Технологическая карта по теме Искусство Древнего Египта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Учебный предмет: история.

Тема урока: «Искусство Древнего Египта». Учебный блок: «История Древнего мира».

Класс: 5.

Форма урока: бинарный (история + изобразительное искусство).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: проблемного диалога (побуждающего и подводящего), развивающего обучения, кейс-технология, критического мышления, здоровьесберегающие.

Цель: получение знаний по особенностям искусства Древнего Египта.

Задачи урока:

1.Метапредметные:

Регулятивные: корректировка учебных действий; направление деятельности учеников.

Познавательные: получение навыков формулирования темы и цели урока; расширение знаний по мировой истории.

Коммуникативные: формирование собственного мнения и приемов учебного сотрудничества.

2.Предметные:

Получение новой информации по истории культуры и искусства в Древнем Египте.

3.Личностные:

Получение учениками основ понимания значения подлинного искусства в жизни каждого человека; развитие общечеловеческих ценностей; помощь в идентификации учениками себя в цивилизационном пространстве.

Решаемые проблемы:

В основе проведения урока, согласно Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартам, лежат 5 принципов:свобода выбора;открытость;деятельность;обратная связь;идеальность (доставление ученикам удовольствия от урока).


Организационный момент - «Самоопределение к деятельности»

Историческая разминка

Настрой на работу; самоопределение

Закрепление уже имеющихся исторических знаний

Направление деятельности

Настрой на эффективное учебное сотрудничество

2. Этап мотивации

Прием «Удивляй!» (таинственный пакет); «Отсроченная отгадка».

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

Самостоятельное определение и формулирование познавательной цели - раскрытия темы «Искусство Древнего Египта». Определение главных поставленныхзадач - теоретической «Чем отличается египетское искусство от первобытного» и практической «Составление туристического путеводителя по Древнему Египту»

Направление хода урока к заданной цели согласно поставленным задачам;

целеполагание как постановка учебной задачи;

определение последовательности действий

Закрепление навыков работы в коллективе.

Положительное воздействие на эмоции детей

3. Этап познания нового

Приемы «Добудь информацию!»; «Реши задачу», «Сравни».

Смыслообразование,

Установление учениками связи между целью урока и ее мотивом

Формирование навыков анализа исторического источника, развитие навыков сравнения, умение выделять нужную информацию из общей массы; закрепление умений решать исторические задачи и пользоваться «стрелой времени»

Коррекция действий учеников; выделение главного в учебных действиях

Предложение соревновательного мотива; создание «ситуации успеха»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Проводится на основе слайда с изображением народного египетского танца

4. Этап закрепления и систематизации знаний, отработка умений

Прием «Кластер»; синквейн

Осознание учениками важности новых знаний, самопознание себя как развивающуюся личность

Расширение умений структурировать знания

Контроль за последовательным решением поставленных задач, выявление материала, нуждающегося в дополнительном рассмотрении

Поддержка рабочих отношений

5.Рефлексия, подведение итогов деятельности.

Приемы: «Самооценка»; «Лестница успеха»

самооценивание полученных знаний; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки

Актуализация полученных знаний по истории древнеегипетского искусства

Соотнесение целей и результатов; наблюдение за предотвращением возможных конфликтов

Воплощение в жизнь «принципа обратной связи» - приведение в систему настроения учеников и умения учителя пойти на компромисс

6.Альтернативное домашнее задание

Прием «Творчество работает на будущее»

Ориентирование на учеников разного уровня и способностей; осознание учениками своих возможностей

Закрепление полученной информации по истории искусства Древнего Египта

Поощрение правильного выбора

Закрепление контакта между учителем и учениками




Сценарий урока

«Искусство Древнего Египта»


I.Организационный этап.

Приветствие учителя. Учитель входит с пакетом в руках и кладет его на стол. Обращается к ученикам: «Все готовы к уроку? Нам сегодня понадобятся ручки и рабочие маршрутные листы; учебники и тетради пока можно отложить в сторону. Наше путешествие в Страну Знаний начинается».

II.Этап мотивации.

Учитель: «Скажите, вы любите рисовать? А путешествовать?»

Выслушиваются ответы ребят.

Учитель: В таком случае сегодня вам должно быть особенно интересно. В конце нашего путешествия мы узнаем,что за предметы находятся в закрытом пакете. Сейчас наша главная задача - определить тему урока, и делать это вы будете самостоятельно с помощью исторических источников.

Учитель: «Итак, подсказка номер один - слайд (1) с двумя примерами искусства Древнего Египта.

