Урок Основание и заселение твоего города: истории и легенды ( 5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Драна Елена Александровна.

Учитель истории высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №77 г.Донецка»

5 класс.

Урок №21 в тематическом модуле №2 «О чём повествует история Донбасса»

Тема урока.

Сведения об основании и заселении твоего города: история и легенды.

Практическое занятие №2

Цели: ознакомить учащихся с происхождением названий родного города; определить происхождение названий улиц, рек; формировать навыки и умения школьников работать с исторической картой, историческими источниками, воспитывать любовь к родному краю и уважение к его прошлому, заинтересовать учащихся тайнами, которые спрятаны в географических названиях нашей Родины.

Оборудование: карта Донецкой области, политическая карта мира, атлас 5 класс; В.И. Мозговой, В.Г. Ляшенко "Там, где было дикое поле…" Донецк - 2001; с.15; с.218;

Ожидаемые результаты:

- Записать историко-географические названия в хронологической последовательности (по времени возникновения)

- Находить и пояснять связи между географическими названиями и историческими деятелями, историческими событиями, занятиями людей.

- Находить на карте свой населенный пункт, описывать географическое положение своего города.

- Подбирать топонимическую информацию из дополнительных источников

( по образцу) .

- Рассказать историю своего города.

Ход урока


I.Организационный момент.

На этом уроке вы научитесь:

Рассказывать об истории основания родного города.

Объяснять суть фразы «малая родина - мой дом»

Работать с разнообразными историческими источниками

Проблемный вопрос к уроку

Что для вас значит слова «мой посёлок», «мой город», «моя Родина»?

Как вы понимаете высказывание Ильина: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь»II. Мотивация учебной деятельности.

" Названия родного города"

На протяжении урока заполнить пропуски в таблице " Названия родного

III Актуализация опорных знаний

Исторический диктант (или беседа по вопросам)

  1. Как называется наука о прошлом человечества? (история)

  2. Что нам помогает изучать историю? (исторические источники)

  3. Что такое исторические источники? (следы прошлого на земле)

  4. Какие бывают исторические источники? (устные, письменные, вещественные)

  5. Как называется наука, изучающая гербы? (геральдика)

  6. Как называется наука, изучающая печати? (сфрагистика)

  7. Как называется наука, изучающая монеты? (нумизматика)

  8. Как называется наука, изучающая названия городов, сёл, рек, и т.п.? (топонимика)

  9. Привести примеры названий городов, которые указывают на их расположение. (Береговое)

10.Привести примеры географических названий, в основе которых лежат названия животных, птиц, растений. (Козелец, Дубно, Чернобыль, Ольховская)

11.Привести примеры названий, которые служат свидетельством особенностей хозяйственной деятельности. (Бортничи, Бортника)

12. Привести примеры названия городов, которые происходят от наименования рек. (Донецк, Луганск, Жёлтые воды)

IV. Практическая работа (приложение №1)

  1. Рассказ учителя.

- Как населённый пункт получает название?

По названию водоёма, вблизи которого они возникли; по имени основателя или другого исторического лица; по роду занятий большинства населения; по географическим, ландшафтным, грунтовно - климатическим и другим признакам местности. Случаются с названиями и интересные истории

  1. Работа с картой:

а) найдите на карте свой населённый пункт, опишите его географическое положение;

б) расскажите историю своего населённого пункта.

3. Работа в группах по заданиям информационных карточек (приложение №2)

V.Подведение итогов урока.

1. Проверка заполнения таблицы

" Названия родного города"

2.Обсуждение результатов практической работы.

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание. Подготовить рассказ на тему: происхождение названия улицы, на которой я живу.




Приложение для практической работы


Историческая справка


Кальмиус (Калка)- река, протекающая по территории Донецкой области, в частности, через город Донецк. Название относится к древним, хотя встречается в письменных памятниках не раньше второй половины XVI в. Всё дело в том , что древнейшие времена называлась Калкой ( или Калой), потом Миусом (см. об этом ниже). Такая омонимическая неразбериха ( две реки имели одинаковое название Миус) приводит к тому, что славяне для их разделения в одной из них сливают две формы: славянскую Калка ( из индоевр. * kal- « чёрный, грязный») и тюрскую Миус - «угол, рог» ( Калка + Миус = Кальмиус, т.е. « не Миус»). Первичное название Калка полностью соответствует гидрографической характеристике Кальмиуса - речке с грязной и очень минерализованной водой, вязким грунтам и берегам. Таким образом, Калка ( или Кала) - одна из древнейших « чёрных» рек на юге Восточной Европы.

Миус - река, протекающая по территории Донецкой и Луганской областей Украины. Название в форме Миюш фиксируется в первые в письменных памятках XV в. В основе названии лежит образ угла или рога ( из тюркск. *mujus*, *munus - « угол», «рог»). Эта топонимическая метафора определяется характером русла реки, которая выгнулась на восток средней частью своего течения. Сначала, наверное, так тюркоязычные племена называли урочище между Миусом и Крымка, поскольку названия Миус в древности носила река Кальмиус, которая также образовывала угол при впадении в неё реки Кальчик.




© 2010-2022