Урок Рубеж древности и средневековья

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2. Рубеж древности и Средневековья.

Цели урока по линиям развития личности.

1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов истории поздней Римской империи выделить изменения в её жизни, которые привели к падению.

3 ЛР. Историческое мышление.

Проследить процесс становления новой христианской цивилизации, выделить три её составные части: античность, христианство, варварство. Установить причины изменения сознания людей переходного периода.

4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания роли античности и христианства в складывании новой цивилизации; уметь аргументировать собственную позицию.

Обязательный минимум содержания:

Великое переселение народов.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Обратите внимание на тему урока, в ней использовано слово «рубеж». Как вы думаете, что оно обозначает?

- Откройте схему на с. 7. Определите, какой век историки считают границей Древности и Средневековья. 1

- Обратимся к историческим документам на с. 12. Ознакомьтесь с мнениями китайских и арабских историков. Сравните три взгляда на начало Средневековья. 1 2

На доске рисуем ленту времени,

отмечаем рубежи средневековой истории с точки зрения китайских учёных и мусульман, общепринятой точки зрения о делении истории на эпохи.

- Есть ли совпадения во взглядах историков? Обращаю ваше внимание, что все три границы относятся примерно к одному историческому периоду - середине первого тысячелетия нашей эры.

- Какую проблему урока нам предстоит решить? 1

Высказывают свои предположения.

- Рубеж - то же, что и граница.

- Началом Средневековья историки считают V век.

Один из учеников читает вслух со слов «Лента времени…».

Следующий ученик читает вслух «Для китайских учёных …».

Ученики отмечают в рабочей тетради на с. 7, на ленте времени рубежи истории с точек зрения китайских учёных и мусульман, 6

указанные в документах как начало Средневековья.


Почему середина первого тысячелетия (IV-VI века) считается началом новой эпохи?

Регулятивные УУД

  1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

  2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

  3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

- Какие у вас будут предположения решения проблемы? Почему историки трёх разных цивилизаций могут выделять примерно один и тот же исторический период? 2 3

Предлагают свои версии.

III. Актуализация знаний.

- Мы ознакомились с мнениями историков трёх разных цивилизаций. Давайте вспомним, чем одна цивилизация отличается от другой.

- Вспомните, чем цивилизация отличается от первобытности?



- Объясните значения слов: государство

империя

христианство

церковь

язычество

- Цивилизация отличается одна от другой местом проживания, культурными и религиозными традициями, особенностями ведения хозяйства и управления обществом.

- Первобытность отличается от цивилизации тем, что это первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний.

- Христианство - религия, основателем которой является богочеловек, сын Господа Бога и земной девушки Марии Иисус Христос. Церковь - организация верующих одной религии,

язычество - религиозные верования, основанные на мифах и множестве богов, духов, олицетворяющих силы природы и человеческие занятия.

IV. Планирование деятельности.

- Мы с вами уже знаем, что в V веке произойдёт столкновение между первобытностью и цивилизацией. Вспомните, чем оно закончится?

- Чтобы ответить на проблему урока, на какие вопросы нам надо найти ответы? 4

- Мы можем сейчас выделить причины, по которым Риму не удалось противостоять варварам?

Значит, каким будет первый пункт нашего исследования?

- Кто такие варвары и почему они смогли разрушить Рим? Можем мы ответить на этот вопрос сейчас, в начале урока? Какой будет второй план нашего исследования? 1 2

На доске фиксируем:

1. Изменения, произошедшие в Римской империи к IV веку.

2. Какие особенности жизни варварских племён позволили им разрушить Римскую империю?

- Варвары разрушат Римскую империю.


Составляется план исследования:

1. Изменения, произошедшие в Римской империи к IV веку.

2. Какие особенности жизни варварских племён позволили им разрушить Римскую империю.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Используя текст учебника на с. 14-16 и рабочую тетрадь, с. 7, определите и запишите достижения античной цивилизации. 1 2 4

- Какие примеры античного искусства до сих пор мы можем видеть в современных городах?

