Историческое значение Великого Шелкового пути на развитие туризма на Мангышлаке

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Мангистауской области

Средняя школа №5 города Актау



Автор работы: Эдилханлы Ниджата ученик 8 класса

Тема научной

работы: Историческое значение Великого Шелкового пути на

развитие туризма на Мангышлаке

Направление : Исторические памятники казахстана и

перспективные туристические машруты

Секция: История

Научный

руководитель: учитель истории средней школы №5 города Актау

Ирсакова Салтанат Рахметовна


















Актау - 2015

В мире много интересного и необычного. Со временем необычное становится обычным, но остается не менее важным и интересным для человечества. Таковым является Великий шёлковый путь, который оказал огромное влияние на развитие геополитики, экономики, культуры и религиозных отношений на огромном субконтиненте Евразия.

Шелковый путь - это система караванных путей, связывавших на протяжении более тысячи лет культурные центры огромного пространства материка между Китаем и Средиземноморьем. Сам термин был впервые введен в научный оборот немецким географом и геологом В. Рихтгофеном в 70-е гг. XIX в. для обозначений связей между дальневосточным и западным миром и оказался чрезвычайно удачным и общепринятым. Со II в. н.э. шелк стал главным товаром, который везли китайские купцы в дальние страны[1]

На Востоке говорят: "сидящий - циновка, идущий - река". Движение - это жизнь, и путешествие, познание мира всегда было движущей силой прогресса.

История сохранила сведения о множестве древних путей. По ним продвигались большие армии, расположенные вдоль них города подвергались нападениям; в мирное же время эти пути служили связующими нитями политической, торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы.

До XVI века огромное значение в развитии историко-культурных связей и торговли между народами Востока и Запада играл широко известный в древнем мире Великий шёлковый путь. Он возник во II в. до н. э. Задолго до его образования на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали различные пути для торгово-экономических целей.

Цель моей работы:

1.Расскрыть роль Великого Шелкового пути в развитие международных связей и культуры Казахстана со странами Средиземноморья и Европы.

2. Рассмотрение развития и оценка роли Великого Шелкового пути на развитие туризма на Мангыстау.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть географическое положение и историю развития Великого Шелкового пути;
- показать влияние Великого Шелкового пути на развитие туризма на Мангышлаке;
• Объектом написания проекта является Великий Шёлковый путь, так как именно он нуждается в возрождении и играет важную роль в развитии торговли и туризма в Мангистауской области.
• Предметом исследования является Великий Шёлковый путь и развитие туризма в Мангистауской области.
• Данная научная работа состоит из введения, исследовательской части, заключения и списка использованных источников.

Актуальность темы:
Привлекательной стороной туризма и путешествий, а также отдыха и рекреации на природе являются две основные составляющие - это историко-культурные ценности и эстетическая привлекательность мест отдыха. Они являются и смыслом, и мотивом путешествия, обеспечивают развитие инфраструктуры. Природно-географические и культурно-исторические условия Мангистауской области в силу своего геополитического положения и особенностей исторического развития, располагают необходимыми ресурсами для развития в регионе экологического туризма. Природные богатства Мангышлака, с его неповторимой по красоте пустынной местностью, тысячами гор, живописных каньонов и ущелий, оврагов, барханов и песчаных пляжей, привлекательны для экологического туризма, обладают большими рекреационными возможностями.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII-XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI-VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-Кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Византии. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется.

Мангышлак имеет богатую историю. Археологами были найдены многочисленные памятники древнего палеолита.

Много некрополей средних веков. На Мангышлаке некрополи святых принадлежат в основном роду адай и туркменским племенам.

В Средние века Мангышлак и Устюрт служили «торговыми воротами» между Востоком и Западом.

