Рабочая программа по истории России для 7 класса

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района

Воронежской области


Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от ____________________

Руководитель МО _____________________

Т.А.Шепеленко


Согласовано

Замдиректора по УВР

___________________ Г.А.Шапорова

Утверждаю

Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2

_________________ Г.Н.Зубова

Приказ №____ от ______________________Рабочая программа

по учебному предмету

ИСТОРИЯ РОССИЯ

7 «А» класс



Разработчик: Строкова Юлия Васильевна

учитель истории и обществознания

МКОУ Рамонской СОШ № 2,

первая квалификационная категория.





2015- 2016 учебный год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «История России» в 7 классе составлена на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Часть тем (7 уроков) рассматривается в рамках внутриурочного модуля учащихся как одного из видов деятельности вариативной части учебного плана, формируемой по выбору обучающихся. Рабочая программа модуля прилагается к основной рабочей программе по предмету.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

- личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования ,учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа., Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на историю России в 7 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели курса:

показать Историю России, её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостное представление об Истории России как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов России, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Истории России, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в городе, крае, стране.

Занятия с учащимися имеют различные формы:

  1. Школьная лекция - форма учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала. Лекции целесообразно использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум фактологического банка данных, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных исторических фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов - оценок

  2. Лабораторное занятие - форма учебной деятельности, в ходе которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. При этом деятельность учителя сводится к организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом лабораторного занятия ученики получают карточки, где указаны все необходимые данные источника, а также даны познавательные задания с четким обозначением учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода. Задания могут быть на проверку понимания прочитанного (тест с выбором ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответ, календарь событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их авторского толкования (развернутый план, сравнительно-обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на аргументацию личных оценочных суждений.

  3. Семинарское занятие - позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в классе, после предварительной полготовки дома. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.

  4. Практическое занятие - форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида: 1) практическое занятие по развитию познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

  5. Уроки-диспуты, дискуссии. Первоначально формулируется проблема, представляющая собой констатацию различных точек зрения на какую-либо проблему. Учащиеся должны высказать точку зрения, которой придерживаются они и аргументировать ее. На уроках диспутах возможно моделирование

  6. Интегрированные уроки. На них взаимосвязано изучаются темы истории и литературы, обществознания и русского языка.

  7. Уроки самоопределения и самореализации.

  8. Уроки-презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, суды, круглые столы, телемосты, симпозиумы.


По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций - индуктивный (от фактов - к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям - методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении - словесные, наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

Сроки реализации Рабочей программы:2015-2016 уч.г.

Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие структурные элементы:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

6) содержание учебного предмета, курса;

7) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.



Особенности содержания и методического аппарата УМК:

УМК «История России. Конец ХVI - ХVIII век». 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Состав УМК:

  • Учебник. История России. Конец ХVI - ХVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • Электронное приложение к учебнику. История России. Конец ХVI - ХVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).

  • Рабочая тетрадь. История России. Конец ХVI - ХVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • Поурочные разработки. История России. Конец ХVI - ХVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • Тестовые задания. История России. 7 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.

  • Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 - 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.

Основная концептуальная идея, реализованная авторами при доработке по ФГОС в линии учебников «История России» 6-9 классов: показать отечественную историю как многоаспектный исторический процесс, где история России представлена как часть мировой истории.

Полностью переработанный методический аппарат учебников 6-9 классов предлагает многообразие видов вопросов и заданий, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС. Учебники имеют аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», полное оглавление, необходимую рубрикацию.

Текст параграфов сопровождается поясняющими реквизитами, а также содержащими дополнительный материал рубриками. Новые понятия и термины, выделенные в тексте, даются в конце параграфов в рубрике «Запомните новые слова». Вопросы и задания внутри параграфа направлены на повторение ранее пройденного материала, в том числе и в курсах всеобщей истории, обществознания, географии, литературы и т. д. Они также помогают сопоставить исторические события с реалиями сегодняшнего дня.

Вопросы и задания после каждого параграфа разделены на два уровня. Рубрика «Проверяем свои знания» помогает учащимся понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте параграфа. Вопросы и задания рубрики «Учимся быть историками» требуют более глубокой работы с текстом, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа.

