• Преподавателю
  • История
  • Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование

Метод познания - моделирование на уроках истории, направлен на творческую переработку информации для создания нового целого. В разработке приведены примеры по работе с методом.Программа создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления, формирования функциональной грамотности в процессе разных видов интеллектуальной деятельности.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКУ «Управление образования»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железногорский кадетский корпус»













Проект образовательной программы факультативного курса «Великие битвы » на основе метода познания - моделирование.


Область: история

Автор: Клюева Екатерина Николаевна-учитель истории




















г. Железногорск 2016


Проект образовательной программы 6 класса факультативного курса «Великие битвы», КГБОУ «Железногорский кадетский корпус», является дополнением к базовым курсам основного общего образования по истории.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем,

что она направлена на становление исследовательской компетентности, на занятиях используется метод познания - моделирование.

Программа создает условия для развития воображения, творческих способностей, образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления, формирования функциональной грамотности в процессе разных видов интеллектуальной деятельности. Работа с разнообразными материалами позволит воспитанникам развить навыки отбора и анализа новой для них информации и построения на этой основе собственных гипотез.

Хронологические границы изучаемых битв XIII - XX вв. В содержание включены битвы различных эпох, которые непосредственно влияли на ход мировой истории.

Цель программы: формирование (развитие, создание условий) у обучающихся основ учебно-исследовательской деятельности.

Добиться реализации этой цели возможно путем решения следующих задач:

  • расширение и углубление знаний по истории великих битва, знакомство с великими полководцами, военными стратегиями, оружием, военной терминологией и тактикой ведения боя;

  • развитие навыка самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с историческими источниками;

  • освоения различными техниками сбора и обработки научной информации;

  • развить исследовательские способности учащихся;

  • создать условия для реализации полученных исследовательских навыков через организацию собственного исследования.

Программа направлена на овладение умениями:

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия военной науки;

  • оценивать действия субъектов с точки зрения военной стратегии;

  • моделировать ход той или иной битвы1;

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, Интернетом для поиска информации;

  • работать в коллективе (индивидуально и по группам), соблюдать законы и традиции коллектива;

  • оформлять исследовательскую работу в форме: дневник полководца2, энциклопедия кадета.3

Формы организации включают как теоретические, так и практические занятия, но больше носят деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В основу организации занятий положен гендерный подход, так как все кадеты - мальчики и юноши, а также личностно-ориентированный подход к обучению. Гендерный подход к процессу обучения подразумевает включение воспитанников в активные виды деятельности на уроках, а именно: мозговой штурм, ролевая игра, проектная деятельность.

Программа «Великие битвы» включает в себя следующие направления:

  1. Из истории битв;

  2. Предметно-игровая деятельность;

  3. Организация коллектива;

  4. Учебно-исследовательская работа.

В зависимости от конкретных задач, решаемых в рамках каждого из разделов, используются различные формы занятий, однако, учитывая общую целевую ориентацию программы, и то, что основную часть учебного времени (более 75 %) занимает практическая деятельность, центральное место отводится специальным, игровым формам: игра-стратегия, историческое моделирование, работа с текстовыми оболочками, посещение виртуальных музеев по заданной теме. Хотелось бы привести пример календарно- тематического планирования данного курса.

Таблица 1.1





Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие/ введение в учебно- исследовательскую деятельность; знакомство с методом моделирования;

1




1




2

2

Битва на р. Калке/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца;

1

2

3

3

Невская битва/развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;

1

2

3

4

Ледовое побоище/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;

1

2

3

5

Битвы Столетней войны в контексте исторического моделирования/ проект битвы/выдвижение гипотезы, индивидуальная работа обучающихся над собственным учебным исследованием; консультации педагога (индивидуальная и групповая работа) Защита учебно-исследовательских работ учащихся; анализ деятельности;

-

2

2

6

Куликовская битва/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/выдвижение гипотезы, ведение дневника полководца/ ролевая игра;

1

1

2

7

Полтавская битва/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;

1

1

2

8

Бородинское сражение/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ создание макета исторического костюма;

1

2

3

9

Греко-персидские битвы/ развитие умений работать с различными источниками информации: а) научно-популярная литература; б) энциклопедии; в) работа в библиотеке; г) компьютер-помощник исследователя; Интернет/ ведение дневника полководца/ ролевая игра;

1

1

2

10

Блокада Ленинграда/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;

1

1

2

11

Курская дуга/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации; переписка с военно-патриотическим центром города Поныри - территория, где непосредственно проходили военные действия;

1

2

3

12

Сталинградская битва/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;

1

1

2

13

Битва за Москву/ моделирование исторической ситуации с использованием исторических игр ситуаций/ видеолекторий/ ведение дневника полководца/ ролевая игра/ развитие умений работать с различными источниками информации;

1

1

2

14

Битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в контексте исторического моделирования/ проект битвы/выдвижение гипотезы, индивидуальная работа обучающихся над собственным учебным исследованием; консультации педагога (индивидуальная и групповая работа) Защита учебно-исследовательских работ учащихся; анализ деятельности, Защита учебно-исследовательских работ учащихся; оформление презентации, подготовка учащихся к защите своих исследований.

-

4

4

Метод познания - моделирование, направлен на творческую переработку информации для создания нового целого.4 Моделями данного метода могут служить: схема битвы, схема текста5, таблица, диаграмма и т.д.

Рисунок 1.1

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.

Рисунок 1.2

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.

Приложение 1

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.


Приложение 2

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.





Приложение 3

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.




Приложение 4

Образовательная программа факультативного курса Великие битвы на основе метода познания - моделирование.

1 Приложение 1

2 Приложение 2

3 Приложение 3

4 [ «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». Б.Блум]

5 Приложение 4


© 2010-2022