- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кононенко Р.Ш. |
Дата | 07.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 8» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №8»
г.Салавата
___________И.В. Михайлов
Приказ от « » _______ 2016г. №
Рабочая программа
по предмету «История»
10 класс
уровень образования: среднее общее образование
срок реализации: 2016-2017 учебный год
количество часов в неделю: 2 часа
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» для 10 класса, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт: М.: «Просвещение», 2009г.
УМК: Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время. 10 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: «Просвещение», 2010г.
Составитель:
КононенкоРимаШарифовна,
учитель
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ЛМО учителей
естественно-исторического цикла ______________Н.Н. Себелева
от «__»_____20___ №____ «__»________________20___г
Салават
2016г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен
знать /понимать
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию всемирной и отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную, в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в историю (4 ч)
Исторический процесс и историческая наука (4 ч)
Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.
Особенности социального познания. Социальное познание и историческая наука. Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса. Формационный подход к истории. Цивилизационный подход к истории. Школа «Анналов» (социальная история). Смысл истории.
История в век глобализации.
Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья (28ч)
Первобытность. Цивилизации Древнего мира (7 ч)
Предцивилизационная стадия истории человечества.
Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя: расцвет, кризис, падение.
Древнейшая история нашей Родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны - варяги - Русь.
Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.
Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)
Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства.
Сословно-представительная монархия. Централизация и полицентризм. Государство и
церковь. Политическая роль папства. Христианская цивилизация. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV-XV вв.
Византийская империя. Особенности территориальной и этнической структуры. Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.
Арабо-мусульманский Восток. Возникновение ислама. Роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.
Китай, Индия, Япония в Средние века. Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока.
Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья.
Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX-X вв. Эволюционное развитие русских земель в XI - первой половине XII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Русь Литовская.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV - начале XVII в. Характер Московского государства во второй половине XV - начале XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения в X - начале XIII в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.
Мир в Новое время (35 ч)
Россия и мир в раннее Новое время (16 ч)
Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика
и общество. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка».
Россия: особенности перехода к Новому времени. Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
Европейские государства в XVI-XVIII вв. Формирование абсолютизма. Голландия - первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм.
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
Особенности социальных движений в России в XVII- XVIII вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
Церковь, общество, государство в России в XVII- XVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
Россия - великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в XVI-XVII вв. Западное направление внешней политики России в XVI- XVII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия - великая мировая держава.
Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (19 ч)
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII-XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке - Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848-1849 гг. Реформы и модернизация.
Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономики.
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционализма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек в движении.
Обобщение по курсу (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ур
Дата проведения
Тема урока
Кол.
час
Регион-ый
компонент
Примеч-е
План
Факт
10а
10л
10а
10л
Введение в историю (4ч)
Исторический процесс и
историческая наука
4
1
Введение. Единство и многообразие всемирной истории
1
2
Социальное познание и историческая наука
1
3
Формационный и цивилизационный подходы к истории
1
4
Семинар «История в век глобализации»
1
Человечество в эпоху древнего мира и средневековья (28 ч)
Первобытность.
Цивилизации Древнего мира
7
5
Предцивилизационная стадия истории человечества
1
6
Архаичные цивилизации Древнего Востока
1
7
Античные цивилизации Средиземноморья. Греческий полис
1
8
Цивилизация Древнего Рима
1
9
Древнейшая история нашей Родины
1
Древние башкир
10
Контрольная работа «Архаичные и античные цивилизации»
1
11
Семинар: «Духовный мир древних обществ. Историческое наследие древних цивилизаций»
1
Россия и мир в эпоху средневековья (21ч)
12
Средневековая цивилизация Европы. Средневековье и феодализм
1
13
Средневековое государство и церковь
1
14
Византия, Арабский халифат и Восток в средние века
1
15
Особенности российского средневековья: дискуссионные проблемы
1
16
Факторы самобытности российской истории
1
17
Образование Древнерусского
государства: причины и этапы
1
Башкиры в Древнерусском
гос-ве
18
Народ и власть в Древнерусском государстве
1
19
Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства
1
20
Ордынское владычество: формирование даннических отношений
1
21
Особенности процесса объединения русских земель.
1
22
Возвышение Москвы
1
23
Московское государство в к.XV-н.XVI в
1
Башкиры в 16 веке
24
Иван Грозный: альтернативы развития страны
1
25
Смута и различные варианты эволюции государственного строя
1
26
Смута и различные варианты эволюции государственного строя
1
27
Социально-экономическое развитие России в X-XIII вв.
1
28
Поземельные отношения в период становления единого Русского государства
1
29
Политика России в средневековом мире
1
30
Московское государство в системе международных отношений
1
31
Семинар: «Человек в древности и средневековье»
1
32
Тестовая работа «Россия в древности и средневековье»
Мир в новое время (35ч)
Россия и мир в раннее
Новое время
16
33
Раннее новое время и начало модернизации
1
34
Возрождение. Реформация
1
35
Великая научная революция и модернизация
1
36
Россия: особенности перехода к Новому времени
1
37
Россия: особенности социально-экономического развития в XVI-XVIII веках
1
38
Россия: особенности социально-экономического развития в XVI-XVIII веках
1
39
Европейские государства в XVI-XVIII в. Формирование абсолютизма
1
40
Английская революция XVII века.Просвещенный абсолютизм
1
41
Феномен российского самодержавия
1
42
От самодержавия к абсолютизму
1
43
Идеология абсолютизма Екатерины II
1
44
Особенности социальных движений в России
в XVII-XVIII вв
1
Социальные
движения в Башкирии
45
Церковь и общество в России XVII-XVIII вв
1
46
Церковь и государство в России XVII-XVIII вв
1
47
Россия - великая европейская держава
1
48
Тестовая работа «Россия в новое время»
1
Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества
19
49
Промышленный переворот и формирование индустриального общества во II половине XVIII- XIX вв
1
50
Традиционные общества Востока в условиях европейской экспансии
1
51
Война за независимость в Северной Америке. Американская революция XVIIIв
1
52
Великая французская революция XVIII в
Политическая модернизация и революции 1848-1849 гг
1
53
Рождение современных идеологий
1
54
Контрольная работа по теме «Формирование индустриального общества в XVIII-XIX вв»
1
55
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России
1
56
Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота
1
57
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия
1
Реформы в Баш.
19века
58
Либеральные реформы Александра II
1
59
Контрреформы Александра III
1
60
Семинар «Внешняя политика России в XIX веке»
1
61
Семинар «Внешняя политика России в XIX веке»
1
62
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития
1
63
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития
1
64
Истоки российского революционализма
1
65
Национальная политика России в XIX веке
1
Нац. политика
в Баш
66
Семинар: «Человек в эпоху становления и развития индустриального общества»
1
67
Итоговое тестирование по истории России за курс 10 класса
1
68
Обобщение по курсу
1
18