Конспект урока СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 25 (51)

Предмет - история

Класс - 9

Тема - «СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: характеризовать основные положения идеи мирного сосуществования, выдвинутой XX съездом КПСС.

Задачи:

объяснять, почему осуждение культа личности И. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с зарубежными коммунистическими партиями;

объяснять, почему идея социалистической ориентации развития не оправдала себя;

определять, называть характерные итоги и уроки Карибского кризиса 1962 г. для лидеров СССР;

развивать умения работы с исторической картой, историческими документами;

на конкретных исторических примерах показывать изменение международного положения конца 50-х начала 60-х годов.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, геополитика, пацифизм, социалистический лагерь.

Персоналии: Гамаль Абдель Насер, Фидель Кастро Рус, Джон Кеннеди.

Основные даты:

1953 г. - подписание перемирия в Корее.

1955 г. - подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией.

1955 г. - прекращение состояния войны СССР с Германией.

май 1955 г. - подписание странами социалистического содружества Варшавского договора.

1956 г. - прекращение состояния войны СССР с Японией.

1956 г. - Венгерский кризис; Суэцкий кризис.

октябрь 1962 г. - Карибский кризис.

Оборудование урока: презентация на тему «СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»; учебник: Н.В. Загладин «История России. 9 класс». - 2006.; исторические документы по данной теме.

Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее здание, план урока, основные понятия и даты.

План урока:

1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)

5. Домашнее задание. (2 минуты)

План изучения нового материала:

1. XX съезд КПСС и идея мирного сосуществования.

2. Кризис в Восточной Европе.

3. СССР и Суэцкий кризис.

4. Идея социалистической ориентации развития.

5. Карибский кризис и его последствия.

_______________________________________________________

Ход урока

Организационный момент

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания (письменного).

Цель урока.

Повторение пройденного материала

Опрос:

1. Определите причины проведения реформ в СССР после смерти И.В. Сталина.

2. Охарактеризуйте основные направления реформ, предпринятых по инициативе Л.П. Берия и Г.М. Маленкова. Почему они вызвали сопротивление большинства руководства партии и правительства?

3. Какое значение имело освоение целины?

4. В чем состояло историческое значение решений XX съезда КПСС? Какую роль в их принятии сыграл Н.С. Хрущев?

5. Раскройте суть термина «культ личности» и «реабилитация».

Тестирование:

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

А1. Когда закончилось правление Сталина?

1) в 1945 г.

2) в 1947 г.

3) в 1953 г.

4) в 1956 г.

А2. Центральные фигуры политического руководства СССР после смерти Сталина:

1) Н. Бухарин, А. Рыков

2) В. Молотов, А. Жданов

3) Г. Маленков, Л. Берия

4) М. Калинин, К. Ворошилов

А3. Кто стал победителем в борьбе за власть после смерти Сталина?

1) Г. Жуков

2) Г. Маленков

3) В. Молотов

4) Н. Хрущев

А4. К чему привели решения XX съезда КПСС?

1) к новой волне репрессий

2) к ликвидации тоталитарного режима

3) к возрождению культа личности вождя

4) к смягчению правящего режима

А5. Как называется восстановление в правах репрессированных граждан?

1) депортация

2) денацификация

3) реабилитация

4) демократизация

В1. В каком году произошло событие, о котором говорится в воспоминаниях?

Это была длинная и не очень правдивая речь, сделанная за закрытыми дверями перед руководством страны, слушавшими ее с каменными лицами… Хрущев рассказал о многих преступлениях Сталина, но ловко умолчал о преступлениях, в которых обвиняли его самого.

Ответ: ___________________________

_________________________________________________________________

С целью активизации изучения данной темы познакомить учащихся с размышлениями С. Кондрашова.

«Хрущев, несомненно, был человеком мира, несомненно, выражал мирные устремления нашего народа, но его анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и по итогу скорее отдаляли, чем приближали достижение мирных целей…

Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем».

Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы - это коренной вопрос общества».

_________________________________________________________________

Класс делится на 5 групп (согласно вопросам плана урока).

Задания группам.

1-я группа.

1) Прочитать материал «XX съезд КПСС и идеи мирного сосуществования», с. 246.

2) Составить развернутый план ответа.

3) Ответить на вопрос 1., с. 251: «В чем состоял смысл идеи мирного сосуществования, выдвинутый XX съездом КПСС»?

2-я группа.

1) Прочитать материал «Кризис в Восточной Европе», с. 244-245.

2) Ответить на вопрос: «Почему осуждение культа личности И.В. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с коммунистическими партиями стран Европы?».

3) Охарактеризуйте действия СССР во время кризиса 1956 г. в Венгрии.

3-я группа.

1) Прочитать материал «СССР и Суэцкий кризис 1956 г.», с. 245-247.

2) 2) Ответить на вопрос: «Почему осуждение культа личности И.В. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с коммунистической партией КНР?».

3) Какую роль СССР сыграл в развитии Суэцкого кризиса 1956 г.?

4-я группа.

1) Прочитать материал «Идея социалистической ориентации развития», с. 247-248.

2) Составить развернутый план ответа.

3) Ответить на вопрос 5: «Почему идея социалистической ориентации развития не оправдала себя?».

5-я группа.

1) Прочитать материал «Карибский кризис и его последствия», с. 249-250.

2) Ответить на вопрос 6: «В чем состояли итоги и уроки Карибского кризиса 1962 г. для лидеров СССР?».

________________________________________________________

Закрепление изученного материала

Какие события произошли в это время во внешней политике СССР: 1956 г., 1959 г., 1961 г., 1962 г, 1963 г.?

________________________________________________________

Домашнее задание:

§ 32, ответить на вопросы в конце

знать понятия, даты

работа с документальным материалом

сообщение «Научная деятельность А.П. Александрова», «научная деятельность М.В. Келдыша», «Научная деятельность П.Л. Капицы».

4


© 2010-2022