Урок по истории Древнего мира Китай или Индия?

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Барменкова М.И. - учитель истории

МБОУ «Ахматовская СОШ»

Использование на уроках истории некоторых приемов работы с целью активизации самостоятельной деятельности учащихся.


Пояснительная записка.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Учащиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить самостоятельным (практическим) трудом, давать для него материал. Мы с ребятами придерживаемся памятки к организации самостоятельной деятельности на уроке, основные положения которой следующие:

1. Научиться ставить перед собой цель, знать порядок и приемы выполнения самостоятельной работы.

2. Степень сложности заданий должен удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой, соответствовать учебным возможностям ученика.

3. Обеспечить сочетание разнообразных видов и приемов самостоятельной работы и управление процессом работы.

4. Развивать познавательные способности, инициативу в принятии решения, творческое мышление.

5. Задания выполнять по алгоритму.

6. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес, желание выполнить работу до конца;

7. Выработка навыков и привычки к труду.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его урок был интересным и запоминающимся. Начиная разрабатывать урок, в очередной раз задаюсь вопросом: «Как отобрать из множества - самые эффективные приемы и методы, которые сделают урок интересным?» Многолетняя практика помогает выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы на разных этапах урока и подготовить нестандартный, современный урок. Предлагаю разработку урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему :



«Цивилизации Древнего Востока. Китай или Индия?»

Тип и вид урока: интерактивный урок обобщения и закрепления знаний с элементами практической работы.

Цель: развитие знаний, умений, навыков (компетенций) учащихся в ходе практической деятельности.

Задачи:

- обобщить знания о древних цивилизациях Востока;

- сравнить фактический материал, выстроить доказательство;

- формировать уважение к достижениям древней культуры;

- сформулировать признаки цивилизации.

Компетенции:

- умение оценивать свою и чужую деятельность;

- умение работать в паре;

- умение сравнивать;

- умение доказывать свою точку зрения.

Используемые понятия: Китай, Индия, цивилизация, признаки цивилизации.

Ожидаемый результат: закрепление знаний о цивилизациях Древнего Востока, развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся.

Литература, наглядные пособия:

- учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего Мира» (М.: Просвещение, 2012);

- карта «Древний Китай»;

- карта «Древняя Индия»;

- набор картин по культуре Индии и Китая;

- м/м презентация.

Ход урока

1.1.Мотивация. Создание проблемной ситуации.

1.2.Постановка проблемы: обращаю внимание детей на доску, где тема урока записана следующим образом:

? или ?

?!

Ребята, мы с вами думаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

1.3.Работа с цитатами. Читаю две цитаты и предлагаю ответить на вопрос:

- О каких древних странах, цивилизациях идет речь?

Цитата1. «Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин Цинь». В своем указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь, после его победы, «мир будет длиться вечно»…Однако, когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран… На севере противниками Китая были племена гуннов. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Во время строительства которой от непосильного труда погибли тысячи крестьян.

Цитата 2. «В долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, который местные жители называли «Холм мертвых». Перед глазами ученых предстала удивительная картина: под землей скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах - золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игрушки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом большом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его накинута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь. Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около четырех тысяч лет назад. И сейчас никто не может с уверенностью сказать, что за люди построили эти города и почему они вынуждены были их покинуть». Ответы учащихся.

2. Определение темы урока, формулировка проблемы и темы урока учениками:

Китай или Индия?

?! Сравнить цивилизации: Китая и Индии.

3. Повторение материала: глава 6, параграфы 20-23 (7-10 мин).

1) Тест «Вспомните и распределите слова правильно, к какой стране они относятся: к Китаю или Индии?»

1. «Холм мертвых»

2. Иероглифы

3. Рамаяна

4. Конфуций

5. Ганеша

6.Джунгли

7. Хуанхэ

8. Жрецы -брахманы

9. Будда

10. Великая Китайская стена.

(Ответ: Индия -1,3,5,6,8,9; Китай - 2,4, 7, 10).

4. Работа с понятием «цивилизация».

Учитель: ребята, вспомним, что означает слово «цивилизация». Каковы признаки цивилизации?

Цивилизация - это общество высокого уровня развития. 10 основных признаков цивилизации:

- появление государства;

- появление классов;

- наследственная собственность на землю;

- налоговая система;

- развитие торговли;

- появление ремесленников, специалистов;

- письменность;

- появление городов;

- монументальные сооружения;

- зачатки искусства и науки.

Мы с вами вспомнили, что такое цивилизация, записали в тетрадь 10 признаков цивилизации и теперь сможем сравнить цивилизации Китая и Индии.

5. Интерактивная часть (работа над развитием умений) .

5.1. Работа с картой. Нужно показать на карте.

Где расположены Китай и Индия.

- В какой части света находится Китай?

- Какие реки там протекают?

- Назвать города Китая.

- В какой части света находится Индия?

- Какие реки там протекают?

- Назвать города Индии.

- Чем похоже и чем отличается их месторасположение?

5.2. Решение задачи на счет лет. Выполняем это задание в парах (устно), объясняем друг другу и оцениваем друг друга.

Выяснить: какая из цивилизаций более древняя. Археологии установили, что несколько городов в долине реки Инд существовали около 4-х тысяч лет назад, а между реками Хуанхэ и Янцзы китайцы расселились во втором тысячелетии до н.э. Как вы считаете, какая из цивилизаций возникла раньше?

6. Доказательство.

Вы вспомнили все необходимые факты, теперь сможете доказать, что на Древнем Востоке существовали цивилизации. Доказательство будете строить по схеме: Я СЧИТАЮ, ЧТО В ….. СУЩЕСТВОВАЛА ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПОТОМУ ЧТО 1)…, 2)…, 3)…, 4)….(обращаемся к признакам цивилизации).

7. Рефлексия. Ребята, мы с вами изучили великие древние цивилизации Востока:

- Удалось нам сравнить эти цивилизации?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение: Какими достижениями древней культуры Китая и Индии вправе гордиться ныне живущие китайцы и индийцы? Куда я хочу отправиться в путешествие?

Литература.

Древний мир: кн. для чтения по истории/ под. Ред. В.П. Будановой.-М., 2006.

История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/ под. ред. А.А. Вигасина. - М., 2008.

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего Мира / А.И. Немировский. - М., 1991.

История стран и цивилизаций

istorya.ru

Мифы народов мира

epic.ru/myth

В 5-м классе учится 8 учащихся. Качество обучения по истории 87,5%. Семь человек укладываются в норму техники чтения. Я считаю, что по гуманитарным предметам, правильное чтение, внимательность на уроке, обязательная систематическая подготовка Д/З, дополнительное общение с учителем и со сверстниками по теме, являются необходимым условием успешного обучения. Пока есть интерес к предмету, ребенок будет учиться. Урок, построенный по данной схеме, второй. Также мы повторили Египет и Междуречье, затем будут Греция и Рим. Школьники приучаются к анализу, рассуждениям, выражению своей точки зрения.

Спасибо за внимание и приглашение к сотрудничеству.

© 2010-2022