Итоговая комплексная работа на межпредметной основе за 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе за 6 класс.

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

1.1.Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Главная тема текста

Текст

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами…. После этого он послал по всему городу сказать: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел (он) с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там….(Князь) был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры (идолы).

крещение Руси

праздник Перуна

чествование князя

почитание идолов


2. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлено правильное соответствие имени князя и главнойтемы текста

Текст

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами…. После этого онпослал по всему городу сказать: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел (он) с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там….(Князь) был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры (идолы).

Владимир - крещение Руси

Олег - захват Киева

Игорь - поход на Константинополь

Ольга - расправа с древлянами

1.2. Умение выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию или общему смыслу текста.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Заголовок, соответствующий содержанию текста

Текст

«…И пришел в реку Неву и стал в устье Ижоры, желая захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую…

И пошел князь на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына….

И пришел на них в воскресенье 15 июля, и была сеча великая со шведами, избили множество шведов, и самому королю нанес князь рану на лице острым своим мечом».

Невская битва

Битва со шведами

Мужественные воины

Сеча великая

2. Задание повышенного уровня

Дополните

Предложение, в котором отражено главное содержание текста представлено под номером … .

Текст

«(1)И пришел в реку Неву и стал в устье Ижоры, желая захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую… (2)И пошел князь на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. (3)Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына…. (4)И пришел на них в воскресенье 15 июля (1240), и была сеча великая со шведами, избили множество шведов, и самому королю нанес князь рану на лице острым своим мечом.»

Правильные варианты ответа: 4, четыре


1.6. Умение находить в тексте требуемую информацию.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Элемент текста, подтверждающий мысль, что «князь бесстрашный воин»

Текст

«…И легко ходил в походах… и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник(кусок плотного войлока), с седлом в головах…. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы»…(Хочу на вас идти).

И пошел (он) на греков, и вышли те против русских… и сказал (князь):

- Так не посрамимземли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имам. Если же побежим, срам нам будет…, я пойду впереди вас…»

Правильные варианты ответа:много воевал.

2. Заданиебазового уровня

Отметьте правильный ответ

Элемент текста, в котором говорится о завоевательных походах князя

Текст

«…И легко ходил в походах… и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник(кусок плотного войлока), с седлом в головах…. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы»…(Хочу на вас идти).

И пошел (он) на греков, и вышли те против русских … и сказал (князь):

- Так не посрамимземли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имам. Если же побежим, срам нам будет…, я пойду впереди вас…»

легко ходил в походах, много воевал

не имел он и шатра

спал, подослав потник

посылал в иные страны

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Элемент текста, в котором говорится, по каким правилам князь вел военные действия

Текст

«…И легко ходил в походах… и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник(кусок плотного войлока), с седлом в головах…. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы»…(Хочу на вас идти).

И пошел (он) на греков, и вышли те против русских … и сказал (князь):

- Так не посрамимземли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имам. Если же побежим, срам нам будет…, я пойду впереди вас…»

Предупреждал своих врагов о начале военных действий против них:«Иду на вы».

Боялся врагов, поэтому говорил:«Иду на вы».

Вместо себя посылал других: «…вышли те против русских…»

Ничего не имел: «Не имел он и шатра».

4. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Элемент текста, в котором говорится о том, как князь вел себя в сражении

Текст

«…И легко ходил в походах… и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник(кусок плотного войлока), с седлом в головах…. И посылал в иные страны со словами: «Иду на вы»…(Хочу на вас идти).

И пошел (он) на греков, и вышли те против русских … и сказал (князь):

- Так не посрамимземли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имам. Если же побежим, срам нам будет…, я пойду впереди вас…»

сражался вместе с воинами, был впереди, лучше смерть, чем позорное бегство

не имел шатра, спал, подослав потник

посылал в иные страны

в походах не возил за собой возов

1.9. Различать темы и подтемы специального текста.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Основная тема текста

Текст

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; в сторожей сами наряживайтесь, и ночью, расставив стражу со всех сторон,около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не держали путьпо своим землям, не давайте причинить вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всегочтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей или питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым или злым.Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.»