Ученики пытаются сформулировать тему урока. Показывается следующий слайд (2) с изображением еще двух предметов искусства. Тема урока формулируется на доске и записывается в листе-путеводителе.

Учитель: «Молодцы! Вы сами определили тему урока - Искусство Древнего Египта(слайд 3), теперь давайте вместе попробуем поставить главную задачу. Скажите, отличается то, что вы уже увидели на слайдах, от искусства уже известного вам первобытного общества?».

Выслушиваются ответы ребят.

Учитель: «Вот мы и поставили теоретическую задачу: найти главные отличия древнейшего искусства от искусства Древнего Египта».(слайд 4) Но у нас есть еще одна практическая задача, давайте вместе определим ее. Скажите, что нужно человеку для того, чтобы отправиться в путешествие? Выслушиваются ответы ребят.

Учитель: По ходу урока вы можете записывать свои варианты ответов в маршрутные листы, а в конце урока мы вместе подведем итог и превратим наш маршрутный лист в туристический путеводитель по Египту». Наша вторая задача - изготовить путеводитель по Египту (слайд 5).

III. Этап познания нового.

Учитель: «Какие объекты искусства нам сегодня надо изучить,чтобы составить интересный яркий путеводитель?»Ученики предлагают варианты, которые после корректировки учителем записываются на доске в форме кластера (в центре - «искусство Древнего Египта», вокруг - «пирамиды», «храмы», «скульптура», «резьба по камню», «ювелирное искусство». По каждому из объектов мы проведем небольшую экскурсию.

Учитель: «Начинаем отвечать на вопросы. Итак, экскурсия к пирамидам. Прочитайте, пожалуйста, текст о пирамидах.(слайд 6).

Для того чтобы узнать, когда появились первые пирамиды, вам придется решить историческую задачу.

Ученикам раздаются листы с задачей.

Историческая задача: Известно, что сейчас идет 2015 г., первые пирамиды появились 3000 лет до н.э . Вычислите, сколько лет пирамиды стоят на нашей планете.

Учитель, оглашая результаты: «Итак, пирамиды удивляют человека уже более 5 тысяч лет». Что еще нам надо знать о пирамидах, чтобы экскурсия получилась интересной? Правильно, кто их строил, из чего строили. Посмотрите на историческую картину и попробуйте ответить на эти вопросы. Выслушиваются ответы ребят. А знаете ли вы, ребята, что современные ученые установили, что пирамиды строились не руками замученных рабов, а мастерами-ремесленниками с помощью различных рычагов и машин? Наука движется вперед, и каждый день совершаются все новые и новые открытия.

Учитель: Отправляемся на следующую экскурсию - к храмам.(слайд 7) Давайте определим, чем отличаются храмы от других построек? Чем отличаются египетские храмы от первобытных? Выслушиваются ответы ребят.Для чего служили храмы? Выслушиваются ответы ребят.

Учитель: И пирамиды, и храмы сопровождали произведения еще одного вида искусства - это… (слайд 8). Правильно, скульптура. Самая известная египетская скульптура - это сфинкс.(слайд 9). Ксения, расскажи нам, пожалуйста, что это за загадочное существо. Вот такая получилась у нас интересная экскурсия по скульптурам. Длясоставление хорошего путеводителя вам понадобится умение работать с картой. Найдите, пожалуйста, на карте место, где сооружались пирамиды. Посмотрим на карту.(слайд 10). Какой город ближе всего к пирамидам?

Учитель: «Следующая экскурсия познакомит нас с рисунками древних египтян.(слайд 11)Посмотрите на них и скажите, кого изображали египтяне? Выслушиваются ответы ребят. А какие краски они использовали? Что мы можем узнать из этих рисунков? Какие материалы для рисунков египтяне использовали? Выслушиваются ответы ребят.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(слайд 12)

На слайде вы видите пример еще одного древнеегипетского искусства - это прекрасный танец. Давайте попробуем сделать несколько движений под древнюю народную египетскую музыку, чтобы почувствовать особенность этого вида искусства.

Учитель:Наша следующая экскурсия - в лавку мастера-ювелира. Посмотрите, какие красивые вещи делали мастера несколько тысяч лет назад! Что изображали древние египетские ювелиры? (слайды13-14). Изображение какого животного встречается особенно часто? Выслушиваются ответы ребят. Настя, расскажи нам, почему египтяне так почитали какого-то жука-навозника?

