Самоанализ урока истории в 5 классе на тему Древнейшие люди

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока истории в 5 классе

Дата проведения: сентября 2015 года

Тема урока : Древнейшие люди

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие в прошлое

Форма урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Перечень оборудования к уроку: ПК, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Используемый УМК:

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П.; под ред. А.О.Чубарьяна. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.- М.: Просвещение, 2012 (Академический школьный учебник).

  2. Уколова В.И., Маринович Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира» 5 класс.- М.: Просвещение,2012

Урок по теме «Древнейшие люди» являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на первых уроках. На уроке ставились и реализовывались следующие цели:

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.), формирование умения работать с учебником, иллюстрациями, исторической картой, анализировать и обобщать различные источники информации

Образовательная цель: на основе изученного материала углубить знания об имени прилагательном; коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, формирование представления об отличии древнейших людей от животных; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей.

Развивающая цель: развивать логическое и критическое мышление, умение работать с текстом учебника, развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения; развивать устную и письменную речь.

Воспитательная цель: воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимовыручки; чувство сопричастности уважения к человеку.

Задачи:

Повторить в течение урока материал по темам:

-Что изучает история Древнего мира.

- Исторические источники;

-изучить тему «Древнейшие люди».

Содержательные аспекты урока

Сложность содержания урока соответствовала возможностям обучающихся и типу класса, что обеспечивало работу в зоне ближайшего развития. Реализовывался компетентностный и коммуникативно-деятельностный подход, принцип связи теории и практики обучения с жизнью. На уроке использовала творческие продуктивные задания, которые носили не только обучающий, но и развивающий характер.

Структура и логика построения урока

Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике данного предмета и данного урока. Урок строила логично и системно, продумывая последовательность учебных заданий. Для урока рефлексии считаю уместным следующие этапы урока: мобилизующий(мотивация к учебной деятельности), целеполагание, коммуникация-актуализация знаний, самоконтроль с проверкой по эталону, включение в систему знаний, подведение итогов, рефлексия

Методические и технологические аспекты урока

Предусматривалось оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы, рациональное использование работы детей в парах и микрогруппах. На уроке старалась предусмотреть достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста обучающихся и типа урока. Были использованы проблемные методики обучения: частично-поисковые, исследовательские, диалогические технологии. Была использована следующая наглядность: карта, презентация урока «Древнейшие люди». Была организована оперативная обратная связь, отслеживающая усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществлялась своевременная коррекция ошибок, учитывала индивидуальные особенности детей, предусматривала дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Деятельностный аспект урока

Создавала положительную мотивацию, в том числе учебно-познавательные мотивы, на уроке ставились учебные задачи, дети их осознавали, принимали участие в целеполагании, рефлексии.

Обучающиеся осваивали несколько универсальных учебных действий:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;, проведение коллективного исследования , поиск необходимой информации в тексте, формулирование понятий, выполнение и анализ работы, контроль результатов.

Личностные УУД: высказывание собственного мнениея о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сопоставление отношения к природе древнейших людей и современного человека; воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, в общении с другими людьми.

Регулятивные УУД: планирование собственной деятельности, осуществление итогового и пошагового контроля, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения , обучение восприятию ответов товарищей, согласование действий с партнёром ;учитывать разные мнения; адекватно взаимодействовать в паре и группе.

Предметные результаты: учащиеся называют время появления на Земле древнейших людей, дают определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, могут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём, формировались опыта по обобщению знаний по теме, его преобразованию и применению; исследовательская культура

Метапредметные: учащиеся могут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, формулируют проблему и высказывают собственное мнение, самостоятельно используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Организационные аспекты урока. По моему мнению, выбран оптимальный темп урока, старалась соблюдать временные рамки, следить за чёткой организацией учебного процесса и дисциплиной.

Коммуникативные и личностные аспекты урока. Осуществлялось сотрудничество «учитель-дети», что позволяло соблюдать демократический стиль общения, благоприятный психологический микроклимат. Создавалась ситуация успеха и ситуация выбора: обучающиеся имели возможность высказывать собственную точку зрения, учитывались их интересы.

Педагогическая техника учителя. На данном уроке старалась использовать следующую систему работы : постановка проблемного вопроса в начале урока, чёткая постановка целей на каждом этапе урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока, использование физминутки и рефлексии, говорила чётко, выразительно.

На уроке реализовывались современные подходы к преподаванию истории:

Коммуникативно-деятельностный: добывание знаний в поисковой и исследовательской деятельности, обмен информацией, взаимодействие на уроке

Текстоориентированный: монологический ответ, работа с научным текстом;

Функциональный: совершенствование устной речи, развитие творческих способностей;

Интегрированный: связь с уроками географии, литературы, биологии.

Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся

Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися

Психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении истории Древнего мира.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг, задачи урока реализованы полностью


© 2010-2022