Методическая разработка урока по истории Золотая Орда (ФГОС)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ВЕЛИКОТОПАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ВОРОЖАНИНА О.В. КЛИНЦОВСКОГО РАЙОНА

243113, Брянская область Клинцовский район, с. Великая Топаль, ул. Парковая, д. 7


Мастер - класс урока истории в 6 классе

по теме:

«Русь и Золотая Орда»



Разработала:

Учитель истории и обществознания МБОУ - Великотопальская СОШ

имени Героя России Ворожанина О.В.

Клинцовского района Брянской области

Зотова Анна Николаевна


Брянск


2014 год

Методическая разработка урока истории

Тема урока: «Русь и Золотая Орда»

Цели урока:

1.Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о Золотой Орде;

  • сформировать представление у учащихся о владычестве Золотой Орды над русскими землями;

  • воссоздать образы типичных участников событий (от простого крестьянина до князя);

  • рассмотреть позиции русских князей по отношению к Золотой Орде;

  • помочь учащимся определить последствия ордынского владычества над русскими землями;

  • выделить особенности монгольского владычества на Руси;

  • сформировать у учащихся новые понятия: «Золотая Орда», «ордынцы», «ярлык», «баскаки», «выход», «численник», «число».

2.Развивающие: продолжить работу по формированию и развитию у учащихся следующих умений и навыков:

  • выделять главное;

  • картографические умения;

  • самостоятельно работать с учебником;

  • делать выводы;

  • высказывать свое мнение;

  • анализировать данные;

  • заполнять таблицу;

  • логическое мышление

  • и др.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому; содействовать воспитанию сочувствия и сострадания к угнетенным; помочь учащимся осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями, в пользу владычества Золотой Орды

Оборудование: учебник «История России с древнейших времён до конца ХVI в.» Данилов А.А. Косулина Л.Г., параграф 14, карта «Монголо-татарское нашествие на Русь. 1223-1242 гг.», презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - объяснение.

Время урока: 40 минут



Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к изучению темы нашего урока, я бы хотела чтобы вы заслушали слова одного китайского поэта (Су Дун По).

«Взгляни горе в лицо - тупа вершина,

А сбоку погляди - она остра.

Иди навстречу - и гора все выше,

Иди назад - и ниже все гора...

О нет, она свой облик не меняет,

Гора одна и та же - в этом суть.

А превращенья от того зависят,

С какого места на нее взглянуть».

Вопрос: Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, можно ли применить данное высказывание к оценке, которую дают историческому явлению, событию разные его участники, очевидцы, современники, историки, потомки? Всегда ли совпадают мнения историков, изучающих это событие? Почему это происходит?

Учитель: Тема нашего урока звучит так: «Русь и Золотая Орда». Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимоотношения Руси и Золотой Орды.

Учитель: Наука «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы. Это происходит в любой науке и история - не исключение. В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем в исторической науке является тема, которая перекликается с темой нашего урока - «монгольское нашествие и его последствия». Об этом говорят многие исторические исследования. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты. Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока.

Цель: Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа.

Давайте вспомним материал прошлого урока.

Задание 1. Предлагаю вам выполнить задание:

Дан ряд слов:

Шведы, Чудское озеро, монголы, Козельск, рыцари-крестоносцы, Нева, хан, «свинья».

- Распределите данные слова на три группы. Назвать, какое событие объединяет каждую группу .

Ответ: Невская битва 1-я гр: шведы, Нева,

2-я: Ледовое побоище: Чудское озеро, рыцари-крестоносцы, «свинья».

3-я: монголо-татарское нашествие: монголы, Козельск, хан.

- Назовите даты этих событий 15 июля 1240 г, 5 апреля 1242 г, 1237-1241 гг.

- С именами каких исторических деятелей связаны эти события?

( Александр Невский, Батый).

Задание 2.

Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?

