Урок по истории для 5класса «Природа и люди Древней Индии»

Я представляю на конкурс собственную разработку урока по истории в 5 классе на тему «Природа и люди Древней Индии». Она была подготовлена для проведения урока в ходе районного семинара директоров школ на базе нашей школы. По этой разработке мной был проведен открытый урок, который получил массу положительных отзывов.   Урок я разрабатывала в соответствии с  требованиями ФГОС и он включает конспект и технологическую карту урока. Я буду очень рада, если моя работа работа  кому-то понравится и ею с...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории Древнего мира в 5классе

Тема урока: Природа и люди Древней Индии.

Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: проблемно-диалогический

Цель урока:

-Познакомить обучающихся с новой страной - Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная

  • работа в парах

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка целей, задач ,мотивация учебной деятельности уч-ся. 3.Актуализация опорных знаний.

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Изучение нового материала

-географическое положение Древней Индии;

-природные особенности Индии;

-занятия населения Древней Индии

-религиозные верования индийцев.

7. Динамическая пауза.

8.Первичное применение новых знаний.

9.Итог урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация; school-collection.edu.ru/catalog/res/ffc2b788-6a4d-4aa5-bd4d-8218506bd13d/?sort=order&from=&&rubric_id[]=116729

  • план работы для каждой парты;

  • раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»

  • разноцветные фигурки для рефлексии.

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический.

Межпредметные связи:

Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить учащихся с кастами в древней Индии;

  • выяснить в чём значение деления общества на касты;

  • определить в чьих интересах было деление на касты.

  • подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;

Метапредметные

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

  • развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;

  • способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.

Личностные

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • воспитывать чувство уважения к истории;

  • вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.

Технологическая карта урока

№п.п

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне

Приветствует детей, объявляет о начале урока

Приветствуют учителя

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Волевая саморегуляция(способность к преодолению препятствий

2

Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации.

• постановка цели, которая должна

быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;


Показывает детям слайд- шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки.

Вопрос: - как вы думаете в как называется государство, в которое мы отправимся сегодня?

Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации.

Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему»

Смотрят слайд -шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь тему урока.


Зачитывают вслух пункты плана.

Регулятивные :

постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности - индивидуальной и коллективной

и др.

Познавательные (общеучебные и логические):

определять проблему, цели;

и др.


3

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по вариантам по теме «Персидская держава царя царей»

Игра «Слово - страна»

Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу.

Проводит игру «Слово -страна»

Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу.

Играют в игру.

Регулятивные:

планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

и др.

Коммуникативные:

аргументировать свое мнение;

и др.

Познавательные (общеучебные и логические):

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами

и др.

4

Первичное усвоение новых знаний

Изучение нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, текста дополнительного материала, карт, в постоянном диалоге с учащимися


Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации.

Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг.

Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, активно работают с картой.

Самостоятельно изучают текст отрывка из поэмы «Махабхарата» и текстом п. 2 учебника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному.


Предметные цели - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Познавательные: (общеучебные и логические):

строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);

наблюдение

слушание

и др.

Коммуникативные УУД:

владеть всеми видами деятельности;

вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении;

аргументировать свое мнение;

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

корректировать поведение;

осуществлять контроль;


5

Динамическая пауза

Проведение физминутки в виде путешествия по джунглям

Говорит текст физминутки и побуждает детей к выполнению простейших физических упражнений

Выполняют движения, согласно тексту

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

6

Первичная проверка понимания.

Работа с раздаточным материалом(восстановить древний документ) с проверкой по эталону.

Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации)


Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;

самоконтроль.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):

выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие ;

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении;

аргументировать свое мнение;

осуществлять контроль;

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

7

Первичное закрепление

Выполнение задания в тетради - тренажере. Стр. 63 №81

Организует работу обучающихся в тетради - тренажере и дальнейшую проверку

Выполняют задание в тетради - тренажере. После выполнения- разбирают под руководством учителя правильность выполнения.

8

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание (на слайде презентации).

&20 учебника, пересказ «Сказания о Раме»

Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять

Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные :

самоконтроль.

9

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем.

Вопрос детям:- «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?»

Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке.

Оценивает работу детей.

Отвечают на вопрос учителя.

Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Личностные УУД

  1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.

Конспект урока

1.Организационный момент.

Друзья мои, звенит звонок

И рада я начать урок

Сегодня нас открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!


  1. Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации

Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите слайды ( просмотр слайдов в сопровождении индийской музыки). Вывешивается карта Индии

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").

Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №1). Запишите число и тему урока в тетрадь. Вывешивается тема урока на доске. Откройте учебник п.20.(На доске -карта Индии.)( на слайде №2схема -опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, какие природные условия в Индии,чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут - это план нашего путешествия. (Презентация - Слайд № 3) План путешествия раздаётся на каждый стол. Давайте зачитаем по пунктам.рщщаздаются на столы по 2 на путешествия:

ГПлан путешествия:

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.

Создание проблемной ситуации

Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, прежде, чем мы познакомимся с древнейшей цивилизацией, давайте вспомним, с какими государствами мы уже познакомились. Сейчас вы поработаете в парах с тестами.

Теперь мы поиграем в нашу игру «Слово- страна»:

Нил - Египет

Шумеры - Междуречье

Стекло - Финикия

Иероглиф - Египет

Хаммураппи - Вавилонское царство

Пирамиды - Египет

Клинопись - Междуречье

Яхве - Древнееврейское царство

Ниневия - Ассирия

Дарий I - Персидская держава

4. Первичное усвоение новых знаний

Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица - Паталипутра.

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Учитель: Карта, необходимая нам, находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?(Индийский океан). -На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор.(Гималаи). Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма»-означает «поднебесное жилище богов.

-В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг). Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата: 1) Инд и Ганг - полноводные непересыхающие реки; 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

Дети работают с картой в учебнике и показывают названные объекты на большой карте.

-Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся). Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №5).

Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником
-Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.

- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
. - Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту.(Презентация. Слайд №6). Задание всем понятно? Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.

Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация. Слайд №). Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.

Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.


  1. Динамическая пауза. Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

  1. Первичная проверка понимания.

IIIпункт Учитель: : Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче. (Слайд №7). Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? (слайд №8). Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений.

Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте пропусков.( работа с текстом)

Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии - это ……………...

Густые, непроходимые леса Индии называются ………………

Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.

Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.

- Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация слайд № 9 ).


  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание. (Слайд № 10)

  1. Итог урока .Рефлексия. Оценивание и комментарии

-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «страна чудес»? (Презентация слайд№11 )

-Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?

Оценивание себя детьми.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось?

-О чем еще вы хотели бы узнать?

- Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и поднимите тот, который считаете нужным.



© 2010-2022