Исследовательская работа История развития села Секисовка

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Сарафанова Галина Александровна учитель истории

2.

Название ресурса


«История развития села Секисовка»

3.

Вид ресурса


Исследовательская работа

4.


Предмет, УМК

«История»

5.

Цель и задачи ресурса


Осознание собственной связи с Родиной, родным селом, его прошлым, настоящим и будущим на основе исторических и культурных ценностей.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

12-18

7.

Программа, в которой создан ресурс

Word

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Материал данного исследования можно использовать на уроках истории,

во внеклассных мероприятиях, в краеведческой работе.

9.

Источники информации (обязательно!)


1. Большая советская энциклопедия

2. «Невыдуманная история о селе Секисовка», авт.Е.В.Дик, В.П.Ширков Усть-Каменогорск. 2007.

3.«Очерки истории Рудного Алтая», Усть-Каменогорск. 1970. стр. 24.27.

4.«Поляки Змеиногорского округа», Омск 1899, стр. 71,10-11.

5.Семёнов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань. М.,1958. С.67,68

6.Швецова М. «Поляки Змеиногорского округа»-3СО РГО.КН.26-Омск.1899-с.26,27,32,33,36.


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Восточно - Казахстанская область




Исследовательский проект

«История развития села Секисовка»




Подготовил: Кузьмин Дмитрий,

ученик 6 класса

КГУ Комплекс «Секисовская средняя школа - детский сад».

Руководитель: Сарафанова Г.А.,

учитель истории.












Село Секисовка

2016г.

Вместо предисловия

Люблю тебя моё село,

что малой Родиной зовётся.

Люблю тебя моё село,

где счастье, радость познаётся.

У каждого человека есть своя малая Родина. Это то, место, где человек родился и вырос, где находится его отчий дом. Это милый сердцу уголок, где впервые человек познаёт этот мир, где проходит его детство, затем юность, проходит молодость и наступает зрелость. Этот уголок для каждого человека является самым дорогим и близким. И верно то, что любовь к тому месту, где ты родился, определяет любовь к Родине в целом. И эта любовь всегда в нашем сердце.

Возникает вопрос, а знают ли люди историческое прошлое своего родного уголка?

К моему большому сожалению, многие из моих одноклассников, да и многие взрослые, среди которых очень много приезжих, мало знают о родном крае, не знакомы с его историческим прошлым и настоящим.
Мы изучаем историю страны, это отрадно. И всё же есть необходимость в том, чтобы знать историю своего родного края, историю своей малой Родины.



Абстракт

Тема проекта: «История развития села Секисовка»

Объект: Основание и историческое развитие села Секисовка.

Задачи:

1.Сбор материала об истории и культуре родного края.

2.Исследование и отражение собственной гражданской позиции через описание исторических фактов.

Цель: Осознание собственной связи с Родиной, родным селом, его прошлым, настоящим и будущим на основе исторических и культурных ценностей.

Гипотеза: доказать взаимосвязь с Родиной, родным селом, его прошлым, настоящим и будущим на основе исторических и культурных ценностей.

Новизна и степень внедрения:

Материал данного исследования можно использовать на уроках истории,

во внеклассных мероприятиях, в краеведческой работе. Собранный

материал может быть интересен не только жителям нашего села, но и другим людям, так как они являются частью истории и культуры.



Глава I


История развития села Секисовка

1.1История создания села.

Образование села Секисовка по историческим источникам относится к июлю 1766 года.

Предыстория данного события указывает на то, что согласно Указа от 12 мая 1747 года Российская императрица Елизавета Петровна приказала укрепить пограничные линии Иртышскую и Калывановскую от набегов джунгар и в связи с этим строится ряд крепостей, форпостов и редутов.

В 18 веке возникла острая проблема: где взять людей на работы в рудниках и заводах, а также крестьян, чтоб кормили войска пограничной линии и рабочие посёлки Рудного Алтая. Вопрос решился на основе манифеста Екатерины Великой, Правительствующим Сенатом 14 декабря 1762 года был издан указ, согласно которому раскольники ,бежавшие от религиозных преследований в Польшу «без всякого опасения и страха»приглашались в Россию. И некоторая часть старообрядцев возвратилась добровольно в 1773-1765 годах.

При переселении наравне с другими подавали от казны 3 десятины земли (семена для засева), 50 копен (угодья для сенокоса), хлеба 54 пуда и 5 рублей на лошадь безвозвратно. Переселенцы добровольно сверх того пользовались льготами от всех податей и повинностей».

Местное население и администрация края прозвали переселенцев «поляками», хотя они говорили только по-русски и были староверами».

Так на Алтае около старых военных укреплений возникло шесть старообрядческих деревень, одна из которых - Секисовка, на месте Секисовского редута.