правила поведения

правила этикета

поведение за столом

оценка поведения

2. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором верно указаныподтемы текста


Текст

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; в сторожей сами наряживайтесь, и ночью, расставив стражу со всех сторон,около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не держали путьпо своим землям, не давайте причинить вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всегочтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей или питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.»

необходимость соблюдения законов и традиций во всех сферах жизни людей

правильное поведение за столом, с друзьями, в походах

уважительное отношение к гостям, путникам, почитание старших

бережное отношение к сёлам, землям, посевам, прославление человека

1.12. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Событие, имеющее различные точки зрения в истории

Текст

«О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманами (северными людьми), выходцами из Скандинавии. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманов, называли их «роутси», отсюда «росы» или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы - это та часть норманов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык, обычаи. Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова «русь». Некоторые считают, что русы - это выходцы с Балтийского поморья, заселённого славянскими племенами. Часть историков доказывают, что слово «русь» пришло из Поднепровья, где по берегам реки рось жило племя русичей(росичей).»

происхождение первых русских князей

происхождение норманов

происхождение русских рек

происхождениеБалтийского моря

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Событие, имеющее различные точки зрения в истории

Текст

О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманами (северными людьми), выходцами из Скандинавии. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманов, называли их «роутси», отсюда «росы» или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы - это та часть норманов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык, обычаи. Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова «русь». Некоторые считают, что русы - это выходцы с Балтийского поморья, заселённого славянскими племенами. Часть историков доказывают, что слово «русь» пришло из Поднепровья, где по берегам реки рось жило племя русичей(росичей).

происхождение слова «русь»

происхождение норманов

происхождение русских рек

происхождениеБалтийского моря

3. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Событие, имеющее различные точки зрения в истории

Текст

О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманами (северными людьми), выходцами из Скандинавии. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманов, называли их «роутси», отсюда «росы» или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы - это та часть норманов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык, обычаи. Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова «русь». Некоторые считают, что русы - это выходцы с Балтийского поморья, заселённого славянскими племенами. Часть историков доказывают, что слово «русь» пришло из Поднепровья, где по берегам реки рось жило племя русичей (росичей).

происхождение слова «русь»

происхождение первых русских князей

происхождение норманов

происхождение русских рек

происхождение Балтийского моря

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд событий, имеющихразличные точки зрения в истории

Текст

О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, нам рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет». Но до сих пор историки не могут прийти к единому мнению по поводу происхождения первых русских князей и самого слова «русь». Многие историки считают, что они были норманами (северными людьми), выходцами из Скандинавии. Финно-угорские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам норманов, называли их «роутси», отсюда «росы» или «русы». Вслед за финнами это название стали употреблять восточные славяне. Русы - это та часть норманов, которая осела в землях восточных славян. Проживая рядом со славянами, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали их язык, обычаи. Но не все историки поддерживают мнение о скандинавском происхождении первых русских князей и слова «русь». Некоторые считают, что русы - это выходцы с Балтийского поморья, заселённого славянскими племенами. Часть историков доказывают, что слово «русь» пришло из Поднепровья, где по берегам реки рось жило племя русичей(росичей).

происхождение первых русских князей,происхождение слова «русь»

происхождение норманов, происхождение слова «русь»

происхождение русских рек, происхождениеБалтийского моря

происхождение Поднепровья, происхождение первых русских князей

5. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд событий, расположенных в одном веке на ленте времени

Текст

(1)После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга (945-957г.). Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшемисключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани. Это была первая государственная реформа - важное изменение в жизни людей.

(2)Избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Время княжения Ярослава (1019-1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого.

(3)После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь (912-945). Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.

(4)В результате усобицы, которая вспыхнула после гибели Андрея Боголюбского и длилась больше года,на княжеском столе оказался младший брат АндреяВсеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212).Всеволод продолжил дело старшего брата.Он первым присвоил себе титул великого князя владимирского.

1, 3

3, 2

2, 4

4, 3


  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретацияинформации.

2.4. Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Довод в тексте, объясняющий состав войска короля

Текст

«Никто не платил королю податей. Король не имел казны и не держал войска на жаловании. Король не знал, что делается в разных частях страны. Споры и тяжбы решались помимо него.

