- Преподавателю
- История
- Урок Рубеж древности и средневековья
Урок Рубеж древности и средневековья
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимчук О.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № 2. Рубеж древности и Средневековья.
Цели урока по линиям развития личности.
1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основе фактов истории поздней Римской империи выделить изменения в её жизни, которые привели к падению.
3 ЛР. Историческое мышление.
Проследить процесс становления новой христианской цивилизации, выделить три её составные части: античность, христианство, варварство. Установить причины изменения сознания людей переходного периода.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания роли античности и христианства в складывании новой цивилизации; уметь аргументировать собственную позицию.
Обязательный минимум содержания:
Великое переселение народов.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- Обратите внимание на тему урока, в ней использовано слово «рубеж». Как вы думаете, что оно обозначает?
- Откройте схему на с. 7. Определите, какой век историки считают границей Древности и Средневековья. 1
- Обратимся к историческим документам на с. 12. Ознакомьтесь с мнениями китайских и арабских историков. Сравните три взгляда на начало Средневековья. 1 2
На доске рисуем ленту времени,
отмечаем рубежи средневековой истории с точки зрения китайских учёных и мусульман, общепринятой точки зрения о делении истории на эпохи.
- Есть ли совпадения во взглядах историков? Обращаю ваше внимание, что все три границы относятся примерно к одному историческому периоду - середине первого тысячелетия нашей эры.
- Какую проблему урока нам предстоит решить? 1
Высказывают свои предположения.
- Рубеж - то же, что и граница.
- Началом Средневековья историки считают V век.
Один из учеников читает вслух со слов «Лента времени…».
Следующий ученик читает вслух «Для китайских учёных …».
Ученики отмечают в рабочей тетради на с. 7, на ленте времени рубежи истории с точек зрения китайских учёных и мусульман, 6
указанные в документах как начало Средневековья.
Почему середина первого тысячелетия (IV-VI века) считается началом новой эпохи?
Регулятивные УУД
-
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
-
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
-
Планировать деятельность в учебной ситуации.
-
Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии.
- Какие у вас будут предположения решения проблемы? Почему историки трёх разных цивилизаций могут выделять примерно один и тот же исторический период? 2 3
Предлагают свои версии.
III. Актуализация знаний.
- Мы ознакомились с мнениями историков трёх разных цивилизаций. Давайте вспомним, чем одна цивилизация отличается от другой.
- Вспомните, чем цивилизация отличается от первобытности?
- Объясните значения слов: государство
империя
христианство
церковь
язычество
- Цивилизация отличается одна от другой местом проживания, культурными и религиозными традициями, особенностями ведения хозяйства и управления обществом.
- Первобытность отличается от цивилизации тем, что это первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний.
- Христианство - религия, основателем которой является богочеловек, сын Господа Бога и земной девушки Марии Иисус Христос. Церковь - организация верующих одной религии,
язычество - религиозные верования, основанные на мифах и множестве богов, духов, олицетворяющих силы природы и человеческие занятия.
IV. Планирование деятельности.
- Мы с вами уже знаем, что в V веке произойдёт столкновение между первобытностью и цивилизацией. Вспомните, чем оно закончится?
- Чтобы ответить на проблему урока, на какие вопросы нам надо найти ответы? 4
- Мы можем сейчас выделить причины, по которым Риму не удалось противостоять варварам?
Значит, каким будет первый пункт нашего исследования?
- Кто такие варвары и почему они смогли разрушить Рим? Можем мы ответить на этот вопрос сейчас, в начале урока? Какой будет второй план нашего исследования? 1 2
На доске фиксируем:
1. Изменения, произошедшие в Римской империи к IV веку.
2. Какие особенности жизни варварских племён позволили им разрушить Римскую империю?
- Варвары разрушат Римскую империю.
Составляется план исследования:
1. Изменения, произошедшие в Римской империи к IV веку.