Учитель: «А вот какой забавный стих о жуке-скарабее придумали в наше время. Настя Мещерякова, прочитай его, пожалуйста».(слайд 15)

Учитель: «Теперь приступим к выполнению нашей практической задачи. Вписывая в ваши маршрутные листы названия объектов египетского искусства, вы уже выполнили основную часть проекта: набросали маршрут. Для того чтобы ваш буклет получился красочным, предлагаю использовать рисунки учащихся других классов. Выберите, пожалуйста, из всех рисунков по мировому искусству только те, которые отражают красоту и уникальность искусства Древнего Египта. Учащиеся выполняют задание.

IV. Этап закрепления и систематизации знаний, отработка умений

Учитель: «Итак, подведем итоги нашего урока-путешествия. Расскажите, какое из искусств понравилось лично вам и почему. Выслушиваются ответы ребят. Посмотрим на наш кластер. Какие виды искусств мы теперь еще можем вписать в него? Кластер дополняется (например, искусством танца).

Искусство Древнего Египта прекрасно. А какими еще словами мы можем выразить свое отношение к нему? Давайте напишем коллективный синквейн». Надя, выходи к доске, а девочки будут помогать тебе. Итак, тема синквейна - искусство Древнего Египта». На доске составляется синквейн.

Учитель: «Вот мы с вами и совершили путешествие по Древнему Египту.Как вы можете ответить на главный вопрос сегодняшнего урока - Чем египетское искусство отличается от первобытного?».

Учитель: «Каждый урок приносит вам новые знания. Представьте, что перед началом сегодняшнего урока вы находились на нижней ступени лестницы под названием «Искусство Древнего Египта». На какую ступень вы бы поместили себя в конце урока?». Ученики изображают себя условным значком на изображенных на доске лестницах в виде соответствующего смайлика.

VI.Альтернативное домашнее задание

Учитель: «Дома вы доделаете свой проект туристического буклета. Кроме того, нарисуйте, пожалуйста, тот объект древнеегипетского искусства, который вам понравился особенно».

Учитель: «Пришло время раскрыть тайну нашего пакета. В нем находится настоящий профессиональный буклет по Египту и еще один пример древнеегипетского искусства. Что это? Да, папирус и письмена на нем». Впишем этот вид искусства в наш кластер. Ученикам дается время рассмотреть загадочные предметы.

Учитель: «Спасибо всем за участие в уроке» (слайд 16).


Маршрутный Маршрутныйлист к уроку истории


Путеводитель по Древнему Египту


Примеры древнеегипетского искусства


Возможные объекты туризма












10. Лестница самооценки







Самоанализ урока по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»


  1. Урок открытия нового знания был проведен в рамках Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартов Второго поколения.

  2. По форме урок является бинарным: сочетание истории с изобразительным искусством.

  3. В основу проведения урока, согласно ФГОСАМ, легли 5 принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи и идеальности (получение учениками удовольствия от урока).

  4. Мотивацией урока послужил отсроченный вопрос в виде главной учебной задачи и «таинственныйпакет».

Урок состоял из следующих этапов: организационного; этапа мотивации; этапа познания нового; этапа закрепления и систематизации знаний; этапа рефлексии и альтернативного домашнего задания. На каждом этапе были освоены соответствующие универсальные учебные действия.

  1. Были решены метапредметные, предметные и личностные задачи. В ходе урока ученики закрепили навыки самостоятельного определения темы, учились формулировать собственное мнение, получили новые знания по искусству Древнего Египта.

  2. На протяжении урока учащиеся самостоятельно решали 2 главные учебные задачи: теоретическую и практическую. Результатом практической задачи стало составление буклета.

  3. В ходе урока были использованы технологии: проблемного диалога (побуждающего и подводящего), развивающего обучения, кейс-технология, критического мышления, здоровьесберегающие. Физкультминутка явилась не только спортивной разминкой, но и содержала в себе новую информацию.

  4. Использовались 3 основные формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная.

  5. Учащиеся решали исторические задачи, работали с картами и новыми терминами.

  6. Были использованы такие игровые приемы, как кластер, «Удиви!», «Сравни!», прием самостоятельного добывания нужной информации, «Творчество работает на будущее».

  7. В заключительной рефлексивной части урока ученики дали оценку своей деятельности.

14.Поставленная цель была достигнута.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Известно:

Первые пирамиды были построены при фараоне Джесере в 2600 г. до н.э.

Вопрос:


Сколько тысяч лет пирамиды стоят на Земле?


Фараон Джесер2015 г.


© 2010-2022