К каждой главе прилагается комплект тестовых заданий. Выполнение данных заданий будет также способствовать подготовке учащихся к ГИА. В конце учебника помещены списки литературы и интернет-ресурсов, а также список проектов, работа над которыми будет вестись на протяжении всего учебного года. Не менее четверти заданий используют в качестве объектов семью, труд и творчество, факты социальной солидарности, примеры патриотических поступков и поведения, ценности исторического знания, многообразие культур в России. Система заданий позволяет обучающимся попробовать себя в различных социальных ролях - рассказчика, экскурсовода, исследователя, писателя и др.



Структура и специфика курса:

Систематический курс истории в 7 классе является непосредственным продолжением вводного курса в 5-6 классах и построен на тех же теоретико-методологических основаниях. Освоив принципы и методы работы с информационными источниками о прошлом (5 класс) и систему исторических понятий (6 класс), учащиеся (вооруженные научно-историческим инструментарием) переходят к систематическому курсу истории, выстроенному в хронологической последовательности.

Данный переход связан с необходимостью решить две проблемы, одна из которых носит общепедагогический, а другая - сугубо предметный (исторический) характер. Остановимся сначала на первой проблеме. Общепризнан тот факт, что 7 класс является спроблемным возрастом с точки зрения мотивации. Учебная деятельность уже (и еще) не является ведущей, на первый план у учеников выходят совершенно иные мотивы и интересы (конечно, есть некоторое количество учащихся, в силу различных причин сохраняющих высокую мотивацию к учебе, но исключения только подтверждают правила). Все попытки переломить данную тенденцию обречены на провал, поскольку противоречат подростковой природе.

Предлагаемый выход - в широком использовании проектной деятельности с реальной возможностью для учеников выбирать (самостоятельно или с помощью учителя) темы проектов, в той или иной мере соответствующие их личным склонностям и интересам, и презентовать результаты своей деятельности, активно соревнуясь друг с другом. Поскольку учащиеся уже умеют работать с источниками информации, имеют опыт презентации своих результатов и овладели системой понятий, то самостоятельная проектная деятельность в данном случае основывается на прочном фундаменте.

Переход к проектной деятельности полностью вписывается в логику курса: от работы с источниками, установления истинности исторических фактов (5 класс) и работы с понятиями (6 класс) - к работе с суждениями и умозаключениями; от умений анализировать полученную информацию, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации - к умениям устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции и рассматривать основания для ее опровержения, строить логическое рассуждение, умозаключение, и делать выводы.

Необходимость широкого использования проектной деятельности в преподавании истории была осознана давно, однако до сих пор она неизменно сталкивалась с технической невозможностью реализовать задуманное (к примеру, в 1920-е гг., когда имел место первый масштабный опыт внедрения метода проектов в обучение, школьники, как правило, имели в качестве единственного источника информации рабочую или учебную книгу, что выхолащивало саму суть проектной деятельности). В настоящее время появление и распространение Интернета позволило снять данную проблему: во Всемирной сети уже размещено огромное количество разнообразных источников исторической информации, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно (и в обозримом будущем число таких источников будет только возрастать). Также Сеть позволяет учителю дистанционно руководить проектами учеников, отслеживать их качество и высказывать пожелания (для этого должны использоваться часы, выделенные на внеучебную деятельность). Логика изучения отдельной темы в рамках предлагаемого подхода выглядит так:

1) сначала ученики знакомятся с историческим содержанием (основными установленными фактами), которое сконструировано таким образом, чтобы породить множество вопросов разного уровня сложности и обобщения. В отличие от традиционного учебного текста здесь нет ответов на вопросы, но есть указания на источники информации, где можно попытаться эти ответы найти (сайты в Интернете, хрестоматии и пр.);

2) учащиеся самостоятельно ищут ответы и презентуют полученный результат перед своими одноклассниками; при этом в качестве результата признаются тезис или тезисы (различные варианты ответа на вопрос), а также убедительность аргументации и правильная демонстрация (способ логической связи между тезисом и аргументами);

3) полученные ответы сводятся в систему, причем ответы на частные вопросы («извлеченные» учениками из источников) позволяют сформулировать ответы и на вопросы более общего характера.

