Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутейниковская основная общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована Утверждена

к утверждению педсоветом приказом МБОУ Кутейниковская ООШ

пр. № 94 от 25 .08.2016 г. № 94 от 26 .08.2016 г.

Директор____________Фандо В.В.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИ ДРЕВНЕГО МИРА

ДЛЯ 5 КЛАССА





Составила учитель

истории и обществознания

Склярова Г.Г.






2016-2017 уч. г.

Календарно--тематическое планирование уроков по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса,

2016 - 2017 уч.г. (2 часа в неделю, 68 часов в год).

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Что изучает история, исторические источники

1

05.09

2

Древнейшие люди

1

07.09

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

12.09

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

14.09

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

19.09

6

Счёт лет в истории

1

21.09

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

1

26.09

8

Появление неравенства и знати

1

28.09

II

Древний Египет Древний Восток

6

9

Государство на берегах Нила

1

03.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

05.10

11

Жизнь египетского вельможи

1

10.10

12

Военные походы фараонов

1

12.10

13

Религия древних египтян

1

17.10

14

Культура и письменность Древнего Египта. Повторение.(к.р)

1

19.10

III

Западная Азия в древности

7

15

Древнее Двуречье

1

24.10

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

26.10

17

Финикийские мореплаватели

1

07.11

18

Библейские сказания

1

09.11

19

Древнееврейское царство

1

14.11

20

Ассирийская держава

1

16.11

21

Персидская держава «Царя царей». Повторение

1

21.11

IV

Индия и Китай в древности

5

22

Природа и люди Древней Индии

1

23.11

23

Индийские касты

1

28.11

24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

30.11

25

Первый властелин единого Китая

1

05.12

26

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Древний Восток»

1

07.12

V

Древняя Греция

18

27

Греки и критяне

1

12.12

28

Микены и Троя

1

14.12

29

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

19.12

30

Религия древних греков

1

21.12

31

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

26.12

32

Зарождение демократии в Афинах

1

09.01

33

Древняя Спарта

1

11.01

34

Основание греческих колоний на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

16.01

35

Олимпийские игры в древности

1

18.01

36

Победа греков над персами в Марафонской битве Нашествие персидских войск на Элладу

1

23.01

37

В гаванях афинского порта Пирей

1

25.01

38

В городе богини Афины

1

30.01

39

Культура древней Греции

1

01.02

40

Афинская демократия при Перикле

1

06.02

41

Города Эллады подчиняются Македонии

1

08.02

42

Поход Александра Македонского на Восток

1

13.02

43

В Александрии Египетской

1

15.02

44

Повторительно-обобщающий урок по теме
« Древняя Греция»

1

20.02

VI

Древний Рим

24

45

Древнейший Рим

1

22.02

46-47

Завоевание Римом Италии

Устройство Римской республики

2

27.02

01.03

48

Вторая война Рима с Карфагеном
( 218-201гг. до н.э.)

1

06.03

49

Установление господства Рима во всем Средиземноморье
во 2- м веке до н.э.

1

13.03

50-51

Рабство в Древнем Риме

2

15.03

52

Земельный закон братьев Гракхов

1

20.03

53

Восстание Спартака

1

22.03

54

Единовластие Цезаря в Риме

1

03.04

55

Установление империи в Риме

1

05.04

56

Соседи Римской Империи

1

10.04

57

В Риме при императоре Нероне

1

12.04

58

Первые христиане и их учение

1

17.04

59-60

Расцвет империи во 2-м веке н.э.

Вечный город и его жители

2

19.04

24.04

61

Римская Империя при Константине

1

26.04

62

Взятие Рима варварами

1

03.05

63

Семь чудес света

1

10.05

64

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»

1

15.05

65-68

Итоговое повторение

4

17.05

22.05




Требования к уровню подготовки пятиклассников по истории



В результате изучения истории Древнего мира ученики должны:


  1. Знать важнейшие события истории Древнего мира, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры Древнего мира.

  2. Показывать на исторической карте местоположение Древнейших государств.

  3. Давать общие характеристики древнейших цивилизаций и культур.

  4. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

  5. Сравнивать факты, события, личности.

  6. Анализировать фрагменты исторических источников.

  7. Объяснять значение исторических понятий.

  8. Знать даты важнейших событий, объяснять смысл терминов «до н.э. «, «н.э.».
























Требования к результатам

обучения и освоения

содержания курса по истории


Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного разнообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Межпредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение ценностными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве её содержательных )объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • поводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).








5 КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(68 ЧАСОВ)

Цели: Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание

Прямой шрифт - обязательная для контроля часть программы.

Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.

Подчеркивание - фразы из обязательного минимума Государственного стандарта.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2-3 часа)

Что изучает история: проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн лет назад) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. лет назад), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства (около 3000 г. до н.э.). Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии (около X в. до н.э.) и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-ричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г. до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 4. Империи эллинов и римлян

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г.Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I в.: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 гг.).

Обобщение и контроль (2-4 часа)

Резерв (6 часов)









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5 КЛАССА

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


© 2010-2022