Культура Руси X - начала XIII вв

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

по истории России

для 10 класса по теме:

«Культура Руси X - начала XIII в.»

Автор: Козловская В.Н.,

учитель истории и

обществознания

I категории

Цели урока:

  1. показать истоки русской культуры, её самобытность, влияние на культуру Руси культуры Византии; Охарактеризовать главные достижения русской культуры X - начала XIII в.

  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся, критического, аналитического мышления, необходимых для формирования таких черт личности, как высокая гражданственность, чувство патриотизма, гордости прошлым нашей Родины, сопричастности настоящему и ответственности за ее будущее.

  3. сформировать уважительное отношение к чувствам людей далекой эпохи, отраженным в произведениях культуры.

В ходе занятия учащиеся смогут:

  • познакомиться с произведениями культуры Древней Руси; расширить представления о круге исторических источников, рассмотреть некоторые из них;

  • анализировать произведения культуры как исторический источник; формулировать понятия; принимать участие в определении круга тем (проблем), отраженных в произведениях культуры; аргументировать свою точку зрения в отношении особенностей культуры Древней Руси;

  • обсуждать характерные черты древнерусской культуры; сформировать уважительное отношение к чувствам людей далекой эпохи, отраженным в произведениях культуры.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • отличать и характеризовать жанры древнерусской литературы, изобразительного искусства; назвать основные темы, идеи произведений, выделять главные из них;

  • приобрести умения и навыки работы с историческими источниками по культуре Древней Руси; определять особенности древнерусской культуры;

  • сформировать представление об уровне развития культуры Древней Руси, её жанровом многообразии.

Краткое описание идеи занятия.

Главной идеей занятия является приобщение учащихся к произведениям культуры. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, критического, аналитического мышления, необходимых для формирования таких черт личности, как высокая гражданственность, чувство патриотизма, гордости прошлым нашей Родины, сопричастности настоящему и ответственности за ее будущее.

Форма урока: традиционный комбинированный урок, сочетающий объяснение учителя с фронтальной самостоятельной работой учеников над отдельными вопросами темы; урок основан на использовании элементов компьютерных технологий (презентация).

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал (схема, таблица, опорный лист с вопросами к уроку), доклады учащихся. Фрагменты видеофильма Русский музей. «Искусство Древней Руси», фрагмент Первой симфонии П.И.Чайковского (1-ая часть)

План урока:

  1. Огр. момент. Эмоциональный настрой аудитории (фрагмент Первой симфонии П.И.Чайковского (1-ая часть) + вступительное слово учителя).

  2. Подготовительная беседа (Что такое культура?»)

  3. Повторение изученного материала:

  1. Особенности древнерусской культуры: - сообщение учащегося;

- работа в группах;

- обсуждение.

2. Письменность и литература: - работа с таблицей.

3. Языческие традиции в русской культуре: сообщение.

IV. Изучение нового материала:

  1. Архитектура

  2. Изобразительное искусство.

V. Закрепление изученного материала: «Особенности древнерусской культуры».

VI. Подведение итогов темы. Запись д.з.

Ход урока

Эпиграф: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты…

Всем ты преисполнена, земля Русская…»

Югов А.

1. Эмоциональный настрой. В начале урока звучит фрагмент Первой симфонии П.И.Чайковского (1-ая часть)

текст эпиграфа и далее слова: «Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье», т.е. художественное ремесло, ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры».

Сегодня мы продолжаем рассматривать тему «Культура Древней Руси»

2.Подготовительная беседа с классом по вопросу: Что такое культура?

Учитель обобщает сказанное, В переводе с латыни " cultura" - то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития. «Культура - совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах».

Никто не станет отрицать, что культура - это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе?

Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ. Но! Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить, что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.

Особенности русской культуры в изучаемый период.

В чём заключаются особенности русской культуры в изучаемый нами период?

Слушая сообщение вам необходимо будет:

  1. определить факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры;

  2. этапы складывания культуры древней Руси.

Сообщение 1: Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Единая русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя вместе с тем свои региональные черты.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, ОТКРЫТОЕ всем влияниям (как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным). И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.

Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной ДУХОВНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ, их постоянным ПРЕЛОМЛЕНИЕМ В АБСОЛЮТНО РУССКОМ СТИЛЕ.

Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство не преодолело народных истоков русской культуры. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.

1 группа:

  • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.

  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.

  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

  • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

ВЫВОД: Культура Руси складывалась с самого начала как СИНТЕТИЧЕСКАЯ, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2 группа:

В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов:

1. Культура восточного славянства - традиции язычества;

2. Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии;

3. Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность - основа любой древней культуры. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, а древнерусская культура была «немой». Согласны ли Вы с этим утверждением? (есть и другое мнение о том, что славянская письменность существовала задолго до христианизации Руси).

Приведите факты, подтверждающие возникновение письменности на Руси задолго до принятия христианства;

(Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Килилл и Мефодий создали глаголицу, которая ими была переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Тем не менее, христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности).

ВЫВОД: на основании изложенных фактов можно согласиться с мнением о том, что письменность на Руси возникла задолго до принятия христианства.