Наряду с отдельными тематическими проектами реализуются и более общие курсовые («зонтичные») проекты, в известной мере суммирующие наработки по отдельным темам. В качестве таковых «зонтичных» проектов в программе предусмотрен:

7 класс - составление «Классной книги по истории», содержащей наиболее интересные реализованные учащимися проекты, получившие самые высокие оценки (тем самым стимулируется соревновательность между отдельными группами учеников);

Реализуемый программой подход (его можно назвать проектно-тематическим) имеет еще ряд очевидных преимуществ. При отборе проектов можно (и необходимо) учитывать индивидуальные особенности учащихся. Повышается и мотивация самого учителя: он не пересказывает на уроках давно известный ему материал, а вместе с учениками сам узнает новое.

При реализации проекта в рамках изучения систематического курса осуществляется восхождение по следующим линиям:

1) от групповой работы - к выполнению парных или индивидуальных проектов;

2) от решения сравнительно частных вопросов (пример: какой город можно назвать самым древним, и почему?) - через первичный анализ историографических представлений по проблеме - к формулированию собственной точки зрения ученика на ту или иную проблему;

3) от работы в тесном контакте с учителем - к более высокому уровню самостоятельности;

4) от преимущественно наглядного представления результата - к письменной учебно-научной работе (докладу) с элементами дебатов (в 9 классе возможно и полноценное проведение дебатов в формате Карла Поппера).

Вместе с тем был бы ошибочен и полный отход от систематического (хронологического) изучения истории с сосредоточением учебной деятельности на отдельных, несвязанных друг с другом сюжетах с целью формирования и отработки разнообразных умений по работе с информационными источниками. Как свидетельствует недавний британский опыт, такой подход деформирует и разрушает цельный образ национальной истории, снижает (ниже всякой критики) уровень фактических знаний школьников и в конечном итоге ведет к размыванию гражданской и этнонациональной идентичности. Предлагаемый программой проектно-тематический подход, при котором выстроенные в примерной хронологической и логической последовательности темы изучаются через проекты, призван помочь избежать этой опасности.

В заключение данного раздела отметим, что в содержании и примерном тематическом планировании по каждой теме приведен примерный список вопросов, которые могут стать основой для групповых и индивидуальных проектов. Следует особо подчеркнуть, что список является примерным и избыточным (т.е. не обязательно организовывать проекты по всем вопросам, и к тому же учитель может добавить к этому списку свои вопросы). Однако при выборе тем проектов следует учитывать не только индивидуальные особенности учеников и личные предпочтения учителя, но и те виды деятельности, которые предусмотрены по той или иной теме (так, по теме «Древний Восток» проекты должны помочь учащимся на заключительном занятии выявить сходные черты «речных цивилизаций» и различия между ними).

Целевые установки для класса:

Учащиеся должны владеть:

способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -

чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами Предполагается, что результатом изучения истории в ос­новной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-тех­нологической, коммуникативной.

научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории

• использовать историческую карту как источник информации о границах России, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

получат возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы .

-классы-7 а

- количество учебных недель-34

Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объеме 34 часа, по 1 часу в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Школьный курс по истории 7 класса предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию и развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

  • научиться пользоваться информацией;

  • научиться общаться;

  • научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками,

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

хронологию, работу с хронологией;

исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Уметь:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -

работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России.



Контрольно-измерительные материалы:

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Понятийный диктант

  4. Работа по карточкам

  5. Решение ситуативных задач

  6. Индивидуальная беседа

  7. Проверка практического задания

  8. Проверка творческого задания

  9. Тестирование:

Дидактические тесты. Представляют набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.Тестами называются задания на выполнение деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценки. Чтобы измерить и оценить результаты выполнения теста, разрабатывается эталон, который представляет собой полный и правильный способ выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных.Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от педагога. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный инструмент.Тест должен отвечать следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результатынеоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Объективность означает, что при измерении используются средства, дающие точные и полные сведения об уровне знаний, умений и навыков обучающихся.В современных тестах преобладают тесты с выборочным ответом.Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, т.е. отличного ответа; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от обучающихся требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его ошибочный от ядра и правильного ответа.

Тесты различаются также по целям обучения. Имеется четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты.