Методическая разработка урока по истории Золотая Орда (ФГОС)

Ученик. В очень тяжелом: с запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с Востока монгол-татары. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот война с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

План.

  1. Образование Золотой Орды.

  2. Повинности русского населения.

  3. Борьба русского народа против ордынского владычества.

  4. Последствия монголо-татарского нашествия.

Учитель: рассмотрев все 4 вопроса нашего плана, вы сможете ответить на главный вопрос урока.

III. Изучение нового материала.

  1. Образование Золотой Орды.

Учитель. Итак, что же представляла собой Золотая Орда? Рассказ учителя и показ по карте.

После возвращения из похода в Западную Европу в 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. В это государство вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии. Это было одно из самых больших государств Средневековья. На Руси это государство называли Золотой Ордой. Его столицей стал город Сарай.

Запишем в тетради:

  • Золотая Орда - государство, созданное ханом Батыем.

  • Сарай («дворец») - столица Золотой Орды.

Работа с картой по вопросам:

  • Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

  • На какой реке располагалась столица (Волга)

  • Определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Вывод: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

Вопрос: Что означает понятие вассальное государство. (Вассальное государство - государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя).

Рассказ учителя о «ярлыке» (определение, процедура вручения, присутствие ордынского посла, владимирский престол престижнее, резиденция митрополита)

Запишем определение:

  • «Ярлык» - это ханская грамота на (великое) княжение.

  • «Владычество» - господство

2. Повинности русского населения.

Вопрос: В чем же еще выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? Чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится учебник.

Работа с учебником. Задание: прочитать текст учебника на с. 123-125 пункт «Повинности русского населения» и ответить на вопросы: 4 минуты

  1. Кто такие «баскаки»? Для чего они были нужны? Картина в учебнике «Баскаки»

  2. Какие повинности несли русские люди?

  3. Что такое «выход»?

  4. Что делали с людьми, отказавшимися платить выход?

  5. Кто такие «численники»?

  6. Кого монголо-татары освобождали от выплаты дани? Почему?

Беседа по прочитанному и запись новых слов в тетрадь:

  • «Выход» - регулярная дань на Руси для хана Золотой Орды.

  • «Баскаки» - сборщики дани на Руси.

  • «Численники» - монгольские чиновники, переписчики.

  • «Число» - перепись населения.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод из прочитанного?

Ученик. Вывод: Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

3. Борьба русского народа против ордынского владычества

Учитель:

  • Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком тяжелом положении?

  • Что он мог сделать?

Учитель: Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники (переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

  • Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

  • Почему? (Народ им верил, уважал, у них была дружина, князья были мудрыми).

Учитель: В жизни человека иногда наступают роковые минуты - переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. Настало такое время и у князей. Какой выбор должны были сделать русские князья в отношениях с Золотой Ордой?

Послушайте сообщение вашего одноклассника о том, как князья вели себя по отношению к Золотой Орде.

Сообщение ученика. Русские князья по-разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.

Кто были эти князья?

Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые. На северо-востоке сопротивление татарам возглавил младший брат Александра Невского - Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного войска ордынца Неврюя - «Неврюева рать».

В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

Неоднократно русские земли поднимали восстания против ордынского владычества. В ответ на эти выступления Орда направляла карательные отряды на Русь.

Вопрос: Какие две позиции русских князей по отношению к власти Золотой Орды мы можем выделить?

Ответы учеников:

2 позиции русских князей:

Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. (тверские князья, князья Юго-Западной Руси). Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

Вторая позиция - политику лояльности, сотрудничества с монголо - татарами проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде. Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголо - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

Учитель: В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татарские войска будут разорять русские княжества, либо подавление восстаний должны взять на себя сами русские князья.

Работа с текстом учебника.

Учитель: Прочитайте текст учебника на с. 125 пункт «Борьба русского народа против ордынского владычества» 2-й и 3-й абзацы и ответьте на вопрос: 3 минуты

  • Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде??

