу».

Лента времени

Подумайте, какие особенности и противоречия существовали в историческом развитии России в к 19- начале 20 века?

УЧЕНИК 1

"Ведущими тенденциями социально-экономического развития России в начале ХХ в. были дальнейший рост капитализма,

-переход его в монополистическую стадию, империализм-высшую и последнюю стадию капитализма

-вхождение страны в мировую капиталистическую систему.

УЧЕНИК 2

Но несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного подъёма 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и сохраняющимися многочисленными остатками феодализма

- самодержавием,

- крупным помещичьим землевладением,

- крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском хозяйстве".

УЧЕНИК 3: Можно сделать вывод :Реформа отмены крепостного права 1861 г. Была половинчатой: крестьяне получили свободу, но не получили земли.

- Какая роль отводилась интеллигенции в России? Какие проблемы её волнуют в начале 20 века? Какие пути выхода из кризиса они предлагали? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя документы, которые мы вам приготовили. Работать будете в парах.

1. Философ Н.Бердяев. Из книги «Судьба России»:

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами . С древнейших времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?

Вопросы к отрывку №1:

- О какой задаче говорит Бердяев Н.? (понять идею России, загадку России, определить её место в мире)

- Какую роль отводит России автор? (Россия предназначена к чему-то великому)

- Что волнует Автора? (Нет ответа на поставленный вопрос, его нужно найти)

2. Из трудов Соловьева В. (Философ и поэт, публицист, переводчик, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX - начала XX в.в )

«Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей. Убедить их можно, только раскрыв истину. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство бога, Природы и человека».

Вопросы к отрывку №2:

- Какую задачу ставит философ? (Задачу необходимости изменить существующий порядок)

- Каким способом автор предлагает это сделать? (Путем воздействия на убеждения людей, раскрывать истину)

- Где автор предлагает искать истину? (В христианстве)

- Что преобразует человека? (Любовь и соборность)

- В чем особенность этого отрывка?( Автор ставит много вопросов и пытается на них ответить, много сомнений)

УЧИТЕЛЬ. Итак, мы с вами проанализировали отрывки из сочинений русской интеллигенции к.19-н.20 веков. Давайте попытаемся сделать вывод о том, каким же был XX век - излом тысячелетья?

УЧЕНИК: Группа обществоведов делает вывод, что философы: ищут пути философско-религиозного обновления общества, пытаются понять идею России, определить её задачи и место в мире, отвергают революцию как средство переустройства общества. Социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

УЧИТЕЛЬ ВЫВОД:

Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»

4. Учитель литературы. Действительно, «литература-очевидец всех времён истории».

- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность……)

Именно в это время, в начале 20 века, получает распространение декадентство. А вместе с таким литературным направлением, как реализм, ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и множество его течений: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

- Объяснить значения этих слов помогут девочки из группы «Литературоведы», которые заранее поработали со словарём. Ребята, а вы основные моменты их презентации запишите в своих тетрадях.

Словарная работа. (Презентация 1) «Словарная работа».

Учитель: - Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место? (Потому что помогает лучше передать чувства, индивидуальные переживания человека).

Учитель: Для этого времени характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.

- Какие направления и стили характеризуют «Серебряный век»? Об этом нам расскажут ребята из группы «Литературоведов», которые приготовили презентацию. Вы познакомитесь с основными течениями «Серебряного века» и должны будете записать их основные принципы в своих тетрадях.

(Презентация 2) «Серебряный век в русской поэзии» .

Комментарий к презентации по литературе.

2-й слайд: Серебряный век - это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

3-й слайд: Литературоведы до сих пор спорят о хронологических рамках поэзии Серебряного века. Но существует общепризнанное мнение, что отсчёт надо вести с 1890 года до 1917, вплоть до 1920 годов, отдельные течения продолжали существовать даже до 1925г.

4 - 5 - 6 слайды: Каковы же основные течения в поэзии Серебряного века и наиболее яркие их представители?

Течений было много, мы выделим как основные 4 - это символизм, акмеизм, футуризм и новокрестьянская поэзия. Наиболее яркими представителями такого течения, как символизм были А.Блок, В.Брюсов, А. Белый; акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилёв, Б.Пастернак; футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк; наиболее яркие представители новокрестьянской поэзии - это С.Есенин, Н.Клюев, А.Ширяевец.

Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения.

7 слайд: Самым первым и самым значительным течением в конце 19- в начале 20 века был символизм, что в переводе с греческого языка означает «знак», «символ».

8-й слайд: Основными принципами символизма были:

- Во-первых, установка на сотворчество с читателем

- Мифотворчество (в своих стихах поэты-символисты часто обращались к мифам, использовали мифологические образы)

- Мистические идеалы и вера в обновление мира

- Открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)

- для символистов также характерна - Музыкальность поэзии

9-й слайд: Вот, например, стихотворение А. Блока «Фабрика» (ученик читает стихотворение «Фабрика»).

10-й слайд: Акмеизм также является одним из течений модернизма. В переводе с греческого языка акмеизм означает «высшая степень чего-либо, цветущая сила». Это течение тесно связано с символизмом, акмеисты пытались преодолеть некоторые недостатки символистов.