Вся сила короля опиралась на дружину. Это были личные слуги, отдавшиеся под покровительство. Король стремился привлечь их к себе как можно больше. Награждались они натурой, то есть кормились при его дворе либо получалииз его поместий участки земли, право охоты в лесу, рыбной ловли в озере, право собирать у моста, в гавани, в горном проходе часть провозимых товаров.

Король жил со своим двором, как крупный помещик, избегая больших городов. Потомки Хлодвига, из династии длинноволосых, никогда не стригшихся Мировингов, странствовалисо своими многочисленными свитами из одного имения в другое, проживая в каждом по два, по тримесяца, пока не уничтожались все заготовленные на месте запасы.»

личные слуги короля

потомки Хлодвига

многочисленная свита

воины из других городов

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Довод в тексте, объясняющий на кого опирались короли франков при управлении государством

Текст

«Никто не платил королю податей. Король не имел казны и не держал войска на жаловании. Король не знал, что делается в разных частях страны. Споры и тяжбы решались помимо него.

Вся сила короля опиралась на дружину. Это были личные слуги, отдавшиеся под покровительство. Король стремился привлечь их к себе как можно больше. Награждались они натурой, то есть кормились при его дворе либо получалииз его поместий участки земли, право охоты в лесу, рыбной ловли в озере, право собирать у моста, в гавани, в горном проходе часть провозимых товаров.

Король жил со своим двором, как крупный помещик, избегая больших городов. Потомки Хлодвига, из династии длинноволосых, никогда не стригшихся Мировингов, странствовалисо своими многочисленными свитами из одного имения в другое, проживая в каждом по два, по тримесяца, пока не уничтожались все заготовленные на месте запасы.»

на дружину

на торговцев

на крестьян

на помещиков

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены номера абзацев, подтверждающие довод о том, на кого опирались короли франков при управлении государством

Текст

(1)«Никто не платил королю податей. Король не имел казны и не держал войска на жаловании. Король не знал, что делается в разных частях страны. Споры и тяжбы решались помимо него.

(2)Вся сила короля опиралась на дружину. Это были личные слуги, отдавшиеся под покровительство. Король стремился привлечь их к себе как можно больше.

(3)Награждались они натурой, то есть кормились при его дворе либо получалииз его поместий участки земли, право охоты в лесу, рыбной ловли в озере, право собирать у моста, в гавани, вгорном проходе часть провозимых товаров.

(4)Король жил со своим двором, как крупный помещик, избегая больших городов. Потомки Хлодвига, из династии длинноволосых, никогда не стригшихся Мировингов, странствовалисо своими многочисленными свитами из одного имения в другое, проживая в каждом по два, по тримесяца, пока не уничтожались все заготовленные на месте запасы».

2; 3

3; 1

1; 2

Нет правильного ответа

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены номера абзацев, подтверждающие довод о том, в чем состояли особенности управления государством франкскими королями


Текст

(1)«Никто не платил королю податей. Король не имел казны и не держал войска на жаловании. Король не знал, что делается в разных частях страны. Споры и тяжбы решались помимо него.

(2)Вся сила короля опиралась на дружину. Это были личные слуги, отдавшиеся под покровительство. Король стремился привлечь их к себе как можно больше.

(3)Награждались они натурой, то есть кормились при его дворе либо получалииз его поместий участки земли, право охоты в лесу, рыбной ловли в озере, право собирать у моста, в гавани, в горном проходе часть провозимых товаров.

(4)Король жил со своим двором, как крупный помещик, избегая больших городов. Потомки Хлодвига, из династии длинноволосых, никогда не стригшихся Мировингов, странствовалисо своими многочисленными свитами из одного имения в другое, проживая в каждом по два, по тримесяца, пока не уничтожались все заготовленные на месте запасы.»

1, 4

1, 2

2, 3

4, 2


2.5.Делать выводы из сформулированных посылок.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Вывод, который можно сделать согласно тексту

Текст

Лица ручного труда, т.е. столяры, работники по мрамору и гипсу и прочие, не должны бросать ту работу, о которой условились и за которую получили задаток; все они не имеют права переходить на другую работу, пока полностью не закончат первую.

Те, кто возводит стены, внутренние арки, должны использовать все меры предосторожности и всю свою опытность, чтобы фундамент не оказалсянепрочным или чтобы постройка не получилась кривобокой или с неравными сторонами. Если здание обрушится в течение десяти лет не вследствие господнего гнева, то строитель должен восстановить это здание на собственные средства.