1- й тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы.

2- й тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном - это решение типовых задач.

3- й тип тестов предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.

4- й тип тестов выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

В практике имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что каждому ответу присваивается определенный «вес», выраженный баллом, процентом.

В одних случаях результаты тестов сравниваются со средними результатами по какой-либо группе, которые принимаются за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму.

По мнению В. П.Беспалько, система тестового контроля сводится к трем определениям:

- выявление уровня сформированности знаний и умений;

- измерение знаний и умений;

- оценка знаний и умений.

Опыт деятельности обучающихся в настоящее время описывается такими диагностическими параметрами, как: а) широта опыта; б) ступень его научного описания; в) уровень, качество и прочность усвоения; г) автоматизация умений; осознанность применения знаний (задача - цель, ситуация, действие).

Второй подход дает тесты, ориентированные на критерий. Он имеет большое распространение сегодня и состоит в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями. Большое значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь обучающиеся к концу изучения такого-то курса.

• тесты на проверку фактологических знаний.

• тесты на умение сравнивать.

• тесты на умение устанавливать внутрипредметные связи.

• тесты продуктивного уровня.

тесты творческого уровня.

Такие виды тестов, я считаю, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, тесты проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

10.Письменный контроль (контрольная работа, проверочная работа) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания, и умение применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень овладения письменной речью, умение логически, адекватно проблеме составлять свой текст, дал ать оценку произведению, эксперимента, проблемы.

11.Краткая самостоятельная работа - учащиеся получают ограниченное число вопросов теоретических знаний, заданий по распознаванию исторических или обществоведческих явлений. Данная работа может охватить различные виды деятельности, кроме создания понятий, но требует большого количества времени, по сравнению с предыдущими формами контроля.

12.Письменная проверочная работа - проводится с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Проверочные работы включают знания как тестовые так и экспериментальные. Этот вид работы следует применять в конце темы или раздела. Из рассмотренных мною дидактических разработок хочу привести несколько конкретных принципов их составления, которые показались мненаиболее интересными для достижения цели опыта. Составление листов тематического учета знаний (ТУЗов), включающих программированный контроль знаний, задания по определению исторического явления, терминологический диктант, тест на сравнение, устные вопросы к теме, исторические задачи познавательного характера и повышенной сложности для наиболее подготовленных учащихся. Школьники получают за эти задания дополнительную оценку, а учительвыявляет ЗУН учащихся на повышенном уровне усвоения.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая , коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.



6. Содержание учебного предмета, курса.

Таблица тематического распределения количества часов



Смутное время

Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.

Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Россия в 1618-1689 гг.

Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.

6

Раздел 2

Россия при первых Романовых

Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) - от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.

Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.

Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.

Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.

8

Раздел 3

Эпоха реформ Петра

Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.

Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 - Нарва, 1703 - Санкт-Петербург, 1709 - Полтава, 1714 - Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.

Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.

Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).

7

Раздел 4

Россия после Петра Великого

Дворцовые перевороты (1725-1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм - роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года.

Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).

5

Раздел 5

«Золотой век» Екатерины Великой

Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.

Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.

Просветительские реформы Екатерины II:губернская, образования - и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России - барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.

7

Повторение и проверка знаний

1

Итого

34





7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

Дата проведения

Примечание

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVIIвв. (3 часа)

1.

Я познаю мир…

Использование школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации

П.: - находить (в учебниках и других источниках) информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (в том числе выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

- классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным параметрам;

- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- представлять информацию в различных формах (рисунок, таблица, текст, план, схема, медиа-презентация)

Р.: - выдвигать идеи (мозговой штурм), проблематизация; ставить цели и формулировать задачи

- ставить вопросы (поиск гипотезы), формулировать предположения (гипотезы)

- обосновывать выбор способа или метода пути в деятельности

- планировать свою деятельность, проводить самоанализ и рефлексии

К.: - излагать свое мнение (в диалоге, монологе, полилоге), аргументируя его и подтверждая фактами;

-корректировать свое мнение под влиянием контраргументов;

- организовывать работу в паре, группе;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, теории;

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно.

03.09


Урок-деловая игра

2.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1)Работать с текстом учебника и документами; характеризовать политику Бориса Годунова.