11-й слайд: Основные принципы акмеизма - это

- Отношение к поэзии как к мастерству

- Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях

- Возрождение традиций «золотого века» русской поэзии

- Романтические мотивы

- Возвращение ценностей и красоты реального мира

12-й слайд: Анна Ахматова - одна из ярких представительниц акмеизма. Стихотворение «Муза» (ученик читает стихотворение «Муза»).

13-й слайд: Футуризм в переводе с латинского языка означает «будущее».

Футуристы отводили себе роль прообраза искусства будущего, разрушали культурные стереотипы. Цель их творчества - побуждение к действию.

14-й слайд: принципы футуризма:

- Футуристы отрицали старое и утверждали новое искусство, считали, что оно призвано преобразить окружающий мир

- Хотели обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)

- Эстетическое бунтарство, эпатаж

- Новые функции искусства как выражения творчества масс

Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.

15-й слайд: Очень ярким представителем футуристов был Владимир Маяковский. Вот, например, его стихотворение «А вы могли бы?» (ученик читает стихотворение «А вы могли бы?»).

16-й слайд: Главными устоями, объединявшими поэтов "новокрестьянской" плеяды,- были любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой.

17-й слайд: Отличительные принципы новокрестьянской поэзии - это

- Поэтизация деревенского быта и сельской природы

- Связь труженика с миром природы и устного творчества

- Чувство неприязни к жизни шумного и душного города

18-й слайд: У истоков новокрестьянской поэзии стоял Николай Клюев. А мы послушаем стихотворение другого представителя этого течения - Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (ученик читает стихотворение).

19-й слайд: Каково же значение Серебряного века?

- Она выражала настроения эпохи

- Искала новые пути в литературе

- Открыла большое количество творческих индивидуальностей

- Активизировала читателя, привлекала его к сотворчеству

20-й слайд: Таким образом, можно сказать, что поэзия конца 19 - начала 20 веков занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века

Учитель литературы: Итак, мы убедились с вами, как много было новых имён в созвездии поэзии «Серебряного века», стремящихся выразить настроение, нерв, музыку эпохи, ищущих новые пути в искусстве, для которых «Жизнь и поэзия - одно…»

А теперь давайте предоставим слово ещё одной группе ребят - «Искусствоведам», которые расскажут о «Серебряном веке» в других видах искусства.

5.Учитель МХК. (Презентация 3) «Серебряный век в живописи».

Учитель: - « Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» писал Леонардо да Винчи.

-Из рассказа предыдущей группы, мы услышали, насколько разнообразна, необычна, интересна была литература. Группе «Искусствоведов» было дано задание - исследовать направления в изобразительном искусстве конца 19-нач 20 в. Предоставим им слово.

(Слайд 2-4)Ученик 1. Прочные позиции удерживали художники Реалисты - представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, М. Нестеров, В. Суриков и др.).

Музыка тоже успешно развивала лучшие традиции русских композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем продолжала поиски в области формы и содержания.

Учитель. Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века! «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» (А.А.Блок).

(Слайд 5-7)Ученик 1. Русские художники конца 19 и начала 20 в. увлеклись импрессионизмом. А.Серов, И.Грабарь, К. Коровин.

(Слайд 8)Ученик 2. Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое общество «Мир искусств».

(Слайд 9-10) Одним из художников этого общества был Н.Рерих.

(Слайд 11)Учитель. Один из современных исследователей отмечал: «Всякий стиль неповторим, но стиль модерн - самый неповторимый среди всех стилей». Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

Ученик 3. Мне кажется, что модерн соединил в себе все направления: романский, готический, классицизм, барокко, русский стиль.

(Слайд 12) Это мы видим в постройках Ф.О.Шехтеля, В.Валькотта.

Учитель. Да, в столицах возводились постройки в стиле модерн, или как его еще называли неоклассицизм.

(Слайд 13)Ученик 3. Мы провели исследования в градостроительстве нашего города, и нашли интересные постройки этого периода. В Симбирске конец 19 - нач. 20 века называли эпохой ФАНТАЗЕРОВ.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения российского архитектора, инженера и дизайнера - Федора Ливчака. В Ульяновске сохранилось более двух десятков его строений.

(Слайд 14) В 2014 году исполняется 150 лет выдающемуся русскому архитектору Августу Шоде.

(Слайд 15)Учитель. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Насколько мы можем понять и «расшифровать» поэтические слова В.Я.Брюсова в стихотворении «Творчество»?

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Ученик 2. Мне кажется, символ можно истолковать словами, но истинный смысл понять нельзя, можно только догадываться.

(Слайд 16) Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров-Водкин.

В созданных образах Михаилом Врубелем нашли отражения не только духовные поиски, но и внутренние противоречия сложного времени, в которое он жил. Реальность, мечта и фантазия переплелись в его полотнах невероятным образом. «Царевна лебедь».

(Слайд 17) «Демон» Врубеля - олицетворяет борьбу мятущегося человеческого духа, страх перед неизвестностью.

