План конспект урока Раскол В русской православной церкви в условиях ФГОС

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 15. истории России в 7 классе.

Тема: Раскол в русской православной церкви.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.

Основные знания: положение Русской православной церкви после Смуты; личность и церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собора 1666-1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.

Образовательная среда: учебник, презентация, отрывки из «Жития протопопа Аввакума» (стр.68), картина «Боярыня Морозова», сравнительная таблица до и после реформы.

Внутрипредметные связи: Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе. Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.

Ключевые понятия: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.

Даты и событие: 1653-1655 гг. - церковная реформа патриарха Никона. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

План изучения нового материала: 1. Церковь после Смуты. 2.церковные реформы Никона. 3. Церковный Собор 1666-1667 гг. 4. Церковь и государство. 5. Протопоп Аввакум.

Ход урока.

Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками, актуализирующая их знания.

Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2. Какую роль церковь сыграла в событиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей Русской право- славной церкви периода Смуты вы знаете?

Личность Филарета ( отвечают учащиеся)

1. Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?

- На слайде: картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? (слайд: тема урока)
Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол».

Проблема: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?


2. Рассмотрение этого пункта плана урока учитель начинает с обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о реформах. Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной жизни. Ученики заполняют таблицу. «содержание церковной реформы»

Вопросы учащимся: кружок «Ревнителей древнего благочестия». (стр. учебника 62, )- почему возник вопрос о реформах, разночтения.

3. В чём были главные причины массового протеста верующих против церковной реформы? 4. Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?

3. 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов - Филарета и Никона. Судьба Никона

Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Фи- ларет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне? 3. Каков был ре- зультат противостояния царя и патриарха? Чем можно объяс- нить поражение Никона в этом противостоянии?

5. Рассказ учителя о протопопе Аввакуме отрывками из «Жития протопопа Аввакума». (обращение к учебнику)

-А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Выводы: Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за «старую» веру ста- ла одной из форм протеста народа против гнёта властей

Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
Далее учащиеся выполняют тест.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Дом.задание: §11, читать §10 история нового времени. ( общие черты между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в 16 веке)


© 2010-2022