• Преподавателю
  • История
  • Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы)

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования

роста творческого потенциала педагогов.

2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.

3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Методические цели:

1.Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы)

2.Приобрести практический опыт использования технологии толстые и тонкие вопросы;

3.Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;

Раздаточный материал для участников: тексты документов, красочные опорные конспекты для приёма «Толстые и тонкие вопросы», заготовки с фразами.


Ход мастер-класса

I. Организационный момент.

-Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на моё приветствие после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

Здравствуйте те, кто уже проснулся!

Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

Здравствуйте те, кто способен любить!

Здравствуйте те, кто желает творить!

Кстати, о творчестве! На своём мини мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ, а конкретно «Тонкие и толстые вопросы».

Сегодня мы с Вами немного поработаем. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении мастер-класса, за что заранее вам благодарна.

II. Теоретическая часть

«Хороший вопрос» - это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», - приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков.

Зачем нужны вопросы?

Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.

  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.

  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.

  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.

  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.

  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально», - писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы - это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» довольно простой, но от этого не становится менее эффективным. Составляется таблица из двух колонок: (примеры такой таблицы Вы можете видеть на экране и Вас на столах)

  • Одна колонка - толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».

  • Другая колонка - тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?». Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Очень эффективен он при работе с текстом.

III.Практическая часть.

«Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»

У Вас на столах лежат листы с текстом «Месть княгини Ольги древлянам».

Теперь, чтобы погрузиться в текст, давайте поработаем с тонкими и толстыми вопросами. Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Задание группам: у вас на столах текст, Вам необходимио его прочитать и составить по 3 вопроса (одной группе - тонкие, другой - толстые). (Каждая группа, должна предварительно сама ответить на задаваемые вопросы.)

Группы друг другу задают вопросы.

IV. Рефлексия

А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о ТРКМ и нашем занятии, опираясь на фразы:

Наш мастер-класс подошёл к концу, и я хочу сказать ...Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления (толстые и тонкие вопросы) на уроках истории»

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…

Итог работы.

И в заключении мне хочется напомнить, что развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

И хотелось бы закончить 10-й заповедью гениального физика Энштейна:

Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.

Спасибо за внимание!!


© 2010-2022