- Преподавателю
- История
- Урок Культура белорусских земель в XI-XIII вв
Урок Культура белорусских земель в XI-XIII вв
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Иванец К.А. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Культура белорусских земель в XI-XII веках
История Беларуси, VІ класс
К.А.Иванец, учитель высшей категории ГУО «СШ № 11 г. Новополоцка»
Цели и задачи:
-
Познакомить учащихся с многообразием и богатством культуры наших предков;
-
Рассмотреть наиболее значимые достижения архитектуры Беларуси, дошедшие до нашего времени;
-
Выделить основные направления развития искусства и письменности в рассматриваемый период;
-
Развивать умения работы с картой, иллюстрациями, историческими документами, а также умения логически мыслить, сравнивать события и факты;
-
Воспитание чувства гордости за культурные достижения наших предков,
эстетической культуры учащихся и бережного отношения к культурно-историческому наследию нашей страны через изучение памятников культуры и искусства белорусских земель раннего средневековья
Оборудование: персональный ноутбук, мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь.
Словарь терминов:
евангелие, каменное зодчество, миниатюра, пергамент, фреска.
Форма урока: урок - презентация
План урока:
-
Церковное строительство.
-
Искусство белорусских земель в ІХ-ХІІІ вв.
Письменность. Памятники письменности.
Учитель.
- Культура белорусского народа данного периода богата и разнообразна. Именно исторические памятники дают представление о жизни, культуре наших предков. Доселе сохранились выдающиеся достижения средневековой белорусской культуры - памятники каменного зодчества.
Вопрос учащимся: Что такое каменное зодчество?
Ответ: возведение зданий из камня и кирпича, скреплённых известковым раствором.
Учитель: Архитектурные памятники XI-XIIІ вв. были представлены в основном церквами. Вначале они строились из дерева, а позже - из камня. Например, всем известный Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) построен в Полоцке между 1030-1060 гг. Это грандиозное сооружение высотой в 31 м, с мощным фундаментом и массивными (около 2 м толщиной) стенами. При его строительстве использовались специальные плоские кирпичи - плинфа и необработанные камни-валуны. Каждый второй ряд плинфы был «утоплен» в глубь стены и затёрт известковым раствором (цемянкой). Храм являлся настоящей крепостью. Кто инициировал строительство этого сооружения?
Ответ учащихся: Всеслав Чародей. Он хотел показать силу и могущество Полоцкого княжества.
Учитель:
Выдающимися памятниками зодчества XII в. являются Спасская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря и Борисоглебская церковь в Гродно. Со стороны реки - деревянная стена. Во время одной из служб она обвалилась, но крутой обрыв высотой 50 м не позволяет провести реставрационные работы.
Для усиления акустики использовались голосники - глиняные горшки, которые донышком вмуровывались в стены. Это можно увидеть на примере Борисоглебской (Коложской) церкви, построенной на территории Коложского посада (изображения на слайдах)
Какую часть города занимал посад, и кто там проживал? (Ответы учащихся.)
Работа в парах:
учащимся предлагается работать с текстами из хрестоматии для 6 класса, они изучают тексты «Строительство Софийского собора в Полоцке»,
«Строительство Спасской церкви» и отвечают на вопросы к данным текстам,
изучают особенности постройки данных сооружений
Учитель:
- Сейчас вы будете самостоятельно изучать вопрос «Искусство белорусских земель». Для этого вы должны прочитать п. «Искусство», изучить развитие живописи и декоративно - прикладного творчества, выявить их характерные черты. В итоге заполнить в тетрадях следующую таблицу и сделать выводы:
Жанр искусства
Черты
Примеры
Фрески
Миниатюры книжные
Крест Евфросинии Полоцкой
Общие выводы:
Работа со слайдами презентации, на которой изображены фрески, миниатюры, крест Е.Полоцкой. Учащиеся, описывая фрески, должны высказать свои предположения о том, почему художники стремились изображать лики святых, как художники передавали внутренний мир верующего человека, как они понимают своё понимание прекрасного.
Далее идёт работа с изображением креста Е.Полоцкой. Учащиеся отвечают на вопрос: Почему он является ценнейшим памятником декоративно- прикладного искусства нашей истории? Кто считается создателем копии данного креста?
Ответ: брестский мастер Н.Кузьмич.
Учитель: Вспомните из всемирной истории, кто создал славянскую азбуку и положил начало славянской письменности? (Кирилл и Мефодий). Что такое евангелие? Найти в тексте пособия определение.
Самой ранней рукописной книгой на белорусских землях считается Туровское Евангелие. Как выглядели первые рукописные книги? Как называется самая ранняя летопись на Руси?
Также к памятникам письменности относятся Рогволодовы и Борисовы камни, берестяные грамоты и летописи. Найдено несколько таких камней высотой 3 м с большим количеством надписей. Это говорит о том, что уже в XI в. на наших землях была известна кириллическая письменность.
В 35 км на восток-северо-восток от города Вклейки, в 6,5 км на юг от деревни Долгиново, в центральной части деревни Каменно находится Воротишин крест. В Беларуси есть группа уникальных памятников прошлого, так называемые Борисовы камни. Это огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями.
Своё название камни получили от имени полоцкого князя Бориса, правившего в XII в.
Точная причина появления на наших землях столь необычных памятников неизвестна. Большинство Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень.
Работа с рубрикой «Документы и материалы» с.125, учащиеся изучают содержание берестяной грамоты, найденной под Витебском, и делают вывод о распространении грамотности в Древней Руси.
Закрепление изученного материала:
Практическая работа:
-
Выполнить задание 3 на с.185 печатной тетради. Определить характерные черты полоцкой архитектурной школы: башнеподобность, купола, кокошники, ярусный вид.
-
Описать крест Е.Полоцкой (на слайде) по плану:
-
Из какого материала был изготовлен крест?
-
Сколько концов у креста?
-
Сколько изображений святых на внешней части креста?
-
В чём историческая ценность креста?
-
Почему восстановление креста является духовным подвигом мастера Н.Кузьмича?
-
Дать определение: фреска, каменное зодчество, миниатюра, евангелие.
Рефлексия:
1.Каково ваше отношение к одному из памятников культуры ІХ-ХІІІ вв.?
2. Продолжите предложение:
А) На уроке я узнал о…
Б) Я хотел бы больше услышать о…
В) На уроке сегодня я работал на отметку…
Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки.
Домашнее задание: параграф № 25, подготовить сообщение «Как появилась письменность у наших предков?», составить презентацию «Крест Евфросинии Полоцкой»
3