1.2Географическое название

В XV веке после присоединения к Московскому княжеству Казани частым явлением стал переход татар на службу русского воинства. За военные заслуги некоторым татарам даровались поместья и присуждался дворянский чин.
Тесное общение русских с тюрками послужило причиной появления у славян не только личных имен, но и прозвищ тюркского происхождения. Тюркоязычное именование мог получить ребенок, рожденный в смешанном браке, или же этнический славянин, породнившийся с каким-либо тюркским родом. Со временем имя или прозвище закреплялось за человеком в качестве наиболее употребительного именования и ложилось в основу фамилии.
Секисов - старинная сибирская фамилия. В архивных документах XVIII века она встречается среди старообрядцев Сибири.
Фамилия Секисов образована от мужского имени Секис, которое в переводе с диалекта барабинских (сибирских) татар означает «восьмой». Вполне вероятно, что такое имя родители дали восьмому по счету ребенку в семье. Секисовы Кирилл и его жена Авдотья, демидовские рудознатцы, обнаружили

в недрах сопки,

нависшей над речкой и названной в честь рудознатцев - Секисовкой,

как и территория села, связанная с их фамилией «Секисовка», богатую золотом руду.

В настоящее время Секисовка- село в Глубоковском районе Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Административный центр и населённый пункт Секисовского сельского округа.

Находится примерно в 29 км к северо-востоку от районного центра, посёлка Глубокое.






1.3 История заселения.

Путешествуя по Сибири в 1768-1774г., учёный-исследователь Пётр Симон Паллас простудившись остался лечиться в Шемонаихе, а обследовать край послал своего помошника, студента Никиту Соколова, который побывал в Секисовке в 1770 году. Студент записал и рассказал Палласу:

«…почти на 300 сажень ( 1 сажень-2,13 м) от одного (редута) находится польское селение сим же именем названное».


На территории Секисовки, кроме казаков, нёсших воинские повинности и занимавшихся хлебопашеством, поселились и крестьяне - добровольно переселившиеся из Сибири, и принудительно переселённые староверы (раскольники) с территории Польши по приказу императрицы Екатерины 2.

Небольшая компенсация за принудительное выселение и потерю имущества не смущала раскольников. Они дружно принялись обустраиваться на новом месте.

Ведя натуральное хозяйство, раскорчёвывая лес, очищая от камней и кустарников поля под посевы, секисовцы одними из первых занялись разведением пчёл в Казахстане. В 1777 году из Башкирии в Усть- Каменогорскую крепость доставили несколько колод с пчёлами, которые были розданы крестьянам Бобровки и Секисовски. Мёд хорошо продавался в ближайших крепостях,рабочих посёлках и даже поставлялся ко столу Его императорского величества в Петербург.

В 1782 году четвёртая перепись податного населения Рудного Алтая показала, что в Секисовке проживало 1064 жителя из которых 515 мужчин и 549 женщин.

Увеличение населения заставило крестьян разрабатывать новые сельскохозяйственные угодья всё дальше удаляясь от села.

Спокойная трудовая жизнь для староверов Секисовки была вскоре нарушена по причине того, что были открыты новые богатые полезными ископаемыми месторождения (Белоусовское -1797г.) и издан указ Кабинета согласно которому крестьян волостей, в том числе и Секисовских, обязали доставлять

с рудников руду на ближайшие заводы своим транспортом. Для «поляков» этот указ был вдвойне тяжёлый по религиозным убеждениям, так как приходилось чаще общаться с миром, а вера этого не позволяла. Многие жители Секисовки решили не противиться царскому указу. А отдельные староверы своим «толком» решили уйти из села на новое место жительство, подальше в глухие таёжные места. Так появлялись новые деревенские поселения такие как: Малоубинка - 1787г., Черемшанка- 1799г.

По первой, проведённой в Российской империи переписи населения в 1897 году, в Секисовке проживало 3223 человека. Согласно официальным данным из жителей Секисовки раскольниками числились 788 человек. На самом деле эти цифры не верны, так как единоверцы не учитывались.

Исследователь старообрядчества, А.А.Новосёлов побывав в Секисовке в 1912 году отмечал, что из пяти тысяч жителей-60% были единоверцы, 15%-беспоповцы, 20%-белопоповцы, 4 %- австрийцы - окружники и около

1% жителей- православные.

С 1914 года, с начала первой Мировой войны, население Секисовки было обложено военным налогом, новой податью. Постоянно шла реквизиция лошадей, шерсти, мяса, хлеба на нужды фронта. Мобилизации подверглось 78 человек.

К установлению советской власти в 1917 году старообрядческая община, как единое экономическое целое уже не существовала.

По данным переписи 2009 года, в селе проживало 1656 человек (838 мужчин и 818 женщин).







1.4Жизнь,быт, культура.

