Рабочая программа по истории (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа имени героя Советского

Союза Сунагатуллина Жавдата Гумурзаковича села Имангулово

муниципального района Учалинский район

республики Башкортостан



«СОГЛАСОВАНО» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ__________________

__________________ на заседании ШМО учителей Директор школы Астанова М.Г.

Заместитель директора по УВР Протокол заседания №_____ Приказ №_____________________

Хилажева Т.Ф. Руководитель ШМО «___»__________________2016г

ФИО____________________

«__»____________2016


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету: История Древнего мира

для 5 класса



Учитель: Янтурин Д.М.

с.Имангулово

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории в 5-классе (базовый уровень)


Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

- с авторской программой по истории для 5 класса - Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, А.В. Ревякин и др. - М.: Просвещение, 2015.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Цели и задачи изучения Истории Древнего Мира.

В учебном курсе «История Древнего Мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религии - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе своих знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по Истории Древнего Мира для 5 класса составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Место учебного предмета «История Древнего мира» в образовательном процессе.

Учебный предмет «История» входит в образовательную область «Гуманитарных наук». Авторская программа по истории - авторы: В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, А.В. Ревякин, Е.Ю. Сергеев, Т.В. Коваль предусматривает изучение Истории в 5 классе в объёме 68 часов в год (2 часа в неделю). Календарный годовой график школы рассчитан на 34 учебные недели, поэтому рабочая программа по истории для 5 класса составлена на 68 часа (2 часа в неделю).

Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен требованиями ФГОС по истории основной общей школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Предметные результаты:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-различать причину и следствие исторических событий, явлений;

-выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).










Содержание учебного предмета.


Количество

часов по авторской программе

Количество

часов по рабочей программе

1

Тема 1. Зачем изучать историю

1

2

2

Раздел I. От первобытности к цивилизации

Тема 2. Предыстория человечества. Первобытный период.

6

6

3

Повторение

1

1

4

Раздел II. Древний Восток

Тема 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии

Тема 4. Древний Египет

Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности

Тема 6. Великие военные империи Ближнего Востока

Тема 7. Древняя Индия

Тема 8. Древний Китай

Повторение

20

3

4

3

3

2

2

1

20

3

4

3

3

2

2

1

5

Раздел III. Античность

Часть 1. Древняя Греция

Тема 9. Древнейшая Греция

Тема 10. Полисы Греции и древнегреческая демократия

Тема 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией

Тема 12. Расцвет Греции

Тема 13. Упадок Греции. Рождение нового мира

Повторение

Раздел 2. Древний Рим

Тема 14. Ранний Рим

Тема 15. Поздняя республика

Тема 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики

Тема 17. Возникновение и расцвет Римской империи

Тема 18. Поздняя империя

Повторение

40

21

6

3

2

6

3

1

19

5

2

4

5

2

1

40

21

5

4

2

5

3

1

19

5

2

4

5

2

1

6

Итоговое повторение

2

2

Итого:

68

68


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-различать причину и следствие исторических событий, явлений;

-выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).





Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Дата проведения

Примечания


план

факт

1

1

Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого.

2

1

Счет лет в истории.

3

1

Древнейшие люди.

4

1

Появление «человека разумного».

5

1

Зарождение религии и искусства.

6

1

Древние земледельцы и скотоводы.

7

1

От неолита к медному веку.

8

1

Первые очаги цивилизаций

9

1

Зачем изучать историю. Предыстория человечества. Первобытный период.

10

1

Шумер: рождение цивилизации.

11

1

Культура Шумера.

12

1

Древний Вавилон.

13

1

Страна на берегах Нила и ее жители.

14

1

Мир пирамид.

15

1

Могущество Древнего Египта.

16

1

Верования древних египтян.

17

1

Финикия-страна мореплавателей.

18

1

Древняя Палестина.

19

1

Библейские пророки.

20

1

Ассирийская империя.

21

1

Нововавилонское царство.

22

1

Древняя Персия - «страна стран».

23

1

Ранние цивилизации Древней Индии.

24

1

Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.

25

1

Первые китайские государства.

26

1

Древняя мудрость и изобретения китайцев.

27

1

Древний Восток.

28

1

Территория, природа и население Греции.

29

1

Боги и герои древних греков.

30

1

Первые государства на Китае. Минойская цивилизация.

31

1

Ахейская Греция.

32

1

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

33

1

Возникновение полиса.

34

1

Великая греческая колонизация.

35

1

Зарождение демократии в Афинах.

36

1

Древняя Спарта.

37

1

Начало Греко-персидских войн.

38

1

Окончание Греко-персидских войн.

38

1

Афины при Перикле.

39

1

Греческая архитектура эпохи классики.

40

1

Философия, наука, образование.

41

1

Олимпийские игры.

42

1

Жизнь в греческом городе.

43

1

Греция подчиняется Македонии.

44

1

Александр Македонский и завоевания.

45

1

Мир после завоеваний Александра Македонского.

46

1

Древняя Греция.

47

1

Предшественники римлян.

48

1

Рим эпохи царей.

49

1

Ранняя Римская республика.

50

1

Римская семья: нравы и религия.

51

1

Рим завоевывает Италию.

52

1

Пунические войны.

53

1

Рим превращается в мировую державу.

54

1

Земельные реформы братьев Гракхов.

55

1

Рабство в Древнем Риме.

56

1

Гибель Римской республики.

57

1

Диктатура Юлия Цезаря

58

1

Рим становится империей.

59

1

Преемники императора Августа.

60

1

Возникновение христианства.

61

1

«Золотой век» Римской империи.

62

1

Римляне в повседневной жизни.

63

1

Римская империя в 3- начале 4 века.

64

1

Падение Западной Римской империи

65

1

Древний Рим.

66

1

Итоговое повторение курса «история Древнего мира»

67

1

Итоговая контрольная работа по курсу «история Древнего мира»

68

1

Итоговое повторение курса «история Древнего мира»



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе . - М.: Просвещение, 2015 г.

  2. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажер - М.: Просвещение, 2015 г.

  3. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-экзаменатор - М.: Просвещение, 2015 г.

  4. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Поурочное те6матическое планирование - М.: Просвещение, 2015 г.

  5. Арсланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. - М.: Вако, 2011 г.

  6. Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. - М.: Вако, 2005 г.

  7. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. - М: Планета, 2012 г.

  8. Папченкова И.В. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Планета, 2012 г.




© 2010-2022