- Преподавателю
- История
- План конспект урока Раскол В русской православной церкви в условиях ФГОС
План конспект урока Раскол В русской православной церкви в условиях ФГОС
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Синицина Е.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок 15. истории России в 7 классе.
Тема: Раскол в русской православной церкви.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
Основные знания: положение Русской православной церкви после Смуты; личность и церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собора 1666-1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.
Образовательная среда: учебник, презентация, отрывки из «Жития протопопа Аввакума» (стр.68), картина «Боярыня Морозова», сравнительная таблица до и после реформы.
Внутрипредметные связи: Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе. Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Ключевые понятия: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.
Даты и событие: 1653-1655 гг. - церковная реформа патриарха Никона. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.
План изучения нового материала: 1. Церковь после Смуты. 2.церковные реформы Никона. 3. Церковный Собор 1666-1667 гг. 4. Церковь и государство. 5. Протопоп Аввакум.
Ход урока.
Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками, актуализирующая их знания.
Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2. Какую роль церковь сыграла в событиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей Русской право- славной церкви периода Смуты вы знаете?
Личность Филарета ( отвечают учащиеся)
1. Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?
- На слайде: картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? (слайд: тема урока)
Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол».
Проблема: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
2. Рассмотрение этого пункта плана урока учитель начинает с обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о реформах. Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной жизни. Ученики заполняют таблицу. «содержание церковной реформы»
Вопросы учащимся: кружок «Ревнителей древнего благочестия». (стр. учебника 62, )- почему возник вопрос о реформах, разночтения.
3. В чём были главные причины массового протеста верующих против церковной реформы? 4. Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
3. 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов - Филарета и Никона. Судьба Никона
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Фи- ларет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне? 3. Каков был ре- зультат противостояния царя и патриарха? Чем можно объяс- нить поражение Никона в этом противостоянии?
5. Рассказ учителя о протопопе Аввакуме отрывками из «Жития протопопа Аввакума». (обращение к учебнику)
-А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
Выводы: Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за «старую» веру ста- ла одной из форм протеста народа против гнёта властей
Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
Далее учащиеся выполняют тест.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Дом.задание: §11, читать §10 история нового времени. ( общие черты между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в 16 веке)