Старообрядцы очень строго соблюдали чистоту нравов, старались меньше общаться с православными. Но трактовая дорога, проходящая через село, не давала возможности уединения. Приезжие своим поведением стали влиять на местную молодёжь, часто -негативно. Религия и связанное с ней двуперстие для крёстного знамения, отрицание табака, пользование только своей посудой -это лишь внешние черты быта. Основными чертами характера старообрядцев были: добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, трудолюбие, упорство в достижении намеченной цели.

«Не было такого ремесла «по- домашности», которое было бы им недоступно, рассказывал писатель А.М.Волков.

-В каждом хозяйстве плели прочные верёвки из пеньки, кожаные кнуты и вожжи, опояски для армяков. Тулупы, шапки, руковицы, бутылы (сапоги-чулки из кожи) каждая семья изготавливала собственными силами.

Пётр Петрович Тян-Шанский описывал:

«Внутри их жилища отличались замечательной чистотой, некрашеные полы были тщательно вымыты. Мебель, в особенности шкафы, а также потолки и стены были выкрашены яркими красками».

Много интересного о жизни, быте и культуре села конца 19 века нам дают сведения Марии Швецовой, которая посетила Секисовку в 1898году.

«Улицы широки, чисты и покрыты зелёной травой. Сами дома старинной русской архитектуры- с высоким крыльцом, с точёными столбиками, часто раскрашенные в разные цвета, затейливая резьба на окнах и крыше. В доме, обязательным украшением всех комнат- зеркала, на которых повешены с вышитыми краями полотенца. В переднем углу первой от входа комнаты божница с несколькими старинного письма иконами: в числе их обязательно имели распятие- раскольничий крест с изображением Святого Духа над ним….

Печи выбелены, а низ обит досками, на которых доморощенные художники изображают цветы или фантастических животных. Чистота везде образцовая».

П.П.Тян-Шанский пишет:

«-меня поразили некоторые особенности в одежде и жилищах обитателей этого селения. Головные уборы женщин состояли из низких кокошников, грациозно обёрнутых лёгкой белой повязкой, придающей всему головному убору вид тюрбана; рубашки их и панёвы были красиво вышиты красными шнурами». И далее Пётр Петрович написал:

«Жителей Секисовки называют «поляками»,хотя они говорили по русски и были староверами».

С установлением Советской власти, а на территорию Секисовки она пришла в 1918 году, в селе проводились преобразования, связанные со становлением советской государственности. Установление Советской власти вызвало сопротивление, которое затем вылилось в гражданскую войну. Продразвёрстка, силовые методы партийных и советских органов всё пало на плечи жителей Секисовки.. Советская власть коренным образом меняла облик села, ломала устои, веру народа.

Коллективизация в селе Секисовка началась с 1929 года. В этом же году проходило массовое раскулачивание. Создавались комитеты бедности. Начался голод.

1937-1938гг репрессии увеличили демографические потери села.

22 июня 1941 года фашисты вероломно вторглись в пределы нашей страны.

Советское правительство призвало воинов Красной Армии героически сражаться с немецко-фашистскими захватчиками. На священную войну против фашистских агрессоров отправилось более 300 жителей села Секисовка.

Многие жители, вернувшись с фронта помнили страшные мгновения войны. Часть жителей Сеисовки не вернулись назад, погибли за правое дело. Эти люди будут вечно жить в нашей памяти, памяти наших детей и внуков.

179 жителей села отдали свои жизни во имя победы Родины, во имя свободы и счастья трудового народа шли они на смерть. Жертвуя своей жизнью, они думали о нас, о своих сыновьях и внуках. Их имена увековечены на обелиске павшим героям,их имена навсегда останутся в наших сердцах.


Послевоенные годы тоже были нелёгкими для жителей нашего села.

1951-1952гг шёл процесс объединения колхозов в единый, колхоз имени Калинина на базе села Секисовка. Самоотверженно трудились жители села. Многие жители отличились и награждены за трудовые заслуги, всех героев трудовой эпопеи не перечислить. Слава им за их героический труд.

И вновь сельчан ждали проблемы связанные с развалом экономики,особенно в сельском хозяйстве в 1991-1995гг.

Выросли цены на энергоносители, при крайне низких закупочных ценах на продукцию сельхоз производителей. Резко сократилось поголовье скота. И в этих тяжелейших условиях жители Секисовки вновь показали, что они могут самоотверженно трудиться и добиваться определённых результатов.

С 1996 года Президент и правительство взяли курс на формирование собственника во всех сферах экономики. В сельском хозяйстве была выбрана форма крестьянских хозяйств.

На сегодняшний день в селе пять крупных крестьянских хозяйств, возглавляемых опытными руководителями. Сельские жители имеют рабочие места, продолжают трудиться на общее благо. Есть в селе замечательная школа, где светлые, современные, просторные кабинеты. Это моя родная школа.