Какими жанрами было представлена древнерусская литература?

(Древнерусская литература представлена различными жанрами (политический трактат, агиографическая литература (жития), поучение (слово), летопись, поэзия, хождения). Перед вами - трактовка этих понятий (на доске, или в виде распечаток на столах, или в форме слайдовой презентации).

Становление общерусской государственности, международные отношения Руси с окружающим миром, внутренняя жизнь Руси.

Воспеваются идеалы смелости, честности, верности, благородства, чувство патриотизма, идея единства Руси.

Жития

Нестор, а также неизвестный автор

«Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Сказание о Борисе и Глебе»

Идея единства Руси, беспокойство нарастающей политической враждой в русских землях. Идея непротивления злу, кротость.

Хождения

Игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места», нач. XII в.

Подробное описание пути к Гробу Господню.

Поучение (слово)

1. Владимир Мономах

2. Даниил Заточник

«Поучение детям», XII век.

«Моление», «Слово», XII - нач. XIII вв.

Описание и приятие деяний с позиций добра, справедливости. Гимн общечеловеческим христианским ценностям.

Размышления о смысле жизни, гармоничном человеке, идеальном правителе. Идея гуманизма.

Политичес-кий трактат

Илларион, митрополит Руси

«Слово о законе и благодати», 40-е годы XII в.

Место Руси в мировой истории, роль великокняжеской власти и ее значение в оценке автора, смысл крещения Руси и роль церкви.

Поэзия

Автор неизвестен

«Слово о полку Игореве», около 1185 г.;

«Слово о погибели земли русской».

Призыв к единству Русской земли, гордость мужеством русичей, размышления о месте Руси в мировой истории.

После прослушивания ответов учащихся - вопрос, так к какому выводу нас подводят данные факты?

Христианство не преодолело народных истоков русской культуры. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.

Сообщение 2

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы (древнеславянский праздник летнего солнцестояния), рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры.

Это праздник прощания с зимой и зазывания живительных сил природы - богини Живы и Ярилы - солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды, здоровыми были все люди, звери и птицы.

Масленицу стараются встречать и особенно провожать достойно. Русская пословица гласит: "Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить".

Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Как у нас на Руси

В эти дни блины пекли,

Зиму провожали,

Масленицу встречали.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Каждый день праздника имеет свое название и свой смысл.

Масленица начинается в понедельник (28 февраля 2011г.), который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

Вторник (1 марта)- заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

Среда (2 марта)- лакомка. В этот день зятья приходят на блины к тещам.

Четверг (3 марта)- разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Пятница (4 марта)- тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.

Суббота (5 марта)- золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы (6 марта). Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Архитектура

Он рвётся ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень одарён,-

Для Бога он иль не для Бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

И нет в нём лицемерного смиренья,-

Безвестный зодчий, дерзостен и смел,

Сам стал творцом - и окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел…

В.С.Шефнер

Недаром говорят, что архитектура - душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой.

Исходя из этого, предлагаю следующее задание: При знакомстве с русской архитектурой X - XIII вв. определите и выпишите в тетрадь ее особенности.

Деревянное зодчество на Руси (сообщение)

Русь долгие годы была страной деревянной и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие |строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Изучение книжных миниатюр, данные археологических раскопок позволили отчасти воссоздать его облик: он раскинут несколько шире своего европейского собрата, дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца Xв., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • Устройство крестово - купольного храма (просмотр видеосюжета)

  • Храм Святой Софии в Киеве (сообщение учащегося)

(Сообщение) Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве, в конце 30-х начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя Киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов - собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Огромный пятинефный собор с большими хорами - «палатами», имел купол с необычным взлётом в самом центре. В XI в. Собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской XI века - 260 кв.метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 кв.метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная черта Софии Киевской.

Он, словно шлем, надвинул главы

И стены выставил, как щит.

Он - весь - тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Ассиметрия, тяжесть, верность

И сводов медленный полёт. ( Рождественский)

Вы познакомились с архитектурой древней Руси, проверим выполнение задания: Назовите особенности русской архитектурой X - XIII вв.

Изобразительное искусство. Как и для всякого средневекового искусства, для искусства Древней Руси характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, образов, типов изображения. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске.

(Учащиеся формулируют определения понятий.)

  • Мозаика - изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла.

  • Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и освещенную часть храма - центральный купол, алтарь. Уникальность русских фресок состоит в том, что им присуща не только религиозная тематика, но и светская.

(Учитель иллюстрирует рассказ демонстрацией слайдов)

В XI веке было создано много произведений станковой живописи - икон.

Сообщение 3

Икона - от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.

Иконопись получила большое распространение на Руси, где приобрела исключительную яркость и своеобразие. На иконах изображались лики святых, сцены из Священного Писания. Была выработана целая система условных приемов: плоскостное изображение помещалось на отвлеченном (например, золотом) фоне, отсутствовали объем и прямая перспектива. Элементы пейзажа подчинялись смыслу композиции.

Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве.

Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства.

Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик.