о специальностях людей

о жизни людей

о религии людей

о воспитании людей

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Вывод, который можно сделать согласно тексту


Текст

Священный долг королей - мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряюти столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большею и большеюяростью. Пример тому - Томас Марль, человек отчаянный. Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели. Вто время, когда Людовик(король) был занят войнами, он, не страшась разоряли, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады, ни клиру, ни народу. Все истреблял, все губил, даже два лучших селения у монастыря св. Иоанна Ланскогоотнял.

офеодальнойраздробленности

о разорении церквей

о войне за Отечество

обуничтожении монастырей

3.Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором приведены признаки, подтверждающие вывод о развитии разнообразных ремёсел в Византии

Текст

Лица ручного труда, т.е. столяры, работники по мрамору и гипсу и прочие, не должны бросать ту работу, о которой условились и за которую получили задаток; все они не имеют права переходить на другую работу, пока полностью не закончат первую.

Те, кто возводит стены, внутренние арки, должны использовать все меры предосторожности и всю свою опытность, чтобы фундамент не оказалсянепрочным или чтобы постройка не получилась кривобокой или с неравными сторонами. Если здание обрушится в течение десяти лет не вследствие господнего гнева, то строитель должен восстановить это здание на собственные средства.

лица ручного труда; те, кто возводит стены, внутренние арки

не имеют права переходить на другую работу, лица ручного труда

те, кто возводит стены; не должны бросать работу

использовать всю свою опытность; работники по мрамору

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором приведены признаки, подтверждающие вывод о феодальной раздробленности согласно тексту

Текст

Священный долг королей - мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряюти столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большею и большеюяростью. Пример тому - Томас Марль, человек отчаянный. Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели. Вто время, когда Людовик(король) был занят войнами, он, не страшась разоряли, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады, ни клиру, ни народу. Все истреблял, все губил, даже два лучших селения у монастыря св. Иоанна Ланскогоотнял.

войны феодалов между собой, разорение простого народа

улучшение положения народных масс, обогащение феодалов

обогащение феодалов, обнищание народа

улучшение жизни простого народа,войны феодалов между собой

2.6. Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Главная мысль,которую автор выразил в тексте

Текст

Мекка, город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но её мало.Там есть плантации финиковых пальм.

ОтМекки до Медины дорога каменистая, мы шли восемь дней.В тот год в Мекке был недород и четыре мена хлеба продавали за один нишапурский динар.

Климат в Мекке чрезвычайно жаркий.В конце января я видел там свежие огурцы, бадренгиибаклажаны.В конце марта старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать набазарах. В середине апреля появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.

о жизни и занятиях жителей Аравии

о месторасположении города

об отношениях людей друг к другу

о расстоянии между городами

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Заключение о намерении автора показать почему в Древнерусском государстве князья устраивали пиры

Текст

«В великокняжении Владимира не было недостатка ни в плодах, но во вкусных яствах: рыба, дичь и мясо были в изобилии. Однажды на пиру его находилосьтриста вар ( бочек) мёду, и он велел развозить ещё по городу в телегах хлебы, мясо, дичь, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках и угощать всех…

Пиры были тогда в обыкновении, и не было праздников для богатых без угощения для бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними. Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца».


пиры были в обыкновении

не было других праздников

угощали всех

угощали только бедных

3. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Заключение,о каком храме автор хотел рассказать в тексте

Текст

Там есть храм святой Софии, и там живет греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов.Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления (при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения.

храм Святой Софии

Десятинная церковь

Софийский собор

мечеть

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Заключение о том, что автор хотел рассказать в следующем тексте

Текст

Мекка, город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но её мало.Там есть плантации финиковых пальм.

ОтМекки до Медины дорога каменистая, мы шли восемь дней.В тот год в Мекке был недород и четыре мена хлеба продавали за один нишапурский динар.

Климат в Мекке чрезвычайно жаркий.В конце января я видел там свежие огурцы, бадренгиибаклажаны.В конце марта старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать набазарах. В середине апреля появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.