2)объяснять процесс закрепощения крестьян, его последствия

П: Научатся определять термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор. Получат возможность научиться: анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
К: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Р: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Л: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

10.09

3

Смута

Давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям (Б.Годунов, Федор Иванович, В. Шуйский).

Выполнять задания с развёрнутым ответом

П: Научатся определять термины: смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор

П:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Л: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

17.09

4

Окончание смутного времени

Работать с исторической картой; рассказывать о народном восстании по схеме.

П: Научатся определять термины: семибоярщина, ополчение Получат возможность научиться: анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II, давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении, определять особенности Земского собора 1613г.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

24.09

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

5

Новые явления в экономике

Выявлять новые черты в развитии экономики; сравнивать историческое развитие в России и странах Западной Европы; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом

П: Научатся определять термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Л: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

01.10

6

Оформление сословного строя

1)знать термины и уметь их объяснять;

2)составлять схему «Социальная структура России в XVII веке», объяснять положение каждого слоя, используя текст параграфа и документы

П: Научатся определять термины: феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки

Получат возможность научиться: анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия.

П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Л: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

08.10

7

Политическое развитие страны

1)давать характеристику личностям (первые Романовы);

2)объяснять термины и правильно употреблять их в речи;

3)объяснять роль Земских соборов и Боярской думы в становлении абсолютизма в России

П:Научатся определять термины: самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость.
Получат возможность научиться: характеризовать особенности сословно-представительной монархии, извлекать полезную информацию из исторического источника.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

15.10

8

Власть и церковь. Церковный раскол

1)объяснять причины и суть церковного раскола;

2)характеризовать личности Никона и Аввакума;

3)объяснять суть конфликта между государством и церковью

П:Научатся определять термины: патриарх, церковная реформа, раскол
Получат возможность научиться: извлекать информацию из источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе.

П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Л:Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

22.10

9

Народные движения

1)объяснять причины восстаний и их последствия;

2)характеризовать личность Степана Разина;

3)определять ход восстаний по карте

П: Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война

Получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Л: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

29.10

10

Внешняя политика

1)характеризовать основные направления внешней политики;

2)определять влияние внутренней политики на внутреннюю;

3)работа с картой

П: Научатся определять термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло

Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, работать с картой.

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Р: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Л:Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

12.11

11

Образование и культура в XVIIв. Сословный быт.

Поиск в сети Интернет информации.

Выполнение практических заданий

Представление информации в различных формах (рисунок, таблица, текст, план, схема, медиа-презентация)

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л:Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам

19.11

Урок творчества

12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в к. XVI - XVIIвеках»

Коллективная игра

П:Научатся определять термины, изученные в теме Россия в XVIIв.

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

26.11

Тема 3. Россия в первой четверти XVIIIв. (10 часов)

13

Предпосылки петровских преобразований

1)характеризовать усиление западного влияния на Россию;

2)объяснять причины и суть реформ Ордина-Нащекина и В.Голинына;

3)характеризовать взгляды С.Полоцкого и Ю.Крижанича

П:Научатся определять термины: слобода, воинский устав, рекрутская повинность, регентство.

Получат возможность научиться: определять степень влияния Запада на Россию и истоки этого влияния, давать собственную оценку различным точкам зрения по вопросу о необходимых реформах, характеризовать деятельность Ордин-Нащокина и Голицина, анализировать исторические источники с целью добывания необходимой информации.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Л:Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

03.12

14

Пётр I. Россия на рубеже веков.

1)давать характеристику Петру I на основе данных учебника и исторических документов;

2)объяснять приход к власти Петра

П:Научатся определять термины: потешные полки, лавра, брандер, стрелецкие бунты. Получат возможность научиться: давать оценку Азовским походам; выяснять цели Великого посольства; анализировать исторический источник, озвучивать оценочные суждения исторического и высказывать собственную точку зрения по данному вопросу.

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Л: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

10.12

15

Северная война.