Какую особенность вы можете отметить, вглядываясь в эти лики святых? ......... (схожесть ликов и манеры их изображения)

Христианские богословы выработали жесткую систему написания икон - иконографический канон, т.к. считали, что древнейшие иконы либо появились чудесным образом, либо были написаны с натуры, с первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, не отбрасывающими теней, ибо в царствии Божием нет теней.

Далее вниманию учащихся предлагается отрывок из видеофильма «Русский музей. Искусство Древней Руси», просмотр которого предваряется вопросами, активизирующими восприятие материала.

ВЫВОД:

Специфика иконописного письма:

Культура Руси X - начала XIII вв. Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива),

Культура Руси X - начала XIII вв. вневременное изображение,

Культура Руси X - начала XIII вв. фигуры не отбрасывают теней,

Культура Руси X - начала XIII вв. свечение вокруг головы в виде круга (нимб).

Закрепление

Что являлось определяющим в развитии культуры Древней Руси? Какие особенности древнерусской культуры можно выделить?

  1. Христианское мировоззрение.

  2. Сильное влияние религии на все сферы культуры.

  3. Переплетение христианских и языческих элементов.

  4. Символизм.

  5. Имперсональность - отсутствие авторства. (Вопрос: почему древнерусские мастера не подписывали свои произведения? Учащиеся отмечают доминирующую роль идеи произведения, его духовного содержания, отсутствие коммерческого интереса у автора.)

  6. Следование канону.

  7. Традиционализм и локальность, вполне соответствовавшие господствовавшим консервативным формам хозяйствования основной массы населения и разобщенности людей и земель в условиях натурального хозяйства.

Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.

Увиденное даёт ощущение гордости за свою Родину, за зодчих, пусть неизвестных, но оставивших след в нашем сознании, что взведённое с любовью и верой остаётся в памяти поколений. Вера, Любовь и Надежда - истинные качества русского народа.

И завершить наш урок хочется известным афоризмом: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».

5. Домашнее задание

§§17-18, Написать эссе на одну из предложенных тем.

  1. Архитектура - душа народа, воплощенная в камне.

  2. История иконописи - это история создания и преодоление канона.

  3. Патриотизм и имперсональность - главные особенности древнерусского искусства.

  4. «Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране…» (Д.С. Лихачев).

Приложение

План работы для учащихся

Культура Руси X - начала XIII в.

1. Особенности русской культуры.

В чём заключаются особенности русской культуры в изучаемый нами период?

Слушая сообщение вам необходимо:

  1. определить факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры;

  2. этапы складывания культуры древней Руси.

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Единая русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя вместе с тем свои региональные черты.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное, ОТКРЫТОЕ всем влияниям (как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным). И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, других племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - угрофиннов, балтов, иранских народов, западных и южных славянских народов. Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.

Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной ДУХОВНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ, их постоянным ПРЕЛОМЛЕНИЕМ В АБСОЛЮТНО РУССКОМ СТИЛЕ.

Многие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство не преодолело народных истоков русской культуры. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры.

2. Архитектура Древней Руси

При знакомстве с русской архитектурой X - XIII вв. определите и выпишите ее особенности.

3. Иконопись.

1) Каково значение канона?

2) Как вы понимаете смысл фразы: «История иконописи - это история создания и преодоления канона»?

3) Назовите 3 композиционных типа икон с изображением Богоматери.

4) В чём заключается специфика иконописи?

4. Что являлось определяющим в развитии культуры Древней Руси? Какие особенности древнерусской культуры можно выделить?

Таблица.

Древнерусская литература

Древнерусская литература представлена различными жанрами (политический трактат, жития, поучение (слово), летопись, поэзия, хождения).

«Повесть временных лет»,

нач. XII в.

Становление общерусской государственности, международные отношения Руси с окружающим миром, внутренняя жизнь Руси.

Воспеваются идеалы смелости, честности, верности, благородства, чувство патриотизма, идея единства Руси.

Нестор, а также неизвестный автор

«Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Сказание о Борисе и Глебе»

Идея единства Руси, беспокойство нарастающей политической враждой в русских землях. Идея непротивления злу, кротость.

Игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места», нач. XII в.

Подробное описание пути к Гробу Господню.

1. Владимир Мономах

2. Даниил Заточник

«Поучение детям», XII век.

«Моление», «Слово», XII - нач. XIII вв.

Описание и приятие деяний с позиций добра, справедливости. Гимн общечеловеческим христианским ценностям.

Размышления о смысле жизни, гармоничном человеке, идеальном правителе. Идея гуманизма.

Илларион, митрополит Руси

«Слово о законе и благодати», 40-е годы XII в.

Место Руси в мировой истории, роль великокняжеской власти и ее значение в оценке автора, смысл крещения Руси и роль церкви.

Автор неизвестен

«Слово о полку Игореве», около 1185 г.;

«Слово о погибели земли русской».

Призыв к единству Русской земли, гордость мужеством русичей, размышления о месте Руси в мировой истории.

Устройство крестово-купольного храма

Культура Руси X - начала XIII вв.


© 2010-2022