2. Какие особенности жизни варварских племён позволили им разрушить Римскую империю.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Используя текст учебника на с. 14-16 и рабочую тетрадь, с. 7, определите и запишите достижения античной цивилизации. 1 2 4
- Какие примеры античного искусства до сих пор мы можем видеть в современных городах?
- Какие изменения в жизни Римской империи стали происходить в III-IV веках? 1
На доске составлена схема. 6
Достижения римской цивилизации.
Рим в III-IV веках.
Отличие христианства от язычества.
По итогам выполнения задания применяем ТОУУ, самооценку. 4
- Утверждение христианской религии во многом изменило не только повседневную жизнь, но и образ мыслей и поступки многочисленного населения Римской империи. Работая в парах, обсудите, чем христиане отличались от язычников. Заполните третью часть схемы. 1
- Какой вывод можно сделать теперь по первому пункту плана нашего урока? 3 4
- Жизнь людей с приходом варваров сильно изменилась. Варвары ненавидели изнеженных римлян. Поэтому всё, что в их культуре оказалось непонятным, просто было уничтожено. Но некоторыми античными достижениями варвары пользовались с большим удовольствием.
Что осталось от Рима и что варвары принесли в новую картину мира - это последний вопрос, на который нам предстоит найти ответ сегодня.
Ребята выполняют задание, во время коллективного обсуждения учитель вписывает выделенные признаки на доску:
Достижения Римской империи
1. Богатые города
2. Развитое ремесло
3. Архитектура: храмы, театры, стадионы, библиотеки, суды
4. Избранные советы
5. Законы, защищающие равноправие граждан
6. Скульптура
7. Наука и образование
Работают с иллюстрациями, отвечают на вопрос.
В ходе коллективного обсуждения во вторую часть схемы вписывается:
Рим в III-IV веках
1. Гражданские войны.
2. Разорение хозяйства.
3. Появление колонов - зависимых тружеников в хозяйстве богатых землевладельцев.
4. Император - огромная власть, живой бог на земле.
5. Разрешение исповедовать христианство.
6. Распад Римской империи.
Отвечают на вопрос.
В ходе обсуждения в 3-ю часть схемы вписывается:
1. Единый Бог
2. Нет кровавых жертв
3. Любовь к людям
4. Прощение обид
5. Делать добро
6. Милосердие
Ребята обсуждают и высказывают своё мнение. 2 3 4
- Гражданские войны привели не только к разорению хозяйства, но и к постепенной смене религии в Римской империи.
Люди стали религиозными, даже варвары принимали христианство. Они отказывались от роскоши и развлечений, думали о сохранении души. Из античности остались только те достижения, которые необходимы были церкви.
VI. Выражение решения проблемы.
- Как меняются жизнь и мысли людей, переживших Великое переселение народов, разрушение Рима и приход варваров? 1
- Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
- Сравним наш вывод с выводами авторов учебника на с. 27.
- Какие гипотезы оказались верными?
- Как мы нашли решение проблемы урока?
- Середина первого тысячелетия считается началом новой эпохи, т.к. разрушение варварами Римской империи привело к складыванию нового мира, основанного на христианской религии.
VII. Применение нового знания.
- Выполните задание 5 в рабочей тетради на с. 8 урока № 2.
Установите последовательность событий, впиши номера в ячейки. Сделайте вывод, какой процесс гибели или основания империи здесь показан. Приведите одно-два доказательства своей точки зрения.
Если позволяет время, можно провести по итогам выполнения задания ТОУУ, самооценку. 4
Учащиеся выполняют задание.
VIII. Домашнее задание.
- Посмотрите на название следующего урока, с. 31. Как вы думаете, о чём говорит название темы? Новый мир только ещё начал складываться. Менялась жизнь варваров. О том, как постепенно они становились более цивилизованными и учились жить рядом с римлянами, вы прочитаете дома в § 1 и ответите на вопросы перед §. Выполните задание 6 в рабочей тетради, с. 8, урок № 2.
Составьте и запишите рассказ из 3-4 предложений, используя понятия: античная цивилизация, Великое переселение народов, варварские племена. 2 3 2 3
© ООО «Баласс», 2013 Страница 7