(Слайд 18) В домашнем задании опишите, какие символы вы можете увидеть в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?

(Слайд 19) Но символизм в русской живописи не был единым стилем.

«Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»… Чем объясняется многообразие и пестрота направлений в искусстве?

Ученик 2. Наверное, им было интересно экспериментировать, искать новые формы и пути в изобразительном искусстве.

(Слайд 20) Крупнейшие русские художники «авангардисты»: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др., каждый со своим «авторским» стилем.

(Слайд 21-24) В «Абстракционизме» Василия Кандинского отказ от изображения реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность в динамике пятен или объемов. «Цвет - это клавиши; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль» говорил Кандинский. Свои работы он называл «Импрессия 3», «Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209», «Композиция 6» и т.д.

(Слайд 25) «Супрематизм» К.С.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.

(Слайд 26) «Черный квадрат - это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор.

Учитель. Какие же мы сделаем выводы из всего этого многообразия.

(Слайд 32)Ученик. Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.

Ученик. Существовало множество направлений, каждое из которых провозглашало свою идею и стремилось реализовать ее в творчестве. В них и по сей день сложно разобраться.

Учитель МХК: - Ну что ж, ребята, давайте обобщим всё, о чём мы говорили и сделаем выводы. Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца 19 - начала 20 веков получила название «Серебряный век»? Что нового вы узнали для себя на уроке?

-Таким образом, конец 19 - начало 20 веков подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших людей в разных областях искусства, каждый из которых индивидуален и самобытен по-своему. Это был феноменальный расцвет в культуре.

- А теперь проведём небольшое тестирование, которое поможет нам выяснить, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Каждая группа приготовила вопросы, на которые вы ответите вместе внутри своих групп (ответы занести в бланки), затем оцените тесты, оценки выставите в «Оценочные листы» и озвучите результаты работ в группах.

Тестирование. Работа в группах.

Литераторы

Историки

Искусствоведы

1

Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века

2) конец 19 - начало 20 века

3) начало-середина 20 века

К началу ХХ века на тер-ритории Российской империи проживало около:

1) 128,2 млн. человек

2) 22 млн. человек

3)300 млн. человек

1.Какого из художественного объединения начала 20 века не существовало?

1)«Бубновый валет»

2) «Голубая роза»

3) «Пиковая дама»

2

Название какого поэтического течения переводится как «знак»?

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

Основной формой монополий в России в начале ХХ века стали:

1) синдикаты

2) картели

3) тресты

2.Кто из названных русских художников конца 19-начала20 веков не входил в творческое общество «Мир искусства»?

1)А.Н.Бенуа

2)Н.К.Рерих

3)В.В.Кандинский

3

Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм

2) футуризм

1) символизм

Первая российская революция произошла:

1) 1904-1905 гг.

2) 1905-1906 гг.

3) 1905-1907 гг.

3.В начале творческого пути А.Скрябин продолжил традиции группы:

1)«Мир искусства»

2) «Могучая кучка»

3) «Русские сезоны»

4

Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

События 9 января 1905 ода получили название:

1) «Кровавый понедельник»

2) «Кровавая пятница»

3) «Кровавое воскресенье»

4.Картина «Демон» принадлежит кисти художника:

1) А.Серов

2) М.Нестеров

3) М.Врубель

Учитель литературы:

-А теперь оцените результаты тестирования (по одному ученику из группы озвучивают результаты)

- Многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку. Сейчас мы с вами услышим в исполнении Иры Сергеевой и Насти Замалетдиновой романс «Не жалею, не зову, не плачу…» на стихи Сергея Есенина.

8. Домашнее задание.

1) по литературе:

а) индивидуальное задание - подготовить презентацию-рассказ о поэтах «Серебряного века» (о Блоке, Маяковском, Есенине, Ахматовой);

б) заполнить сравнительную таблицу об основных течениях модернизма по аналогии.

Интегрированный урок 9 класс «Культура конца 19 - нач. 20 века»

2) по истории: по выбору:

а) составить кроссворд по теме «Культура России конца 19 - начала 20 веков»;

б) написать план по теме «Культура России конца 19 - начала 20 веков».

3) по МХК: по выбору:

а) Перечислите символы, использованные в картине Петрова-Водкина «Купание Красного коня»?

б) Можно ли говорить о «музыкальности» живописи Врубеля и «живописности» музыки Скрябина?

9. Рефлексия.

Учитель литературы - Ребята, на этом наш урок окончен. Всем спасибо. Каждый из вас получит за работу оценку после того, как вы сдадите свои «Оценочные листы».

Учитель МХК- А в заключение нам всем хотелось бы узнать, как вы оцениваете себя. Поэтому выберите, пожалуйста, из 2-х квадратов Малевича -чёрный и красный - один, который охарактеризовал бы вашу работу и эмоциональное состояние сегодня на уроке.

На обратной стороне доски помещены иллюстрации чёрного и красного квадрата Малевича. Учащиеся прикрепляют свой магнитик рядом с той картиной, которая соответствовала их настроению на уроке.

© 2010-2022