На территории села целая сеть современных магазинов, где можно приобрести самые разные товары.

В нашем селе есть сельский дом культуры, это достопримечательность нашего села. Есть сельскому труженику где отдохнуть от трудовых будней.


И самое главное, у нас в селе есть горно-рудное предприятие, благодаря которому население обеспечено работой на долгие годы. А начиналось всё с того далёкого события, когда демидовские рудознатцы Секисовы Кирилл и Авдотья обнаружили на территории Секисовки богатую золотом руду.






Глава 2.

Горнорудное предприятие

Горнорудное предприятие «Секисовское» в Восточном Казахстане приступило к эксплуатации золотоносного месторождения, до сих пор считавшегося бедным и непригодным для промышленной добычи.

Английская инвестиционная компания Hambledon Mining Company LTD (HMC LTD) выиграла тендер на разработку, решив изменить устоявшиеся представления, и привлекла новые австралийские технологии, при которых предлагается строить компактные перерабатывающие фабрики непосредственно на месте добычи и тем самым добиваться рентабельности.

Месторождение открыл змеиногорский шахтмейстер Зубарев еще в 1883 году. Он приезжал в старообрядческое село Секисовку сосватать себе невесту. Попутно нашел за околицей в горе Седуха россыпи золотого песка и даже небольшие самородки. Разрабатывать зубаревский прииск начинали не раз, потом бросали и снова начинали. Дело в том, что золото в каменистом грунте давалось трудно, а в округе Риддера более податливых ручьев и горок на долю старателей и так хватало.

Примерно такая же тенденция сохранялась и в период Советской власти. Предприятие «Алтайзолото» выкачало из горы 3,5 тонны желтого металла, используя руду с богатым содержанием практически с поверхности. А бедные породы бросило, зачислив месторождение в разряд неперспективных. Многие годы початая Седуха стояла как напоминание о недобросовестной политике прежних недропользователей.

в Секисовке созданы 2 фирмы: ТОО «ГРП "Секисовское"», которое занимается добычей руды, и ТОО «Алтай-Кен-Байтыу», ведущее ее переработку. Для второй фирмы построена обогатительная фабрика, дробильный комплекс и складские помещения.

После 14 лет эксплуатации рудника фабрику не закроют. Компания планирует производить постоянную доразведку, углубляясь в недра. Кроме того, она оформила патент на разведку нескольких участков в окрестностях Секисовки. Перспективен район горы Церковка, где, по заверениям старых геологов, должно содержаться золото в легкодоступных соединениях и в таком же объеме, как на Седухе. Гора располагается в 7 километрах от Секисовки в северо-западном направлении. За время эксплуатации секисовского рудника компания надеется отыскать в окрестностях еще ряд подобных месторождений. Если эти прогнозы подтвердятся, то фронт работ значительно расширится, а рентабельность предприятия увеличится. Это значит,что есть дальнейшая перспектива развития нашего села Секисовка, это значит что наше село станет ещё краше и у него есть будущее, как и у нас -молодого поколения

секисовцев.

3. Заключение

В огромной стране у каждого человека есть свой родной маленький уголок - Город,деревня ,улица, дом, где он родился и вырос.


Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина. Каждый гражданин любит свою Родину, а я очень люблю своё родное село и стараюсь, как можно больше


узнать о нем.

Любить Родину - значит жить с ней единой жизнью.

4. Выводы

Время быстротечно, оно открывает новые горизонты, меняет наши взгляды и представления о жизни. Нельзя двигаться вперед, нельзя представить будущее, не зная прошлого, не понимая до конца всей важности и значимости событий, которые произошли.

Много сведений из истории моего села взято из архивных источников, из публикаций печати, литературных источников, рассказов старожилов.

Узнав историю своего села, я еще больше привязался к своей малой Родине, проследил процесс развития своего края на протяжении ряда лет. Исследование настоящего и прошлого села побуждает меня к участию в его преобразовании, поскольку это родной край - «живая частица великого мира» Я с гордостью говорю: «Я - патриот своей Страны и своей малой Родины!»
















5.Библиография

1. Большая советская энциклопедия

2. «Невыдуманная история о селе Секисовка», авт.Е.В.Дик, В.П.Ширков Усть-Каменогорск. 2007.

3.«Очерки истории Рудного Алтая», Усть-Каменогорск. 1970. стр. 24.27.

4.«Поляки Змеиногорского округа», Омск 1899, стр. 71,10-11.

5.Семёнов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань. М.,1958. С.67,68

6.Швецова М. «Поляки Змеиногорского округа»-3СО РГО.КН.26-Омск.1899-с.26,27,32,33,36.






© 2010-2022