о климате, почвах, растительности, занятиях жителей

о месторасположении города, об отношениях людей друг к другу

о расстоянии между городами,военных действиях

о главных городах Аравии, отсутствиихороших дорог

5. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Заключение о намерении автора показать, как пировали князья и дружинники

Текст

«В великокняжении Владимира не было недостатка ни в плодах, но во вкусных яствах: рыба, дичь и мясо были в изобилии. Однажды на пиру его находилосьтриста вар (бочек) мёду, и он велел развозить ещё по городу в телегах хлебы, мясо, дичь, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках и угощать всех…

Пиры были тогда в обыкновении, и не было праздников для богатых без угощения для бедных. Сами великие князья потчевали гостей; ели и пили вместе с ними. Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца».

вельможи и знаменитые вместе с людьми всякого сословия

на природе, князь отдельно от всех

вельможи и знаменитые вместе, а простой люд отдельно

князь вместе с бедными, а богатые отдельно

6. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Заключение о намерении автора показать,чем поразил храм автора путевых заметок

Текст

Там есть храм святой Софии, и там живет греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов.Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления (при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения.

богатое убранство, множество изделий из золота и серебра, наличие ипподрома

множество алтарей, красивая природа

множество колонн и лампад, великие зрелища

там живет греческий папа

3. Работа с текстом: оценка информации.

3.1. Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Дата события, описанного в тексте, на основе знаний, приобретенных при изучении учебного предмета «История»

Текст

«Во-первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей.

Во-вторых, в отношении прочих князейВладимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода, он держался властно и повелительно.

В- третьих, Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, он оставил после себя несколько сыновей…. При этом в своем завещании он выразился так: «а погрехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов, второй сын его, Юрий, считал себя наследником своего брата, как в московскихземлях, так и в великом княжении».

1380 г.

1242 г.

1240 г.

1410 г.

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Местособытия, описанного в тексте, на основе знаний, приобретенных при изучении учебного предмета «История»

Текст

«Во-первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей.

Во-вторых, в отношении прочих князейВладимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода, он держался властно и повелительно.

В- третьих, Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, он оставил после себя несколько сыновей…. При этом в своем завещании он выразился так: «а погрехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов, второй сын его, Юрий, считал себя наследником своего брата, как в московскихземлях, так и в великом княжении».

Куликовская битва

Ледовое побоище

Невская битва

Полтавская битва

3. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Дата события, описанного в тексте, и имя князя на основе знаний, приобретенных при изучении учебного предмета «История»

Текст

«Во-первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей.

Во-вторых, в отношении прочих князейВладимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода, он держался властно и повелительно.

В- третьих, Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, он оставил после себя несколько сыновей…. При этом в своем завещании он выразился так: «а погрехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов, второй сын его, Юрий, считал себя наследником своего брата, как в московскихземлях, так и в великом княжении».

Дмитрий Донской, 1380г.

Дмитрий Донской, 1240г.

Дмитрий Донской, 1242г.

Дмитрий Донской, 1410г.

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором верно указаны имя князяи имя митрополита,руководившего делами княжества «по малолетству князя», на основе знаний, приобретенных при изучении учебного предмета «История»

Текст

«Во-первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей.

Во-вторых, в отношении прочих князейВладимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода, он держался властно и повелительно.

В- третьих, Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, он оставил после себя несколько сыновей…. При этом в своем завещании он выразился так: «а погрехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов, второй сын его, Юрий, считал себя наследником своего брата, как в московскихземлях, так и в великом княжении».

Дмитрий Иванович, Алексий

Борис Годунов, Иов

княгиня Ольга, Илларион

Иван Калита, Пётр

3.4. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Дополните

Текст, в котором представлена неточная информация, представлен под номером ….

Текст

(1)Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания.

(2)Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, дерутся со своими сестрами,матерями и родителями, перед свекровями и деверями великую стыдливость не имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, приходит невеста сама, а на следующий день приносят за неё - кто что даст.

(3)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый.

(4)Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Правильные варианты ответа: 2, два

2. Задание базового уровня

Дополните

Текст, в котором представлена неточная информация, представлен под номером….

Текст

(1)Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания.

(2)Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверямивеликую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё - кто что даст.

(3)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый.

(4)Славяне были плохимивоинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины плохоплавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Правильные варианты ответа: 4, четыре


3. Задание базового уровня

Дополните

Текст, в котором представлена неточная информация, представлен под номером….