- Какие изменения в жизни Римской империи стали происходить в III-IV веках? 1

На доске составлена схема. 6

Достижения римской цивилизации.

Рим в III-IV веках.

Отличие христианства от язычества.

По итогам выполнения задания применяем ТОУУ, самооценку. 4



- Утверждение христианской религии во многом изменило не только повседневную жизнь, но и образ мыслей и поступки многочисленного населения Римской империи. Работая в парах, обсудите, чем христиане отличались от язычников. Заполните третью часть схемы. 1

- Какой вывод можно сделать теперь по первому пункту плана нашего урока? 3 4

- Жизнь людей с приходом варваров сильно изменилась. Варвары ненавидели изнеженных римлян. Поэтому всё, что в их культуре оказалось непонятным, просто было уничтожено. Но некоторыми античными достижениями варвары пользовались с большим удовольствием.

Что осталось от Рима и что варвары принесли в новую картину мира - это последний вопрос, на который нам предстоит найти ответ сегодня.

Ребята выполняют задание, во время коллективного обсуждения учитель вписывает выделенные признаки на доску:

Достижения Римской империи

1. Богатые города

2. Развитое ремесло

3. Архитектура: храмы, театры, стадионы, библиотеки, суды

4. Избранные советы

5. Законы, защищающие равноправие граждан

6. Скульптура

7. Наука и образование

Работают с иллюстрациями, отвечают на вопрос.

В ходе коллективного обсуждения во вторую часть схемы вписывается:

Рим в III-IV веках

1. Гражданские войны.

2. Разорение хозяйства.

3. Появление колонов - зависимых тружеников в хозяйстве богатых землевладельцев.

4. Император - огромная власть, живой бог на земле.

5. Разрешение исповедовать христианство.

6. Распад Римской империи.

Отвечают на вопрос.

В ходе обсуждения в 3-ю часть схемы вписывается:

1. Единый Бог

2. Нет кровавых жертв

3. Любовь к людям

4. Прощение обид

5. Делать добро

6. Милосердие

Ребята обсуждают и высказывают своё мнение. 2 3 4

- Гражданские войны привели не только к разорению хозяйства, но и к постепенной смене религии в Римской империи.

Люди стали религиозными, даже варвары принимали христианство. Они отказывались от роскоши и развлечений, думали о сохранении души. Из античности остались только те достижения, которые необходимы были церкви.

VI. Выражение решения проблемы.

- Как меняются жизнь и мысли людей, переживших Великое переселение народов, разрушение Рима и приход варваров? 1

- Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

- Сравним наш вывод с выводами авторов учебника на с. 27.

- Какие гипотезы оказались верными?

- Как мы нашли решение проблемы урока?

- Середина первого тысячелетия считается началом новой эпохи, т.к. разрушение варварами Римской империи привело к складыванию нового мира, основанного на христианской религии.

VII. Применение нового знания.

- Выполните задание 5 в рабочей тетради на с. 8 урока № 2.

Установите последовательность событий, впиши номера в ячейки. Сделайте вывод, какой процесс гибели или основания империи здесь показан. Приведите одно-два доказательства своей точки зрения.

Если позволяет время, можно провести по итогам выполнения задания ТОУУ, самооценку. 4

Учащиеся выполняют задание.

VIII. Домашнее задание.

- Посмотрите на название следующего урока, с. 31. Как вы думаете, о чём говорит название темы? Новый мир только ещё начал складываться. Менялась жизнь варваров. О том, как постепенно они становились более цивилизованными и учились жить рядом с римлянами, вы прочитаете дома в § 1 и ответите на вопросы перед §. Выполните задание 6 в рабочей тетради, с. 8, урок № 2.

Составьте и запишите рассказ из 3-4 предложений, используя понятия: античная цивилизация, Великое переселение народов, варварские племена. 2 3 2 3

© ООО «Баласс», 2013 Страница 7



© 2010-2022