В исторических работах есть упоминания о том, что был средний и северный путь. Средний путь выходил на северное побережье Каспийского моря (территория северо-западного Казахстана), и дальше, огибая Каспийское море, выходил на Нижнюю и Среднюю Волгу. Затем вверх по Волге и ее притокам находилось большое разветвление, и далее путь шел налево вниз на Юг (северный Кавказ, Предкавказье, Закавказье), через Большой Кавказский хребет, выходя на территорию Византии. Данный маршрут вплотную проходил по территории прикаспийского региона, являясь вторым основным маршрутом. На всем протяжении Великого шелкового пути это самый оживленный перекресток. На его маршруте часто торговали, имели политические, экономические и культурные интересы представители прикаспийского региона, торговцы, воины, политики, деятели культуры. Северный путь проходил по соседству со Средним на протяжении примерно 6-8 тысяч километров. Он выходил на уровень нижней и средней Волги, но в отличие от Среднего пути, который потом поворачивал на юг, Северный путь, перейдя Волгу, разветвлялся и шел прямо на запад.

От этой караванной торговли остались многочисленные археологические памятники: развалины караван-сараев, в которых останавливались караваны, остатки стен и крепостей, которые обороняли ценный груз от грабителей, многочисленные находки остатков товаров, которые перевозились по караванной трассе. Об исследованиях раннесредневекового караванного пути рассказывает археолог из Актау Андрей Астафьев

Шелковый путь - еще один интереснейший туристский маршрут. Он проходил через всю территорию Мангистау с юга на север, северо-запад, через плато Устюрт, Шетпинские ворота в Мангистауских горах к побережью Каспия на полуострове Тупкараган и Бузачи. Две тысячи лет существовал Великий Шелковый путь, который соединял Восток и Запад. Мир потрясали кровавые войны и опустошительные эпидемии, исчезали целые народы и государства и только Великий Шелковый путь оставался вечным и неизменным. Мангистау лежал на одном из оживленных перекрестков международной торговли. Здесь проходила перевалка грузов с суши на море и обратно. Караваны нередко перевозили огромные ценности, поэтому их сопровождали конвои. Не просто было принимать караваны, размещать людей и животных, обеспечивать их водой и питанием. Иные караваны были прямо-таки гигантских размеров. В 921 году, например, через Мангистау из Багдада в Булгар на Каме проследовал караван, насчитывающий 3000 вьючных верблюдов, около 5000 купцов, ремесленников, странствующих монахов-дервишей. Торговые караваны насчитывали несколько тысяч навьюченных верблюдов. Время нахождения каравана в пути от Ургенча до Кызылкалы, важного перевалочного пункта на маршруте, составляло примерно 25 дней и еще 10-12 дней - до Итиля.[4]

Оживление караванной торговли способствовало развитию городов. Один из них, город Мангышлак, стоял на берегу залива Сарыташ, Кетык - на Тупкарагане. Первые упоминания об этих городах относятся к XVIII веку. На полуострове Бузачи, на побережье, стоял город Кабаклы. В районе современного поселка Курык находился славный город Алта, его дворцы окружала зелень, вдоль улиц струились арыки. А вдоль всего караванного пути, на расстоянии одного дневного перехода, как правило, строились караван-сараи с прислугой и гарнизоном. И на всем пути были колодцы. Одним из таких крупных караван-сараев, разросшихся в города, является Шеркала, развалины которого находятся в 18 км к северу от поселка Шетпе. На караванном пути этот город простоял свыше 800 лет. Это крупное городище, расположенное месту поселком Шетпе, где есть колодцы Керт, и заливом Кочак. Вызывает удивление географическое месторасположение Кызылкалы в стороне от известных караванных дорог Мангыстау. Дороги пролегали юго-западнее Кызылкалы и выходили на побережье Тупкараганского полуострова. Только на карте восточного побережья Каспийского моря, составленной в 1902 году есаулом Давыдом Ливкиным, указан путь от от колодцев Керт через развалины крепости (Кызылкала?), колодец Торыш, кочевье Тюб-кудук, гору Имды-курган на берег залива Кочак. На побережье залива была пристань Старый Мангышлак. Основанный для отдыха и отправки в дальнейший путь торговцев многочисленных караванов, Кызыл-Кала вскоре превратился в важнейший центр. Археологи обнаружили, что его население жило в основном за счет земледелия. Ученые нашли множество обломков жерновов, фрагменты жатвенных серпов. Исследователи раскопали даже каналы, по которым в город текла вода. О высоком развитии и богатстве Кызыл-Калы свидетельствуют и другие находки.

