Рабочая программа по истории Древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»



Руководитель МО

Заместитель

Приказ №_____

________________

руководителя

от «_____»

/_______________/

по УВР

___________20____

ФИО

_______________


Протокол № ____

/______________/

Директор

от

ФИО

_________________

«___»________20__г

«____»______20__г

БолюхЛ.В








Рабочая программа

по истории

5 класс


Базовый уровень

2016-2017 учебный год

Всего часов в год: 68

Всего часов в неделю: 2






Разработчик программы:

Лисьева Г.Ю.

учитель истории и обществознания

Педстаж: 5 лет














с.Алыгджер, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №75-37-0893/14 от 20.05.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников»;

- программы для общеобразовательных учреждений : А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М.: «Просвещение», 2006г. 5кл.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

  1. осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  2. показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  3. охарактеризовать становление идей и институтов, понимание, которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  4. раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  1. умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  2. умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  3. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  4. умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  5. умения анализировать исторический источник;

  6. умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  7. умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕСОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

Введение в историю Древнего мира. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в историю.

Раздел II. Древний Восток (21 ч)

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Культура Древнего Египта. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии а Афинах. Древняя Спарта. Основание греческих колоний. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами а Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. Культура Древней Греции. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В древней Александрии Египетской. Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим. (20ч)

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.). Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление Империи в Риме. Соседи Римской империи в первые века нашей эры. В Риме при императоре Нероне. Соседи Римской империи. Первые христиане и их учение. Жизнь в Римской империи. Римская империя при Диоклетиане и Константине. Взятие Рима готами. Семь чудес света.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  2. выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  4. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  6. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  7. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  8. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  9. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  10. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  11. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

критерии оценки знаний и УМЕНИЙ ПО ИСТОРИИ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обоб-щать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибоч-но излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с ис-пользованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в реше-нии проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошиб-ки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их испра-вить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебни-ком, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении ма-териала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, опреде-ления понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательст-ва выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явле-ний на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного мате-риала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ НА 5 КЛАСС

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (5 ч)

1.

Введение

1

2.

Счет лет в истории.

1

3.

Древнейшие люди

1

4.

Родовые общины охотников и собирателей

1

5.

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

6.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

7.

Появление неравенства и знати

1

8.

Обобщение по теме : «Жизнь первобытных людей»

1

Древний Восток (21 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

9.

Государство на берегах Нила

1

10.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

11.

Жизнь египетского вельможи

1

12.

Военные походы фараонов

1

13.

Религия древних египтян

1

14.

Искусство Древнего Египта

1

15.

Письменность и знания древних египтян

1

16.

« Древний Египет» Обобщающее повторение

1

Тема 5. Западная Азия древности(7ч)

17.

Древнее Двуречье

1

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

19.

Финикийские мореплаватели

1

20.

Библейские сказания

1

21.

Древнееврейское царство

1

22.

Ассирийская держава

1

23.

Персидская держава «царя царей»

1

Тема 6. Индия и Китай в древности, (6 ч)

24.

Природа и люди Древней Индии

1

25.

Индийские касты

1

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27.

Первый властелин единого Китая

1

28-29.

Обобщающее повторение «Древний Восток»

1

Древняя Греция (20 ч)25.12

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)

30.

Греки и критяне

1

31.

Микены и Троя

1

32.

Поэма Гомера «Илиада»

1

33.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

34.

Религия древних греков

1

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

35.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

36.

Зарождение демократии в Афинах

1

37.

Древняя Спарта

1

38.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

39.

Олимпийские игры в древности

1

40.

Марафонская битва.

1

41.

Нашествие персов на Элладу.

1

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч)

42.

В гаванях афинского порта Пирей

1

43.

В городе богини Афины

1

44.

В афинских школах и гимназиях.

1

45.

В театре Диониса

1

46.

Афинская демократия при Перикле

1

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч)

47.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

48.

Поход Александра Македонского на Восток

1

49.

В Александрии Египетской

1

50.

Обобщение по теме «Древняя Греция»

1

Древний Рим (19 ч)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

51.

Древнейший Рим

1

52.

Завоевание Римом Италии

1

53.

Устройство Римской республики

1

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

54.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

55.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

56.

Рабство в Древнем Риме

1

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

57.

Земельный закон братьев Гракхов

1

58.

Восстание Спартака

1

59.

Единовластие Цезаря

1

60.

Установление империи

1

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

61.

Соседи Римской империи.

1

62.

В Риме при императоре Нероне

1

63.

Первые христиане и их учение

1

64.

Расцвет Римской империи во II в.

1

65.

«Вечный город» и его жители

1

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 ч)

66.

Римская империя при Константине.

1

67.

Соседи Римской империи

1

68.

Взятие Рима варварами

1

Итого: 68

литература

Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. М., 1998.

Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.

Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.

Иллюстрированная история религии. М., 1992.

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1999.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.


© 2010-2022