1)объяснять причины войны;

2)показывать по карте ход военных действий;

3)характеризовать итоги внешней политики Петра I

П:Научатся определять термины: конфузии, регулярная армия, « окно в Европу».Получат возможность научиться: называть основные задачи внешней политики; анализировать причины кризиса в международных отношениях в связи с «испанским наследством»; ориентироваться в целях и задачах Северной войны, характеризовать события Северной войны на основании работать с картой.

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

17.12

16

Реформы Петра I.

1)характеризовать изменения в различных областях;

2)объяснять причины проведения реформ, их значение и последствия Таблица «Реформы Петра I»

П:Научатся определять термины: абсолютизм, ближняя Канцелярия, консилии, Сенат, коллегии, Табель о рангах, губернии провинции, синод, оберпрокурор.

Получат возможность научиться: составлять сравнительную таблицу гос. Управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских реформ и давать им собственную оценку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

К: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Л:Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

24.12

17

Экономика России в первой четверти XVIII века

1)знать термины и объяснять их;

2)определять изменения в экономике России;

3)характеризовать итоги экономического развития Росс при Петре I

П: Научатся определять термины: протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать.

Получат возможность научиться: сравнивать экономическое развитие России с экономическим развитием Западной Европы и делать вывод о необходимости экономических преобразований в России.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Л:Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

14.01

18

Социальные движения первой четв. XVIIIвека

1)объяснять причины народных выступлений;

2)характеризовать их значение и последствия;

3)по карте определять ход восстаний

П:Научатся определять термины: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, выявлять причины народных восстаний и сравнивать их с народными выступлениями предшествующего периода.

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Л:Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

21.01

19

Изменения в культуре и быте

Нахождение и группирование информации по данной теме из дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.

П:Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы, «Циркуляр о кухаркиных детях.

Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку М. В. Ломоносова, развитие естественных, гуманитарных наук; академические экспедиции, выдающихся техников и изобретателей; систему образования; причины открытия Московского университета; анализировать исторические источники.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

28.01

Урок с групповыми формами работы

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XVIIIв»

тестирование

П:Научатся определять термины, изученные в разделе

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

04.02

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.

21-22

Дворцовые перевороты

1)объяснить причины дворцовых переворотов;

2)характеризовать их последствия для России;

3)составлять хронологическую таблицу

П:Научатся определять термины: гвардия, кондиции, дворцовый переворот, фаворит

Получат возможность научиться: называть предпосылки дворцовых переворотов, выявлять приоритетные направления внутренней политики в данный период, анализировать исторические источники.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Л:Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

11.02

18.02

23

. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1)характеризовать изменения во внутренней политике;

2)объяснять термины по теме

П:Научатся определять термины: манифест, откуп, подряд

Получат возможность научиться: анализировать привилегии дворянства, давать собственную оценку соц.-экон. Развития Россиив рассматриваемый период.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

25.02

24

Внешняя политика в 1725-1762 гг.

1)характеризовать основные направления внешней политики;

2)определять причины и последствия войн 1725-1762гг.

П: Научатся определять термины: Речь Посполитая

Получат возможность научиться: определять основные направления внешней политики, выстраивать хронологию войн, опираясь на историческую карту, характеризовать события Семилетней войны

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

03.03

25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 гг»

тестирование

П: Научатся определять термины, изученные по теме

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

К: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Л: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

10.03

Тема 5. Россия в 1762 - 1801 гг.

26

Внутренняя политика Екатерины II

1)знать и объяснять термины по теме;

2)характеризовать политику просвещенного абсолютизма;

3)определять значение реформ Екатерины II

П: Научатся определять термины: просветители, жалованная грамота, просвещенный абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия, депутаты, дворянские собрания

Получат возможность научиться: называть существенные черты идеологии Просвещения, раскрывать суть и содержание просвещенного абсолютизма, анализировать исторические источники, характеризовать личность Екатерины II.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Л: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им

17.03

27

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1)называть причины крестьянской войны Пугачева;

2) определять по карте ход событий;

3)объяснять причины поражения и последствия войны

П: Научатся определять термины: крестьянская война

Получат возможность научиться: называть причины, ход и итоги крестьянской войны.

