Образования Казахского ханства 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 5 Урок 13 Дата 7.12.16

Тема урока: Формирование Казахской народности и создание Казахского ханства.

Цель урока: Проверить знания по теме Монгольское нашествие. Отрар город герой, изложить учащимся историю формирования казахского народа. Воспитывать чувство уважения к своему народу, окружающим людям. Продолжить работу по развитию умений учащихся описывать исторические события по статьям учебника и дополнительным материалам.
Задачи:
1.Сформировать у учащихся представления о процессе становления Казахской государственности;
2.Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы.
3.Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник 5 класса Рассказы по истории Казахстана, видеоролик, презентация.

Ход урока:
1. Организационный момент. 2 мин
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих психологический настрой учащихся на урок.

2.Проверка домашнего задания. 10 мин

Фронтальный опрос

Задается вопрос, за правильный ответ ученик получает жетон, 3 правильных ответа, то есть три жетона дает право получить оценку «5», если ученик получает один или два жетона ему дается возможность до работать на уроке, для получения положительной оценки.

1.Что располагалось в Отраре?

2.Сколько стен окружало Отрар?

3.Кто основал Монгольскую империю?

4.Чем отличались монгольские войска?

5.В каком году армия Чингисхана вторглась на территорию Жетысу?

6.Кто был правителем города Отрар?

7.Какой приказ отдал Чингисхан после того как узнал что жители решили защищать город до последней капли?

8.Назовите имя предателя, который открыл ворота для монголов?

9.Сколько месяцев длилась осада города?

10.Что означает название «Отрарская катастрофа»?

11.Во времена, какого правителя в Отраре заново были отстроены все достопримечательности?

12.Назовите имя Бату хана?

13.Кем приходился Бату хан Чингисхану?

14.Назовите годы семилетнего похода в западные страны Бату хана?

15.Какое государство было образовано на землях, завоеванных в результате семилетнего похода?

3.Актуализация. 2 мин

Проверка готовности учащихся к уроку, постановка целей и задач урока, объявление темы урока, переход.

План изучения нового материала:
1. Формирование казахского народа.
2. Происхождение слова «казах».
3. Образование Казахского ханства.
4. Изучение нового материала 20 мин.

1.Формирование казахского народа.
История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древние времена. Для формирования народа требуются сотни, а то и тысячи лет.
- Для начала скажите, когда первые люди появились на территории Казахстана?
- Какие первые племена появились на территории Казахстана?
Правильно, тогда на территории Казахстан проживали сакские племена. Уклад жизни тех древних племен схожи с бытом, обычаями казахов, живших в более поздние племена.
Через многие столетия саки, гунны, усуни, канглы начинают сближаться с родственными кочевыми племенами тюрков, тюргешей, кипчаков, найманов, аргынов, дулатов и др.
- А сейчас мы разберемся с понятием, что такое народ!?!
Народ - население государства, жители страны.
На формирование казахского народа оказали свое влияние монгольские племена. Родственные отношения, установленные тюркскими родами и племенами с монголами, повлияли на их внешний облик. Между племенами и родами укрепляются хозяйственные связи, родственные отношения. У племен, населявших территорию Казахстана, складывалась общность языка, схожесть во внешности, обычаях, обрядах, традициях, хозяйственной деятельности. Племена, в XIV - XV вв. населявшие Казахстан, говорили на тюркском языке. Тесные взаимоотношения, установленные между ними, привели к стиранию их различий. Так сформировался казахский народ.

Просмотрим видеоролик на тему «Образование Казахского народа».

Физминутка 2 мин.
2. Происхождение слова «казах».

Задание № 1.Наити происхождение слова «Казах» используя интернет ресурсы.
Ученые выдвигают разные предположения о происхождении слова «казах». В древнетюркском языке это слово имело значение «свободные люди». Султаны Жанибек и Керей, также оказали влияние на формирование казахского народа, они заложили основы казахской государственности, создали Казахское ханство. При их правлении весь подвластный им народ стал называться «казахи». Так сформировался казахский народ, населявший территорию Казахстана, объединенный внешним сходством, общим языком, культурой.
-Какие племена входили в состав Казахского ханства?
Найдите в учебнике и запишите в алфавитном порядке.
В состав казахского народа вошли аргыны, найманы, дулаты, кереи, усуни, канглы, кипчаки, алшыны, коныраты, уаки, жалаиры, табыны, адаи и др.
Общим языком общения этих племен являлся казахский язык.
3. Образование казахского ханства.

Задание № 2. Прочитать и ответить на вопрос. (раздаточный материал)

1.Какие два государства играли заметную роль в 15 веке на территории Казахстана?

2.Какие причины привели к междоусобным войнам?

3.Назовите результаты, которые принесла борьба за власть?
В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В то время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингисхана - хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин, быть ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов, земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государства.

Задание № 3.Прочитать и составить три вопроса.(раздаточный материал)

Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена - ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетели на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли люди. Джунгары уводили скот и, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя.

Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Правители родов и племен, устав от постоянных воин, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира.

В 40-50 годы объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнищания и гибели, Керей и Жанибек повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. 10 лет более 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Хан Могулистана Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, иметь прочный союз в борьбе за власть.

Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув цели. Мухаммад Хайдар сообщает, что после смерти Абулхаира «большая часть (его подданных) откачивали к Керей-хану, так, что число (собравшихся) около них (людей) достигло двухсот тысяч человек. За ним утвердилось название узбек-казахи. Начало правления казахских султанов-с восемьсот семидесятого года (870 год хиджры мусульманского календаря 1465 - 1466 г.н.э.), а Аллах лучше знает».

5. Рефлексия.8 мин

1.Какие племена повлияли на образование Казахского народа?

2.На каком языке говорили племена населявшие в 14 и 15 веке Казахстан?

3.Какие племена вошли в состав казахского народа?

4.В каком году образовалось казахское ханство?

5.Назовите основателей Казахского ханства?

6.Откуда Керей и Жанибек перекочевали в Могулистан?

7.Назовите первоначальную территорию Казахского ханства?

8.Назовите имя правителя Могулистана?

9.В каком году распалось Ханство Абулхаира?

10.Назовите причины распада ханство кочевых узбеков?

6.Домашнее задание.1 мин

Выучить в тетради, пересказ раздаточный материал карточка.

© 2010-2022