Текст

(1)Эти племенауправляются одним человеком,издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и многим богамприносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания.

(2)Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверямивеликую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё - кто что даст.

(3)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый.

(4)Славяне были храбрыми воинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины прекрасно плавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

Правильные варианты ответа: 1, один

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны номера предложений с неточной информацией

Текст

(1)Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. (2)Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания. (3)Все эти племена имели свои обычаии законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. (4)Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий нрав, дерутся со своими сестрами,матерями и родителями. (5)Перед свекровями и деверями великую стыдливость не имеют. (6)Имеютони и брачный обычай: не идет зять за невестой, приходит невеста сама, а на следующий день приносят за неё - кто что даст. (7)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. (8)Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый. (9)Славяне были храбрыми воинами. (10)Они бились до последней капли крови. (11)Трусость считалась у них наибольшим позором. (12)Славянские воины прекрасно плавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. (13)Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. (14)Мечи и другое железное оружие было редкостью.

4, 5, 6

11, 3,6

2, 14, 6

6, 7, 12

5. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны номера абзацев с неточной информацией

Текст

(1)Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания.

(2)Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, дерутся со своими сестрами,матерями и родителями, перед свекровями и деверями великую стыдливость не имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, приходит невеста сама, а на следующий день приносят за неё - кто что даст.

(3)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый.

(4)Славяне были плохимивоинами. Они бились до последней капли крови. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славянские воины плохоплавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды. Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

2, 4

1, 2

3, 4

4, 1

6. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны номера предложений с неточной информацией

Текст

(1)Эти племенауправляются одним человеком,издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим. (2)Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и многим богамприносят в жертву быков, они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертвпроизводят и гадания. (3)Все эти племена имели свои обычаии законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. (4)Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями. (5)Перед свекровями и деверямивеликую стыдливость имеют. (6)Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит её накануне, а на следующий день приносят за неё - кто что даст.

(7)Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят и рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. (8)Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волосы у них очень белый. (9)Славяне были плохимивоинами. (10)Они бились до последней капли крови.

(11)Трусость считалась у них наибольшим позором. (12)Славянские воины прекрасно плавалии могли долго находиться под водой, дыша через выдолбленный тростник, верхушка которого выходила на поверхность воды.

(13)Вооружение славян составляли копья, луки и стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. (14)Мечии другое железное оружие было не редкостью.

1, 2, 9, 14

13, 6. 9, 1

1, 7, 3, 4

8, 9, 10, 11

5. Познавательные универсальные учебные действия.

5.3. Устанавливать причинно-следственные связи.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Причина, следствие которой привело к формированию новых порядков, отличных от родоплеменного общества

Текст

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими землипо Неве, по Ладожскому озеру, Волхву, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Чёрным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия - место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд и воск лесных пчёл и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они менялиэти товары на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники - печенеги, которые в начале IXвека прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья.Под их контролемнаходилась вся нижняя часть Днепра.С развитием торговли в центральных племенных поселках, расположенныхна водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменскихсловен.

развитие торговли

появление купцов

переселение славян

появление ремесленников

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Причина, следствие которой привело к формированию новых порядков, отличных от родоплеменного общества

развитие городов

появлениекупцов

переселение славян

появление ремесленников

Текст

С развитием торговли в центральных племенных поселках, расположенныхна водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменскихсловен.

Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники.

Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостныхстен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или радимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения.

развитие городов

появлениекупцов

переселение славян

появление ремесленников

3. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны причины, следствие которыхпривело к формированию новых порядков, отличных от родоплеменного общества

Текст

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими землипо Неве, по Ладожскому озеру, Волхву, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Чёрным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия - место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд и воск лесных пчёл и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они менялиэти товары на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. С развитием торговли в центральных племенных поселках, расположенныхна водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменскихсловен. Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники.

