Урок Культура белорусских земель в XI-XIII вв

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура белорусских земель в XI-XII веках

История Беларуси, VІ класс

К.А.Иванец, учитель высшей категории ГУО «СШ № 11 г. Новополоцка»

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием и богатством культуры наших предков;

  • Рассмотреть наиболее значимые достижения архитектуры Беларуси, дошедшие до нашего времени;

  • Выделить основные направления развития искусства и письменности в рассматриваемый период;

  • Развивать умения работы с картой, иллюстрациями, историческими документами, а также умения логически мыслить, сравнивать события и факты;

  • Воспитание чувства гордости за культурные достижения наших предков,

эстетической культуры учащихся и бережного отношения к культурно-историческому наследию нашей страны через изучение памятников культуры и искусства белорусских земель раннего средневековья

Оборудование: персональный ноутбук, мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь.

Словарь терминов:

евангелие, каменное зодчество, миниатюра, пергамент, фреска.

Форма урока: урок - презентация

План урока:

  1. Церковное строительство.

  2. Искусство белорусских земель в ІХ-ХІІІ вв.

Письменность. Памятники письменности.

Учитель.

- Культура белорусского народа данного периода богата и разнообразна. Именно исторические памятники дают представление о жизни, культуре наших предков. Доселе сохранились выдающиеся достижения средневековой белорусской культуры - памятники каменного зодчества.

Вопрос учащимся: Что такое каменное зодчество?

Ответ: возведение зданий из камня и кирпича, скреплённых известковым раствором.

Учитель: Архитектурные памятники XI-XIIІ вв. были представлены в основном церквами. Вначале они строились из дерева, а позже - из камня. Например, всем известный Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) построен в Полоцке между 1030-1060 гг. Это грандиозное сооружение высотой в 31 м, с мощным фундаментом и массивными (около 2 м толщиной) стенами. При его строительстве использовались специальные плоские кирпичи - плинфа и необработанные камни-валуны. Каждый второй ряд плинфы был «утоплен» в глубь стены и затёрт известковым раствором (цемянкой). Храм являлся настоящей крепостью. Кто инициировал строительство этого сооружения?

Ответ учащихся: Всеслав Чародей. Он хотел показать силу и могущество Полоцкого княжества.

Учитель:

Выдающимися памятниками зодчества XII в. являются Спасская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря и Борисоглебская церковь в Гродно. Со стороны реки - деревянная стена. Во время одной из служб она обвалилась, но крутой обрыв высотой 50 м не позволяет провести реставрационные работы.

Для усиления акустики использовались голосники - глиняные горшки, которые донышком вмуровывались в стены. Это можно увидеть на примере Борисоглебской (Коложской) церкви, построенной на территории Коложского посада (изображения на слайдах)

Какую часть города занимал посад, и кто там проживал? (Ответы учащихся.)

Работа в парах:

учащимся предлагается работать с текстами из хрестоматии для 6 класса, они изучают тексты «Строительство Софийского собора в Полоцке»,

«Строительство Спасской церкви» и отвечают на вопросы к данным текстам,

изучают особенности постройки данных сооружений

Учитель:

- Сейчас вы будете самостоятельно изучать вопрос «Искусство белорусских земель». Для этого вы должны прочитать п. «Искусство», изучить развитие живописи и декоративно - прикладного творчества, выявить их характерные черты. В итоге заполнить в тетрадях следующую таблицу и сделать выводы:

Жанр искусства

Черты

Примеры

Фрески

Миниатюры книжные

Крест Евфросинии Полоцкой

Общие выводы:

Работа со слайдами презентации, на которой изображены фрески, миниатюры, крест Е.Полоцкой. Учащиеся, описывая фрески, должны высказать свои предположения о том, почему художники стремились изображать лики святых, как художники передавали внутренний мир верующего человека, как они понимают своё понимание прекрасного.

Далее идёт работа с изображением креста Е.Полоцкой. Учащиеся отвечают на вопрос: Почему он является ценнейшим памятником декоративно- прикладного искусства нашей истории? Кто считается создателем копии данного креста?

Ответ: брестский мастер Н.Кузьмич.

Учитель: Вспомните из всемирной истории, кто создал славянскую азбуку и положил начало славянской письменности? (Кирилл и Мефодий). Что такое евангелие? Найти в тексте пособия определение.

Самой ранней рукописной книгой на белорусских землях считается Туровское Евангелие. Как выглядели первые рукописные книги? Как называется самая ранняя летопись на Руси?

Также к памятникам письменности относятся Рогволодовы и Борисовы камни, берестяные грамоты и летописи. Найдено несколько таких камней высотой 3 м с большим количеством надписей. Это говорит о том, что уже в XI в. на наших землях была известна кириллическая письменность.

В 35 км на восток-северо-восток от города Вклейки, в 6,5 км на юг от деревни Долгиново, в центральной части деревни Каменно находится Воротишин крест. В Беларуси есть группа уникальных памятников прошлого, так называемые Борисовы камни. Это огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями.

Своё название камни получили от имени полоцкого князя Бориса, правившего в XII в.

Точная причина появления на наших землях столь необычных памятников неизвестна. Большинство Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень.

Работа с рубрикой «Документы и материалы» с.125, учащиеся изучают содержание берестяной грамоты, найденной под Витебском, и делают вывод о распространении грамотности в Древней Руси.

Закрепление изученного материала:

Практическая работа:

  1. Выполнить задание 3 на с.185 печатной тетради. Определить характерные черты полоцкой архитектурной школы: башнеподобность, купола, кокошники, ярусный вид.

  2. Описать крест Е.Полоцкой (на слайде) по плану:

  1. Из какого материала был изготовлен крест?

  2. Сколько концов у креста?

  3. Сколько изображений святых на внешней части креста?

  4. В чём историческая ценность креста?

  5. Почему восстановление креста является духовным подвигом мастера Н.Кузьмича?

  1. Дать определение: фреска, каменное зодчество, миниатюра, евангелие.

Рефлексия:

1.Каково ваше отношение к одному из памятников культуры ІХ-ХІІІ вв.?

2. Продолжите предложение:

А) На уроке я узнал о…

Б) Я хотел бы больше услышать о…

В) На уроке сегодня я работал на отметку…

Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки.

Домашнее задание: параграф № 25, подготовить сообщение «Как появилась письменность у наших предков?», составить презентацию «Крест Евфросинии Полоцкой»

3


© 2010-2022