- Преподавателю
- История
- Конспект урока СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны
Конспект урока СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аникина М.С. |
Дата | 10.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока 25 (51)
Предмет - история
Класс - 9
Тема - «СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: характеризовать основные положения идеи мирного сосуществования, выдвинутой XX съездом КПСС.
Задачи:
объяснять, почему осуждение культа личности И. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с зарубежными коммунистическими партиями;
объяснять, почему идея социалистической ориентации развития не оправдала себя;
определять, называть характерные итоги и уроки Карибского кризиса 1962 г. для лидеров СССР;
развивать умения работы с исторической картой, историческими документами;
на конкретных исторических примерах показывать изменение международного положения конца 50-х начала 60-х годов.
Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, геополитика, пацифизм, социалистический лагерь.
Персоналии: Гамаль Абдель Насер, Фидель Кастро Рус, Джон Кеннеди.
Основные даты:
1953 г. - подписание перемирия в Корее.
1955 г. - подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией.
1955 г. - прекращение состояния войны СССР с Германией.
май 1955 г. - подписание странами социалистического содружества Варшавского договора.
1956 г. - прекращение состояния войны СССР с Японией.
1956 г. - Венгерский кризис; Суэцкий кризис.
октябрь 1962 г. - Карибский кризис.
Оборудование урока: презентация на тему «СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»; учебник: Н.В. Загладин «История России. 9 класс». - 2006.; исторические документы по данной теме.
Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее здание, план урока, основные понятия и даты.
План урока:
1. Организационный момент. (3 минуты)
2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)
3. Изучение нового материала. (20 минут)
4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)
5. Домашнее задание. (2 минуты)
План изучения нового материала:
1. XX съезд КПСС и идея мирного сосуществования.
2. Кризис в Восточной Европе.
3. СССР и Суэцкий кризис.
4. Идея социалистической ориентации развития.
5. Карибский кризис и его последствия.
_______________________________________________________
Ход урока
Организационный момент
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания (письменного).
Цель урока.
Повторение пройденного материала
Опрос:
1. Определите причины проведения реформ в СССР после смерти И.В. Сталина.
2. Охарактеризуйте основные направления реформ, предпринятых по инициативе Л.П. Берия и Г.М. Маленкова. Почему они вызвали сопротивление большинства руководства партии и правительства?
3. Какое значение имело освоение целины?
4. В чем состояло историческое значение решений XX съезда КПСС? Какую роль в их принятии сыграл Н.С. Хрущев?
5. Раскройте суть термина «культ личности» и «реабилитация».
Тестирование:
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
А1. Когда закончилось правление Сталина?
1) в 1945 г.
2) в 1947 г.
3) в 1953 г.
4) в 1956 г.
А2. Центральные фигуры политического руководства СССР после смерти Сталина:
1) Н. Бухарин, А. Рыков
2) В. Молотов, А. Жданов
3) Г. Маленков, Л. Берия
4) М. Калинин, К. Ворошилов
А3. Кто стал победителем в борьбе за власть после смерти Сталина?
1) Г. Жуков
2) Г. Маленков
3) В. Молотов
4) Н. Хрущев
А4. К чему привели решения XX съезда КПСС?
1) к новой волне репрессий
2) к ликвидации тоталитарного режима
3) к возрождению культа личности вождя
4) к смягчению правящего режима
А5. Как называется восстановление в правах репрессированных граждан?
1) депортация
2) денацификация
3) реабилитация
4) демократизация
В1. В каком году произошло событие, о котором говорится в воспоминаниях?
Это была длинная и не очень правдивая речь, сделанная за закрытыми дверями перед руководством страны, слушавшими ее с каменными лицами… Хрущев рассказал о многих преступлениях Сталина, но ловко умолчал о преступлениях, в которых обвиняли его самого.
Ответ: ___________________________
_________________________________________________________________
С целью активизации изучения данной темы познакомить учащихся с размышлениями С. Кондрашова.
«Хрущев, несомненно, был человеком мира, несомненно, выражал мирные устремления нашего народа, но его анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и по итогу скорее отдаляли, чем приближали достижение мирных целей…
Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем».
Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы - это коренной вопрос общества».
_________________________________________________________________
Класс делится на 5 групп (согласно вопросам плана урока).
Задания группам.
1-я группа.
1) Прочитать материал «XX съезд КПСС и идеи мирного сосуществования», с. 246.
2) Составить развернутый план ответа.
3) Ответить на вопрос 1., с. 251: «В чем состоял смысл идеи мирного сосуществования, выдвинутый XX съездом КПСС»?
2-я группа.
1) Прочитать материал «Кризис в Восточной Европе», с. 244-245.
2) Ответить на вопрос: «Почему осуждение культа личности И.В. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с коммунистическими партиями стран Европы?».
3) Охарактеризуйте действия СССР во время кризиса 1956 г. в Венгрии.
3-я группа.
1) Прочитать материал «СССР и Суэцкий кризис 1956 г.», с. 245-247.
2) 2) Ответить на вопрос: «Почему осуждение культа личности И.В. Сталина вызвало обострение отношений КПСС с коммунистической партией КНР?».
3) Какую роль СССР сыграл в развитии Суэцкого кризиса 1956 г.?
4-я группа.
1) Прочитать материал «Идея социалистической ориентации развития», с. 247-248.
2) Составить развернутый план ответа.
3) Ответить на вопрос 5: «Почему идея социалистической ориентации развития не оправдала себя?».
5-я группа.
1) Прочитать материал «Карибский кризис и его последствия», с. 249-250.
2) Ответить на вопрос 6: «В чем состояли итоги и уроки Карибского кризиса 1962 г. для лидеров СССР?».
________________________________________________________
Закрепление изученного материала
Какие события произошли в это время во внешней политике СССР: 1956 г., 1959 г., 1961 г., 1962 г, 1963 г.?
________________________________________________________
Домашнее задание:
§ 32, ответить на вопросы в конце
знать понятия, даты
работа с документальным материалом
сообщение «Научная деятельность А.П. Александрова», «научная деятельность М.В. Келдыша», «Научная деятельность П.Л. Капицы».
4