развитие торговли,городов, защита торговых интересов,

появлениекупцов, ремесленников, развитие торговли, городов

переселение славян, опасность занятия торговлей

появление ремесленников, развитие торговли

4. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны причины, следствие которыхпривело к формированию новых порядков, отличных от родоплеменного общества

Текст

В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение стала иметь торговля. Через заселённые ими землипо Неве, по Ладожскому озеру, Волхву, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Чёрным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия - место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мёд и воск лесных пчёл и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они менялиэти товары на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие.Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. С развитием торговли в центральных племенных поселках, расположенныхна водных путях, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали создаваться специальные пункты, куда окрестные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам. Постепенно эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Новгород - у ильменскихсловен. Купцы вели здесь торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники.Горожане нуждались в хлебе и других продуктах. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Под прикрытие крепостныхстен сельское население устремлялось и в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или радимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения.

развитие торговли,городов, защита территории славян от врагов

появлениекупцов, ремесленников, развитие торговли, городов

переселение славян, опасность занятия торговлей

появление ремесленников, защита территории славян от врагов

5.4. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятий.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Вид свободного населения Древнерусского государства

Текст

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, - люди, а также смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи - люди, которые заключили договор(ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

люди

закупы

рядовичи

рабы

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Вид свободного населения Древнерусского государства

Текст

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, - люди, а также смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи - люди, которые заключили договор(ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

смерды

закупы

рядовичи

рабы

3. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны видысвободного населения Древнерусского государства

Текст

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, - люди, а также смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи - люди, которые заключили договор(ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

смерды, люди, закупы, возвратившие долг

закупы, смерды, рядовичи, холопы

рядовичи, люди, холопы, закупы

рабы, холопы, смерды, рядовичи

4. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны виды зависимого населения Древнерусского государства

Текст

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, - люди, а также смерды - сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы - разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи - люди, которые заключили договор(ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

закупы, рядовичи, рабы, холопы

закупы, смерды, рядовичи, люди

рядовичи, люди, холопы, закупы

рабы, холопы, смерды, рядовичи

5.5. Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Общее понятие профессий, которые описаны в тексте

Текст

Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских - кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.По большим и малым городам Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия - кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники, кузнецы, косторезы, плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки - сырья для производства верёвок, канатов и пр., выделанных говяжьих кож, а также продуктов морских промыслов Севера (тюленьи, моржовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.В городах организовывались школы,писались иконы, создавались фрески и мозаики.

ремесленники

фабриканты

цеховики

мануфактурщики

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Общее понятие жилища, которое описано в тексте

Текст

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизниверхушки общества и основной массы населения. Жилища князей и бояр состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем - высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение - изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы - сени. В богатых хоромах была ещё и гридница - большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.Недалеко находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши.

хоромы

дворец

домовладение

коттедж

3. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены названия профессий, которые объединяются понятием «ремесленник» согласно тексту

Текст

Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских - кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.По большим и малым городам Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия - кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники, кузнецы, косторезы, плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки - сырья для производства верёвок, канатов и пр., выделанных говяжьих кож, а также продуктов морских промыслов Севера (тюленьи, моржовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.В городах организовывались школы,писались иконы, создавались фрески и мозаики.

гончары, кузнецы, ювелиры, кожевенники, плотники

кожевенники, ювелиры, производство веревок, канатов, кувшины, черпаки

гончары, бисер, эмаль, тюленьи, моржовые шкуры

серебряная посуда, кузнецы, изделия из металла, фрески, мозаики

4. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены названия жилищ, которые объединяются понятием «хоромы», согласно тексту

Текст

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизниверхушки общества и основной массы населения. Жилища князей и бояр состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем - высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение - изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы - сени. В богатых хоромах была ещё и гридница - большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.Недалеко находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши.

терем, изба, горницы-повалуши, спальни-клети, летние неотапливаемые помещения, сени, гридница

жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница

кладовые зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши

несколько строений, амбар, конюшня, погреб, зерновая яма

5.7. Строить логическоерассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Суждение, объясняющеенеобходимость выделениястарейшин и вождей

Текст

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала загонная охота. Несмотря на суровые условия, люди расселялись всё дальше на север - на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников.Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. В родовых общинах и племенах начинают выделяться старейшины и вожди - люди, которые выбирались всеми общинниками, руководили коллективными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили за тем, чтобы никто не нарушал установившиеся порядки, чтобы все исполняли религиозные обряды. Вожди поднимали соплеменников на защиту от врагов, возглавляли военные походы. Таким образом, старейшины и вожди … своими соплеменниками.