Шелковый путь способствовал развитию торговли и многих институтов (правил) рыночного хозяйства.

Способствовал развитию международного географического разделению труда. Из Китая в Европу шли шёлк, шёлк - сырец, фарфор, ковры, чай, бумага, порох; из Южной и Юго-Восточной - специи и пряности; из Ближнего Востока и Центральной Азии - шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры. Покупая дорогие восточные товары европейцы не могли предложить равного по качеству товара и были вынуждены платить золотом и серебром. Происходила перекачка драгоценных металлов из Европы на Восток. Добиться конкурентности своих товаров Европе удалось после промышленной революции.

Закладывались основы финансовой системы мира. Регулярное заключение крупных торговых сделок между купцами требовало использование общепризнанных денежных знаков. Например, золотые византийские и серебряные арабские монеты признавались по всему ВШП. Когда денег не хватало, использовали бартерные сделки (товар на товар), а деньгами оплачивали товар в розницу. Так как большие суммы возить было небезопасно, с 10 века стали использовать чеки в обмен на деньги в тех городах, где работали очень надёжные и проверенные люди банкира- менялы.

В 1987 году на XXIV сессии ЮНЕСКО был одобрен Международный проект по комплексному исследованию Великого Шелкового пути. В нем приняли участие Греция, Португалия, Египет, Италия, Китай, Индонезия, Монголия, Оман. Осуществляются две крупные программы: «Человек, окружающая среда, ресурсы земли и морей» и проект «Культура и будущее». В связи с реализацией этого проекта в 1991 году в Казахстане был создан Национальный комитет «Жибек жолы».

Наиболее увлекательным туристическим маршрутом является путешествие по Великому Шелковому пути, простирающемуся с юга на север через Мангистаускую область и дальше на северо-запад к Устюртскому плато через Шетпинские ворота к побережью Каспия… Сегодня, когда усилиями многих государств мира решено возродить к новой жизни Великий Шелковый путь, все большее число людей проявляет живой интерес к истории этой древней транснациональной торговой магистрали, к уникальным памятникам древнего зодчества, не утраченным духовным ценностям.

Основными факторами, сдерживающими развитие туризма в Мангистауской области по Великому Шелковому пути, являются:

- недостатокинвестиций и затянувшийся процесс модернизации;

- отставание развития туристической инфраструктуры от потребностей отрасли;

- относительнокороткий курортный сезон и отсутствие программ его продления, предусматривающихмеры по заполнению курортов в июне и сентябре, развитие зимних видов отдыха;

- недостаточно широкий ассортимент предоставляемых туристических услуг и несоответствие их качества цене;

- отсутствие профессиональных организаций курортно-рекреационного сектора.

Основными конкурентами для Казахстана на рынке курортно-рекреационного туризма являются Турция, Кипр, Греция, Таиланд, курорты Черного моря.

Туризм в Мангистауской области находится на начальном этапе развития. Ни на внутреннем, ни на внешнем рынках туризма Мангистауская область не воспринимается как направление для отдыха. Но туристический потенциал нашего края велик: море, потрясающей красоты ландшафты, множество исторических памятников.

Мангистау - край своеобразной красоты, по которому когда-то шли караваны Великого Шекового пути. Мангистау принадлежит к тем краям, которые живут активной жизнью и имеют незаурядную историю. Специалисты утверждают, что около 30% уникальных памятников истории и культуры Казахстана сосредоточено в этих местах. Многочисленные архитектурные, исторические памятники, каменные изваяния человека, оригинальные находки на раскопках крепостей Шеркала и Кзыл-кала культурное наследие народа, населявшего территорию области, уже не один десяток лет привлекают историков, археологов из ведущих исследовательских центров мира. Здесь проходил Великий Шелковый путь, который сыграл огромную роль в истории развития мировой цивилизации. В средние века Мангистау и Устюрт стали воротами торгово-экономической связи между Востоком и Западом. Полуостров с трёх сторон омывается Каспийским морем. Не утратил Мангистау своей экономической, географической и политической значимости и в наше время.



© 2010-2022