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

К: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

Л: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

24.03

28

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1)характеризовать развитие экономики страны при Екатерине II;

2)сравнивать развитие при Екатерине II с развитием экономики при Петре I

П: Научатся определять термины: мануфактура, капитал, наемный труд

Получат возможность научиться: рассказывать об экономическом развитии России, используя историческую карту как источник информации, сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II

Р: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

К: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Л:Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

07.04

29

Внешняя политика Екатерины II

1)определять основные направления внешней политики;

2)показывать по карте территориальные изменения при Екатерине II

П: Научатся определять термины: Священная война, Союз трех императоров, международная изоляция, трактат

Получат возможность научиться: называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х годов, показывать на карте новые границы Российской империи.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

14.04

30

. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1)рассказывать об изменениях во внутренней и внешней политике России при Павле I;

2)характеризовать личность Павла I

П: Научатся определять термины: российская армия при Павле I; узнают успехи русской армии в Италии и Швейцарии, полководцев и участников паходов.Получат возможность научиться: показать на карте территориальную целостность Российской империи в начале XIX века.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Л: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

21.04

31

Наука и образование.

Составление шарад, кроссвордов и выполнение к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). . Работа с первоисточниками

П:Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы, «Циркуляр о кухаркиных детях.

Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку М. В. Ломоносова, развитие естественных, гуманитарных наук; Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П: ставят и формулируют проблему и цели урока; К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Л:Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

28.04

Урок поиска истины

32

33

Художественная культура

Составление плана виртуальной экскурсии.

П:Научатся определять жанры и виды искусства. Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития художественной культуры, литературы, театра, музыки, живописи и скульптуры.

Р: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

К: формулируют собственное мнение и позицию

Л:Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения

05.05

Уроки-виртуальные экскурсии

34

Быт и обычаи

Защита индивидуальных проектов.

Обсуждение проектов

П:Научатся определять термины: сословия, расы, имущественное расслоение

Получат возможность научиться: характеризовать сословия, их быт и обычаи, права и обязанности

Р: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Л:Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

19.05

Урок-сомнение



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

- средства обучения:



N*a п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Экран проекционный

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1

- список рекомендуемой учебно-методической литературы


А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История. 6-11 классы. [текст]: программы общеобразовательных учреждений / История России. 6-9 классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс [текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.



Список литературы для учителя

  1. История России. 7 класс [текст]: контрольно-измерительные материалы / сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012. - 208 с.

  2. Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Универсальные поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс [текст]: учебно-методическое пособие - М.: ВАКО, 2011. - 208 с.





Список литературы для учащихся

  1. История в таблицах. 5-11 классы [текст]: справочное пособие / авт.-сост. А.Т. Степанищев, Н.М. Белозеров. - 11-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011. - 80 с.

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

История России


1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. М.1997.

2. Валишевский К. Петр Великий. М. 1992.

3. Валишевский К. Преемники Петра. М. 1992.

4. Горсей Д. Записки о России. XVI - начало XVIIвв. М.1990.

5. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории.М.1992.

6. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.1990.

7. Заичкин И.А., Почкарев И.Н. Екатерининские орлы. М. 1996.

8. Записки княгини Екатерины Дашковой. М. 1990.

9. Записки императрицы Екатерины. М. 1990.

10. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М.1964.

11. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. М.1987.

12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.1989.

13. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.1993.

14. Котошихин Г.О. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб. 1906.

15. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л. 1983.

16. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М. 1983.

17. Павленко Н.И. Петр Великий. М. 1991.

18. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. С. 1981.

19. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв.

20. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.1991.

21. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М. 1975.

22. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. 1983.

23. Соборное уложение 1649 г. Л. 1987.

24. Терещенко А. Быт русского народа. М.1997.

25. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М.1962.

-перечень ЦОРов и ЭОРов;

Мультимедиа учебники, УМК:

История Отечества «СГУ» УМК том 2.1801 - 1917 гг. «статпро» 2006

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации mon.gov.ru - официал ьнелй сайт Министерства образования и науки РФ edu.ru - федеральный портал «Российское образование» schoo 1.edu.ru - ррссийский общеобразовательный Портал

ege.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена fsu.edu.ru - федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru - портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение» prosv.-ipk.ru - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение» http: //www, i nternet- sc hoo 1 .ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» 1 september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября» vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова) standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: Word, Excel, Power Point, Audit Expert, Projekt Expert, ABC



© 2010-2022