- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Склярова Г.Г. |
Дата | 06.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутейниковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педсоветом приказом МБОУ Кутейниковская ООШ
пр. № 94 от 25 .08.2016 г. № 94 от 26 .08.2016 г.
Директор____________Фандо В.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИ ДРЕВНЕГО МИРА
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составила учитель
истории и обществознания
Склярова Г.Г.
2016-2017 уч. г.
Календарно--тематическое планирование уроков по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса,
2016 - 2017 уч.г. (2 часа в неделю, 68 часов в год).
Тема урокаКол-во
часов
Дата
проведения
1
Что изучает история, исторические источники
1
05.09
2
Древнейшие люди
1
07.09
3
Родовые общины охотников и собирателей
1
12.09
4
Возникновение искусства и религиозных верований
1
14.09
5
Возникновение земледелия и скотоводства
1
19.09
6
Счёт лет в истории
1
21.09
7
Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»
1
26.09
8
Появление неравенства и знати
1
28.09
II
Древний Египет Древний Восток
6
9
Государство на берегах Нила
1
03.10
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
05.10
11
Жизнь египетского вельможи
1
10.10
12
Военные походы фараонов
1
12.10
13
Религия древних египтян
1
17.10
14
Культура и письменность Древнего Египта. Повторение.(к.р)
1
19.10
III
Западная Азия в древности
7
15
Древнее Двуречье
1
24.10
16
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
26.10
17
Финикийские мореплаватели
1
07.11
18
Библейские сказания
1
09.11
19
Древнееврейское царство
1
14.11
20
Ассирийская держава
1
16.11
21
Персидская держава «Царя царей». Повторение
1
21.11
IV
Индия и Китай в древности
5
22
Природа и люди Древней Индии
1
23.11
23
Индийские касты
1
28.11
24
Чему учил китайский мудрец Конфуций
1
30.11
25
Первый властелин единого Китая
1
05.12
26
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Древний Восток»
1
07.12
V
Древняя Греция
18
27
Греки и критяне
1
12.12
28
Микены и Троя
1
14.12
29
Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1
19.12
30
Религия древних греков
1
21.12
31
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
26.12
32
Зарождение демократии в Афинах
1
09.01
33
Древняя Спарта
1
11.01
34
Основание греческих колоний на берегах Средиземного и Чёрного морей
1
16.01
35
Олимпийские игры в древности
1
18.01
36
Победа греков над персами в Марафонской битве Нашествие персидских войск на Элладу
1
23.01
37
В гаванях афинского порта Пирей
1
25.01
38
В городе богини Афины
1
30.01
39
Культура древней Греции
1
01.02
40
Афинская демократия при Перикле
1
06.02
41
Города Эллады подчиняются Македонии
1
08.02
42
Поход Александра Македонского на Восток
1
13.02
43
В Александрии Египетской
1
15.02
44
Повторительно-обобщающий урок по теме
« Древняя Греция»
1
20.02
VI
Древний Рим
24
45
Древнейший Рим
1
22.02
46-47
Завоевание Римом Италии
Устройство Римской республики
2
27.02
01.03
48
Вторая война Рима с Карфагеном
( 218-201гг. до н.э.)
1
06.03
49
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
во 2- м веке до н.э.
1
13.03
50-51
Рабство в Древнем Риме
2
15.03
52
Земельный закон братьев Гракхов
1
20.03
53
Восстание Спартака
1
22.03
54
Единовластие Цезаря в Риме
1
03.04
55
Установление империи в Риме
1
05.04
56
Соседи Римской Империи
1
10.04
57
В Риме при императоре Нероне
1
12.04
58
Первые христиане и их учение
1
17.04
59-60
Расцвет империи во 2-м веке н.э.
Вечный город и его жители
2
19.04
24.04
61
Римская Империя при Константине
1
26.04
62
Взятие Рима варварами
1
03.05
63
Семь чудес света
1
10.05
64
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим»
1
15.05
65-68
Итоговое повторение
4
17.05
22.05
Требования к уровню подготовки пятиклассников по истории
В результате изучения истории Древнего мира ученики должны:
-
Знать важнейшие события истории Древнего мира, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры Древнего мира.
-
Показывать на исторической карте местоположение Древнейших государств.
-
Давать общие характеристики древнейших цивилизаций и культур.
-
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
-
Сравнивать факты, события, личности.
-
Анализировать фрагменты исторических источников.
-
Объяснять значение исторических понятий.
-
Знать даты важнейших событий, объяснять смысл терминов «до н.э. «, «н.э.».
Требования к результатам
обучения и освоения
содержания курса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного разнообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Межпредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
-
овладение ценностными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве её содержательных )объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
-
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.Работа с историческими источниками:
-
читать историческую карту с опорой на легенду;
-
поводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
-
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.Описание (реконструкция):
-
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
-
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
-
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Работа с версиями, оценками:
-
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
5 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
(68 ЧАСОВ)
Цели: Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание
Прямой шрифт - обязательная для контроля часть программы.
Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.
Подчеркивание - фразы из обязательного минимума Государственного стандарта.
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (2-3 часа)
Что изучает история: проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (6 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн лет назад) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. лет назад), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства (около 3000 г. до н.э.). Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии (около X в. до н.э.) и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-ричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г. до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян
Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г.Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I в.: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 гг.).
Обобщение и контроль (2-4 часа)
Резерв (6 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5 КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
-
Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.
-
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
-
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
-
При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, римской республики и Римской империи).
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.