Статья Исследовательская деятельность старшеклассников

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность старшеклассников.

История - это предмет, с изучения которого начинаются размышления о судьбах Родины, предков , формируются чувства гражданственности и патриотизма . В старших классах , наряду с другими видами деятельности учащихся , ребята ведут исследовательскую работу по истории , краеведению , культуре, обществознанию.

Актуальность темы. В концепции современного образования ставятся новые приоритеты общего образования:

  • освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников в условиях постоянно меняющегося мира;

  • Овладение учащимися такими компетенциями как : учебно - познавательными, информационными, оценочными , коммуникативными , путь к которым лежит , в том числе , через проектно - исследовательскую деятельность.

Новизна работы. В современной исторической науке достаточно представлено содержание основных событий, деятельность знаменитых личностей , история стран , а история конкретных людей , семей , населённых пунктов раскрыта недостаточно . Формирование патриотизма и гражданственности невозможно без приобщения к истории наших предков , к истории малой родины .

Практическая значимость работы. Материал исследовательских работ может быть использован на уроках, во внеурочной деятельности , в подготовке к памятным датам , оформлении стендов , для участия в научных конференциях , конкурсах, создании портфолио .

Выбор темы исследования обусловлен изучаемым программным материалом, празднованием красных дней календаря, значимыми событиями в стране , в республике.

Задачи исследовательской работы учащихся: * Обучающаяся - расширение знаний по истории, обществознанию, краеведению посредством работы с различными источниками.

*Воспитательная - формирование патриотизма, толерантности, гражданственности.

*Развивающая - развитие коммуникативных умений, умение брать интервью, записывать воспоминания, оформлять путевые заметки, представлять информацию в виде рассказов, составлять тезисы, таблицы, графики, схемы.

Источники исследования: воспоминания родных, земляков, интервью с ними, письма, материал школьного Зала Трудовой и Боевой славы, СМИ, путевые заметки, фотографии, карты.

Роль учителя в исследовательской работе. Учитель выступает как наставник ( тьютор), он помогает на всех этапах создания работы: в выборе темы, определении проблемы, новизны, практической значимости, в формулировании цели, задач, поиске гипотез, выборе информации, оформлении работы, презентации, рефлексии. Поэтому исследовательская работа интересна и полезна как для учащихся, так и учителя.

« История - всегда разведка в былом,

Но для грядущих лет.

Историк загибает ветку,

чтоб не свернул идущий вслед.

Историк трудится сутуло, не разгибаясь по ночам,

Чтоб эта ветка не хлестнула вслед движущегося по очам.»

Поэт Б. А. Слуцкий.



© 2010-2022