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.

Вопрос: Итак, как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?

Ученик. Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский - князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более, что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Учитель: Объясните свое отношение к политике князя.

Ответы детей.

Учитель. Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Вопрос: Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки - право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

Вопрос: Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период?

Учитель. Верно. Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.

  1. Последствия монголо-татарского нашествия.

Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества» на с. 126-127, обсудите этот вопрос в парах, и определите какие из них были положительные, а какие отрицательные и заполните таблицу. 5 минут

ТАБЛИЦА «Последствия ордынского владычества»Произошла утрата многих ремесел

Появление новых центров (Тверь, Москва, Нижний Новгород)

Разрушены города

Усиление власти князей

Выплата огромной дани

Духовенство освобождалось от выплаты дани

Отставание в хозяйственном развитии на 50-100 лет

Взаимообогащение Руси и Золотой Орды в хозяйстве, быту, языке.

Угасание вечевых традиций

Сократилась численность населения

Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).

Учитель: Вернемся к нашему главному вопросу:

  • Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

  • Как мы можем ответить на наш вопрос?

Ответы детей: Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное.

Вывод. Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.

IV. Повторение и закрепление новых знаний.

Учитель: Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Верите ли вы, что…

Баскаки - это командиры ордынского войска? Нет

Князья получали в Орде «ярлыки»? Да

Русский народ оказывал сопротивление ордынцам? Да

«Выход» платили все жители Руси? Нет

Александр Невский выбрал путь сотрудничества с Ордой? Да

Русь стала составной частью Золотой Орды? Нет

V. Рефлексия деятельности (итог урока).

Вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось решить поставленную цель?

  • Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

  • Какую мысль или вывод лично для себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

VI. Домашнее задание и выставление оценок.

Учебник: § 14, с.122-128;

Синквейн на тему «Золотая Орда»

Творческое задание - написать мини-сочинение на тему «Сбор дани баскаками».






ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1.

Дан ряд слов:

Шведы, Чудское озеро, монголы, Козельск, рыцари-крестоносцы, Нева, хан, «свинья».


  1. Распределите данные слова на три группы.

  2. Назовите, какое событие объединяет каждую группу.

  3. Назовите даты этих событий.

  4. С именами каких исторических деятелей связаны эти события?





Задание 2.

Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?

Методическая разработка урока по истории Золотая Орда (ФГОС)


Методическая разработка урока по истории Золотая Орда (ФГОС)

Задание 3. Работа с картой:

  • Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу.

  • На какой реке располагалась столица.

  • Определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите.

Задание 4.

Работа с учебником. Задание: прочитать текст учебника на с. 123-125 пункт «Повинности русского населения» и ответить на вопросы: 4 минуты

  1. Кто такие «баскаки»? Для чего они были нужны? Картина в учебнике «Баскаки»

  2. Какие повинности несли русские люди?

  3. Что такое «выход»?

  4. Что делали с людьми, отказавшимися платить выход?

  5. Кто такие «численники»?

  6. Кого монголо-татары освобождали от выплаты дани? Почему?

Задание 5.

Работа с текстом учебника.

Учитель: Прочитайте текст учебника на с. 125 пункт «Борьба русского народа против ордынского владычества» 2-й и 3-й абзацы и ответьте на вопрос: 3 минуты

  • Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде??

Задание 6:

Прочитайте пункт «Последствия ордынского владычества» на с.126-127 учебника и на его основе заполните таблицу:

«Последствия ордынского владычества»

Сообщение ученика.

«Поведение русских князей по отношению к Золотой Орде».

Русские князья по-разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.

Кто были эти князья?

Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые. На северо-востоке сопротивление татарам возглавил младший брат Александра Невского - Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного войска ордынца Неврюя - «Неврюева рать».

В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

Неоднократно русские земли поднимали восстания против ордынского владычества. В ответ на эти выступления Орда направляла карательные отряды на Русь.



© 2010-2022