управляли соплеменниками

расселяли соплеменников

готовили пищу

согревали соплеменников

2. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Суждение, объясняющеепоявлениесоседской общины

Текст

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала загонная охота. Несмотря на суровые условия, люди расселялись всё дальше на север - на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников.Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. В родовых общинах и племенах начинают выделяться старейшины и вожди - люди, которые выбирались всеми общинниками, руководили коллективными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили за тем, чтобы никто не нарушал установившиеся порядки, чтобы все исполняли религиозные обряды. Вожди поднимали соплеменников на защиту от врагов, возглавляли военные походы. Таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками. С появлением усовершенствованных орудий труда отдельные семьи могли вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабеют. На смену родовой общине приходит соседская (территориальная). В такой общине людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определённой территории. Племена, имеющие тесные хозяйственные связи, объединяются в союзы племён.

усовершенствование орудий труда

появление вождей

теплый климат

приручение животных

3. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены суждения, объясняющиенеобходимость выделениястарейшин и вождей

Текст

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала загонная охота. Несмотря на суровые условия, люди расселялись всё дальше на север - на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников.Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. В родовых общинах и племенах начинают выделяться старейшины и вожди - люди, которые выбирались всеми общинниками, руководили коллективными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили за тем, чтобы никто не нарушал установившиеся порядки, чтобы все исполняли религиозные обряды. Вожди поднимали соплеменников на защиту от врагов, возглавляли военные походы. Таким образом, старейшины и вожди … своими соплеменниками.

управляли соплеменниками, руководили работами, контролировали обмен, следили за порядком, возглавляли военные походы

расселяли соплеменников, обрабатывали землю, возглавляли военные походы

согревали соплеменников, добывали пищу, занимались собирательством

самостоятельно охотились, следили за порядком, жили по соседству

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены суждения, объясняющие появление соседской общины

Текст

Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в суровых условиях. Главным его занятием стала загонная охота. Несмотря на суровые условия, люди расселялись всё дальше на север - на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду пришла родовая община, объединившая кровных родственников.Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. В родовых общинах и племенах начинают выделяться старейшины и вожди - люди, которые выбирались всеми общинниками, руководили коллективными работами, контролировали обмен с другими племенами, следили за тем, чтобы никто не нарушал установившиеся порядки, чтобы все исполняли религиозные обряды. Вожди поднимали соплеменников на защиту от врагов, возглавляли военные походы. Таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками. С появлением усовершенствованных орудий труда отдельные семьи могли вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабеют. На смену родовой общине приходит соседская (территориальная). В такой общине людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определённой территории. Племена, имеющие тесные хозяйственные связи, объединяются в союзы племён.

усовершенствование орудий труда, способность вести хозяйство самостоятельно

появление вождей, жизнь в суровых условиях

кровное родство, усовершенствование орудий труда

приручение животных, теплый климат

5.8.Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

(Дармоедова Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания).

1. Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Начальный этап обработки земли, согласнолетописнымисследованиям

Текст

Основным занятием восточных славян было земледелие. Истощённая земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной - боронили. Её делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день босиком. Из лукошка, привязанного на груди, руками разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

обработка сохой

уборка

сев

обработка бороной

2. Задание базового уровня

Дополните

Процесс обработки земли, согласно археологическим исследованиям


Текст

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя почву золой. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала даватьхороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется….

Правильные варианты ответа:подсечно-огневая,подсечно-огневой

3. Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлен процесс обработки земли, согласнолетописнымисследованиям

Текст

Основным занятием восточных славян было земледелие. Истощённая земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными, раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выравнивали бороной - боронили. Её делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день босиком. Из лукошка, привязанного на груди, руками разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

обработка сохой, бороной, сев, уборка

уборка, сев, обработка сохой, бороной

сев, обработка сохой, бороной, уборка

обработка бороной, сохой, уборка, сев

4. Задание повышенногоуровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены системы обработки земли, согласно археологическим исследованиям



Текст

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя почву золой. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала даватьхороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок.

Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонахПриднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки.Истощённая земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления её плодородия.

подсечно-огневая система, переложная система

переложная система, система выкорчёвывания пней

подсечно-огневая система, система истощённой земли

система выкорчёвывания пней,система истощённой земли


© 2010-2022